Учебный предмет: география
Дата: 20.01.23
Класс: 9
Обучающаяся:
Учитель: Соколова Наталья Анатольевна
УМК: Линия УМК «Классическая география»
Учебник по географии для 9 класса «Природа и Население» (авторы: А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, В. В. Николина); -М.: Просвещение, 2021.- 391 с.;
Место урока в системе уроков данного раздела: раздел «Хозяйство России» (13 часов), тема «Агропромышленный комплекс (АПК)» (2 часа), 1-й урок в данной теме.
Тема урока: Агропромышленный комплекс (АПК). Растениеводство и животноводство.
Тип урока: по деятельностной направленности - урок открытия новых знаний (ОНЗ).
Цель урока:
предметно-дидактическая цель:продолжить формировать представления и знания об особенностях и главных чертах хозяйства России на примере МОК - агропромышленный комплекс (АПК).
деятельностная цель: формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия при изучении особенностей АПК и его центрального звена — сельского хозяйства в составе хозяйства России.
Задачи урока:
1) предметные:
- расширить представление обучающейся о МОК в составе хозяйства России на примере АПК;
- формировать представления и знания о составе АПК, его месте в экономике страны;
- формировать представления и знания о составе сельского хозяйства страны, его месте в хозяйстве, отличие от других отраслей хозяйства;
- систематизировать знания обучающейся о природных и социальных факторах и их влиянии на размещение отраслей АПК (практическая работа по карте);
- сформировать понятия “АПК”, “сельское хозяйство”, “растениеводство”, “животноводство”, “земельный фонд”, “сельскохозяйственные угодья”, “зерновые и технические культуры”;
- затронуть значение АПК и сельского хозяйства в экономике России и для человека.
- метапредметные:
- выделять главные, существенные признаки понятий;
- способствовать расширению словарного запаса, умению сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы, т.е создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;
- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, сохранять учебную задачу и оценивать правильность выполнения действия;
- кратко формулировать свои мысли в устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, за ее природные богатства.
- личностные:
- воспитывать сознательность на уроке;
- сохранять мотивацию к обучению и познанию;
- проявлять интерес к новому учебному материалу;
- выражать положительные эмоции к процессу познания, адекватно принимать причины успешности/не успешности учебной деятельности;
- развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;
- осознать необходимость использования географических знаний в повседневной жизни;
- воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину.
4) коррекционные:
- продолжить обогащение словарного запаса;
- продолжить развитие зрительной, слуховой памяти и внимания;
- продолжить расширение представлений об окружающем мире;
- развивать воображение и устойчивость внимания;
- совершенствовать навык связно и последовательно излагать материал, конструировать предложения (выводы) различной степени сложности;
- совершенствовать навык работы с географическими картами.
5) Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных – формирование представления о мире, осознание потребности в географических знаниях; управление своей познавательной деятельностью; развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей; обладать готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаний.
Познавательных – строить логические рассуждения и умозаключения в устной форме, делать выводы; оценивать результаты (умение осуществлять рефлексию способов и условий действия); описывать и сравнивать объекты; работать с текстом: выделять главную мысль, находить определение понятий, ответы на вопросы.
Регулятивных - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать средства реализации цели; составлять план и проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативных – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, принимать активное участие в совместной деятельности, для решения познавательных задач; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Методы обучения:
по типу познавательной деятельности:
- информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, работа с электронными ресурсами и интернет-ресурсами (ссылки на видеоматериалы);
- эвристический или частично-поисковый;
по источнику знания:
- словесные (объяснение, беседа);
- видеоматериалы (просмотр);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация).
Формы обучения:
- работа с электронными ресурсами («Google — презентация», тестирование по теме в программе «Google-форма», видеолекции на домашнее задание);
- работа с текстом;
- работа по географической карте.
Особенности урока:
При составлении урока по данной теме подобран перспективный план изучения материала, который напрямую связан с актуальными потребностями обучающейся и ее индивидуальными особенностями (особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти). На уроке создана доброжелательная атмосфера и минимизированы возможные стрессовые ситуации. Ход урока построен на четком проговаривании новых географических понятий. Материал дается в тесной взаимосвязи с уже усвоенным материалом (по аналогии), подобраны оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы: беседа, наглядная и словесная передача информации. Для лучшего запоминания материал подбирался с особой тщательностью. На всех фотографиях презентации прослеживается яркость, четкость и приближенность к реальной жизни, что способствует развитию наблюдательности обучающейся, дает возможность объективно смотреть на мир. Подобранные задания дифференцированы и по уровню сложности и по качественным особенностям ребенка, что позволяет обучающейся чувствовать свою включенность в образовательную деятельность. Используются приемы повторения и закрепления, с применением тестирования, как одной из форм технологии оценивания планируемых результатов на уроках географии. Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества учителя и ученицы.
Средства обучения и оборудование:
- базовое рабочее место ученика (системный блок mac-mini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR-650; микрофон VRN-MIC3; колонки TopDevice TDS-501 Wood; веб-камера Qumo WCQ-10);
- сценарий урока в программе «Google презентация»:
- тестирование по теме в в программе «Google-форма»:
- видеолекции на домашнее задание: "Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК)»
«Растениеводство и животноводство» 1)
2)
Ход урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
1 этап. Организационный.
Мотивация учебной деятельности.
(2 минуты)
Цель этапа:
- создать условия для рабочей обстановки;
- настроить обучающуюся к учебной деятельности и на получение новых знаний;
- создать условия для возникновения мотивации у обучающейся;
- формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.
|
Перед уроком загружает «Google презентацию»:
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Приветствует обучающуюся.
Проверяет работу видеосвязи и слышимость.
Интересуется самочувствием, настроением.
«Здравствуй! Как себя чувствуешь? Как настроение?».
Проверяет готовность обучающейся к уроку.
«Ручка и тетрадь на месте?».
«Приступим к уроку».
|
Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства.
Слушает, отвечает и реагирует на вопросы учителя.
Включается в учебную деятельность.
Извлекает и перерабатывает информацию. |
Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия.
Умение организовывать свою учебную деятельность. |
Взаимодействует с учителем во время беседы. Приветствует учителя и сообщает о своем настроении и готовности к уроку.
Настраивается на инициативное сотрудничество. |
Умение поддерживать диалог. Планирование учебного сотрудничества с учителем. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осуществляет речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.
|
Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс.
Принятие сигнала к началу учебной деятельности. |
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.Умение оценивать готовность к уроку; психологический настрой.
Умение управлять своим поведением и деятельностью. Умение настроить себя на работу. |
2 этап.
Актуализация знаний
(4 минуты)
Цель этапа:
- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний;
- установить связь между новым материалом и ранее изученными темами. |
На протяжении нескольких уроков ты знакомилась с МОК, которые формируют хозяйство России.
ВОПРОС: Напомни, пожалуйста, что же такое МОК? (Межотраслевой комплекс - это совокупность отраслей хозяйства, связанных между собой видом выпускаемой продукции).
ВОПРОС: Какие МОК уже изучила? (ТЭК, металлургический, машиностроительный и химико-лесной). |
Отвечает на
вопросы учителя. Вспоминает основные понятия предыдущих уроков. Осознанное
построение речевого
высказывания в
устной форме. |
Умение ориентироваться в
своей системе
знаний.
Умение называть
последовательность простых
знакомых
действий. Осуществлять
актуализацию
полученных
знаний. |
Взаимодействует
с учителем во
время опроса,
осуществляемого
в устном
форме. |
Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации Умение вступать в диалог. |
Контролирует
правильность
своего ответа, делает выводы.
|
Высказывать
мнения по
существу
поставленного
задания. Уметь
контролировать
процесс своих
действий.
|
Полная информация во вложении
|