Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта урока. Тема: Лес-природное сообщество (растения леса)

СКАЧАТЬ (85.0 Kb) 01.03.2022, 22:42
Веденеева Лариса Николаевна
учитель начальных классов, МОУ Юрьевская сош д. Вякирево Угличский район Ярославская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрьевская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока открытия новых знаний
с элементами функциональной грамотности

Технологическая карта урока.

Автор: Веденеева Лариса Николаевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория

2022 г.

 
Урок открытия новых знаний по окружающему миру в 4 классе УМК «Планета знаний»

Тема: Лес – природное сообщество (растения леса)

Цель: - ознакомление с особенностями растений леса, их различие и приспособление к совместной жизни ярусами.
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (урок открытия новых знаний).
Оборудование: запись «Звуки леса» (соловей), картинки с растениями, маркеры, клеящие карандаши, ватманы.
Образовательная система: «Планета знаний».
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Лес – природное сообщество» 
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран, музыкальный центр.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Формирование УУД:
Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей и справочников в открытом информационном пространстве.
Коммуникативные:
- учитывание другого мнения и позиции, стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

Методы:
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе, этапе рефлексии - как сопровождение)
практические (работа в группах - это деятельностный подход (составление обучающимися группой схемы «Ярусы леса»; работа с материалом из учебника, с толковыми словарями (это ИКТ технология – умение работать с информацией);
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах с раздаточным материалом).

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.

Литература:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Москва, 2020.
2. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник 4 класс. Москва. АСТ, «Астрель». 2021
3. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Обучение в 4 классе по учебникам "Окружающий мир". Москва. АСТ, «Астрель». 2021

№ Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент) - Здравствуйте. Ребята, а вы когда–нибудь были в научной лаборатории?
- А что там учёные делают?
- Правильно, изобретать, открывать новое. Вот и мы сегодня будем делать открытие. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу.
изобретают, делают открытия Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (целеполагание)
- Согласование цели и темы урока - Угадайте, где же мы будем делать это открытие.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу - земляникой,
Таню – костяникой,
Наташу – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Леночку – малиной,
Алёшу – хворостиной.
- Что это за богатырь?
- Что такое лес?
- А как они живут?
- То есть в сообществе. А точнее в природном сообществе.
- Поэтому, тема урока «Лес – природное сообщество».
- Сегодня мы с вами обратимся к растениям леса.
- Ребята, а всё ли вы знаете о растениях леса? Покажите это цветом светофориков:
Зелёный – я знаю всё
Жёлтый – знаю, но недостаточно
Красный – знаю, но очень мало.
- Вижу много разного цвета, отправимся в лес Организует диалог с учащимися.
Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует формулирование темы урока.
лес
это природное сообщество, территория, покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных
дружно, сообща
Показ цветов светофориков
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель, учебную задачу, тему урока.
Познавательные:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

3. Физкультминутка для глаз
- Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся - Закрыли глазки и послушаем звуки леса
Звучат звуки леса
Просит закрыть глаза и включает звучание соловья.
Организует психоэмоциональную разгрузку учащихся. Закрывают глаза Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
Личностные:
Создать условия для установки на здоровый образ жизни.

4. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез. - А знаете ли вы, что существует несколько типов лесов? Нет?
- Тогда рассмотрите картинки на слайде, сравните их и дайте названия данным лесам
- Почему вы их так назвали?
- Но в лесу кроме деревьев растут и другие растения. Всем им необходимы свет, тепло, вода и минеральные вещества.
- Как же здесь могут вместе ужиться столько разных растений?
- Ваши предположения.
- У кого другое мнение?
- Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами – ярусами. Организует практическую работу, ставит проблемный вопрос, побуждает учащихся высказать свои предположения – гипотезы.
нет/да
хвойные, лиственные, смешанные
в хвойных преобладают хвойные деревья, в лиственных – лиственные, а в смешанных – и те, и другие
высказывают свои предположения
Познавательные:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.
Личностные:
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения.

5. Поиск решения проблемы. Работа с толковыми словарями.
- Работа с толковыми словарями В.И. Даля, С.И. Ожегова.
- Может кто-то из вас знает, что такое ярус?
- Нет. Давайте узнаем его толкование в словаре.
- У меня в руках толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля.
- Кто хочет найти толкование слова «ярус» в данных словарях и всем прочитать?
Ярус (по Ожегову)- ряд горизонтально расположенных предметов.
Ярус (по Далю) - порядок в длину,
где каждый из рядов лежит один над другим
- Предположите, как же тогда уживаются растения в этих ярусах, и какие приспособления к совместной жизни они имеют?
- Иными словами, учёные располагают растения в ярусах в порядке уменьшения: от самого большого до самого маленького. Организует практическую работу со словарями.
Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
нет
желающим даются словари
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные:
Предложение способа решения задачи.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

6. Проверка информации.
Самостоятельная работа в группах с проверкой и оценивание по эталону.
- Тренировка способности к самоконтролю и самооценке. - Предлагаю поработать в группах и выяснить, какие растения и как расположились на ярусах в хвойных, лиственных и смешанных лесах.
- Каждой группе дано задание и план работы.
- Что же вы должны сделать, согласно плану работы? Прочитайте по группам пункты:
- 1-я группа:
1. Изучите информацию о представителях леса.
2. Внимательно рассмотрите растения леса.
3. Сравните и выявите их отличительные признаки.
4. Распределите растения по ярусам.
5. Представьте в виде схемы.
- На работу в группах вам отводится 3 минуты. Это время будут фиксировать песочные часы.
- Проверяем работу.
- Сравните составленные группами схемы.
- Что заметили?
- Почему вы так расположили растения?
- Оцените работу групп по алгоритму «самооценки работы в группе».
- Поставьте знак «+» возле пункта, который подходит к оценке работы вашей группы:
Утверждение Ваш комментарий
(выбери знаком «+»)
Наша группа работала как единая команда
Мы обсуждали решения и принимали решения вместе
В нашей группе уважается мнение каждого
- Проверяем. Какой пункт выбрала ваша команда?
- У кого другое утверждение?
- Видно, что вы работали как единая дружная команда. Организует работу в группах.
Организует и контролирует оценку работы в группе.
5 групп, каждая по пункту:
1-я команда
2-я команда
3-я команда
4-я команда
5-я команда
работа ведётся
3 минуты
схемы вывешивают на доску
они одинаковые
оценивают работу группы по критериям самооценки
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать результаты работы группы.
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
Личностные:
Использовать жизненный опыт, распределять роли в группах.

7. Физкультминутка.
Закрепление изученного. - А сейчас немного отдохнём. Встали.
Раз, 2, 3, 4, 5,
В лес идём мы погулять.
За малиной,
За калиной.
За черникой,
За брусникой,
Землянику мы найдём,
Маме с папой отнесём.
- Садитесь.
- Работа для закрепления:
-К какому ярусу относятся малина и калина?
- Черника, брусника и земляника? Проводит физкультминутку, показывает движения.
шагают
шагают
наклоны вправо
наклоны влево
приседание
приседание
прыжки
шагают
Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
Личностные:
Создать условия для установки на здоровый образ жизни.

8. Постановка новой проблемы. Закрепление изученного. - Наш урок мы начали с загадки.
Предлагаю и закончить его загадкой:
«В честь этого весеннего цветка во Франции ещё в начале ХХ века устраивали праздник, а П.И. Чайковский посвятил ему стихотворение. Послушайте отрывок из него:
О (название цветка)!
Отчего ты радуешь так взоры!
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но нет в них прелести таинственной твоей!
Маленькая подсказка: Это растение растёт у нас в Верхне-Волжском заказнике».
- Кто догадался, что это за цветок?
- Не догадались? Не страшно. Подумайте дома. И тот, кто догадается, нам на следующем уроке о нём расскажет.
- А эта загадка на следующих уроках поможет нам сделать очередное открытие. Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Познавательные:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществ-
лять взаимный контроль.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
Использовать жизненный опыт.

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание.
- Фиксирование нового содержания урока.
- Оценивание результатов учебной деятельности.
- Согласование домашнего задания. - Наш урок подходит к концу.
- Ребята, в начале урока вы светофориками показали, на каком уровне знаний о растениях вы находитесь.
- Изменился ли цвет ваших светофориков в конце урока?
- Покажите, каким цветом вы теперь оцениваете свои знания.
- У кого изменился цвет светофорика.
- Почему?
- Ребята, а сейчас я открою ещё одну тайну природы. Оказывается, данные цвета есть и у неё. И вот что каждый из них означает:
Зелёный показывает, что этих растений в природе ещё достаточно.
Жёлтый цвет, что растений с каждым годом становится всё меньше, и просит нас об этом задуматься.
Красный сигнализирует, что эти растения находятся на грани исчезновения, и их нужно спасать.
- О таких растениях, о том, что для этого нужно делать, мы будем говорить на следующих уроках.
- А сегодня цвету светофорика будет соответствовать задание на дом.
Зелёный – Составить кроссворд на тему «Растения нашего леса».
Жёлтый – Найти необычную, интересную информацию о любом лесном растении в нашей местности и представить в виде сообщения.
Красный - прочитать параграф учебника стр. 65-68, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради.
- Я надеюсь, что для многих урок действительно стал уроком открытий, уроком удивлений.
- Спасибо всем за хорошую работу.
- Урок окончен. Организует беседу, связывая результаты с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся на работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Даёт комментарий к домашнему заданию.
Оценивают работу светофориками
записывают домашнее задание Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Познавательные:
Уметь представлять подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформ-лять мысли в устной форме.


Категория: Блоги | Добавил: vedeneeva-larisa2013
Просмотров: 532 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог