Вызовы химии. Человек и среда
Класс: 9
Предмет: биология, химия, экология, математика.
Тема урока: Окружающая среда и здоровье человека.
Автор УМК: «Линия жизни» Пасечник В.В. Биология 9 класс
Химия 9 класс. Базовый уровень. Авторы Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока:
1) сформировать представление о факторах внешней среды, воздействующих на человека;
2) научить выявлять особо опасные факторы и риски их воздействия на организм человека;
3) сформировать навыки анализа критических ситуаций и возможные пути их разрешения, используя комплексно знания из области биологии и химии;
4) использовать приемы формирования функциональной грамотности учащихся для решения практических задач;
5) научиться применять межпредметные знания для экологического воспитания.
Задачи:
Образовательные: расширить знания о факторах внешней среды человека; сформировать представление о вредных и опасных антропогенных факторах; научиться интегрировать и применять знания особенностей и свойств химических веществ относительно влияния на организм человека; раскрыть значимость знаний химии и биологии в жизнедеятельности человека.
Развивающие: развивать умения работы с текстом, анализа представленной информации, информационных навыков сопоставления и выявления причинно-следственных связей; развивать мышление, познавательный интерес, инициативность и самостоятельность в принятии решений, формулировании выводов; формировать умение решать задачи по естественнонаучной грамотности.
Воспитательные: формировать чувство бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде, другим людям; формирование мотивации к обучению; воспитывать культуру межличностного общения; научиться оценивать свои действия, осуществлять рефлексию; сформировать УУД.
Планируемые результаты
Предметные:
- объяснять особенности химических и биологических процессов, опираясь на полученные знания;
- выявлять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений;
- строить логическую последовательность шагов по решению поставленных задач, оперируя знаниями особенностей строения и функционирования организма человека;
Метапредметные:
познавательные: выделять главное, акцентировать внимание на деталях текстовой информации, структурировать изучаемый материал, давать комплексную оценку и анализировать информацию;
регулятивные: уметь ставить цели и задачи собственной деятельности; планировать этапы учебной деятельности; анализировать результаты своей работы; проектировать этапы работы по достижению планируемых результатов;
коммуникативные: уметь сформировать и осуществлять коммуникативное сотрудничество в групповой работе; уметь организовать учебно-поисковую деятельность со сверстниками; овладеть навыками публичного выступления; аргументировать и отстаивать собственное мнение.
Личностные: осознать ценность сохранения здоровья; самостоятельность в приобретении новых знаний и умение практического использования полученных знаний; развитие внимательности; реализация познавательного интереса в решении конкретных учебно-исследовательских задач; осознать необходимость интегрированного изучения биологии, химии и экологии.
Методы:
1) словесные (беседа, диалог);
2) проблемно-поисковый (решение кейса);
3) наглядный (использование ЦОР);
4) практический метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Технологии: интегрированного обучения, технология коллективного взаимодействия, кейс-технология.
Используемое оборудование: учебник, интерактивная мультимедийная доска, персональный компьютер, смартфон или планшет для обучающихся.
|
Организационная структура урока |
Этапы урока |
Цель |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые способы деятельности |
Организационный этап |
Подготовить учащихся к началу работы
Мотивировать учащихся к учебной деятельности |
Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает психологически благоприятную атмосферу, мотивирует к учебной деятельности |
Настраиваются на учебную деятельность |
Личностные: умение проявлять уважение к педагогу и своим сверстникам, соблюдать дисциплину.
Регулятивные: умение организовывать рабочее место; планировать сотрудничество с учителем и коллективом, настраиваться на продуктивную учебную деятельность; уметь осуществить мотивацию на учебный процесс. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, актуализация знаний |
Проверить качество усвоения учебного материала.
Организовать работу учащихся с ЦОР.
Организовать фронтальную работу с учащимися
|
Организовывает проверку домашнего задания, используя ЦОР
Педагог просит учеников пройти задания на платформе joyteka, используя qr-код
|
Ученики, используя смартфоны/планшеты проходят по qr-коду для выполнения предложенной учителем работы
После выполнения задания обсуждают результат
|
Познавательные: систематизировать изученный материал; ориентироваться и использовать полученные знания.
Коммуникативные: воспринимать информацию аудиально и визуально; высказывать предположения; сотрудничать с педагогом и коллективом, высказывая собственное мнение; давать объяснение своему выбору. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности |
Ознакомить учеников с темой урока.
Сформулировать цель и задачи урока
Организовать групповую работу учеников |
Педагог озвучивает тему урока и задает ученикам вопросы, советуя использовать опорные схемы и символы.
1. Что такое здоровье для вас?
2. Какие факторы способствуют сохранению здоровья?
3. Какова цель нашего урока?
|
Ученики отвечают на вопросы педагога, используя опорные схемы и символы в тетради |
Познавательные:
представлять и соотносить информацию в разных видах, уметь перевести информацию в различные знаковые системы.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цель учебной деятельности, выделять задачи для достижения поставленной цели
Коммуникативные: уметь высказать, обосновать и доказать свою точку зрения
|
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Первичное закрепление в измененной ситуации (конструктивные) |
Актуализировать субъектный опыт учеников (опорные знания)
Проектировать новый способ мышления учащихся
|
Педагог предлагает разделить коллектив на 4 группы. Каждой группе следует ответить на один из вопросов:
1. Какие факторы среды влияют на жизнь человека?
2. Какие факторы можно отнести к особо вредным или опасным?
3. Какие последствия воздействия вредных факторов могут случиться?
4. Как обезопасить себя от воздействия вредных факторов и сохранить здоровье? |
Ученики делятся на 4 группы для обсуждения над поставленным вопросом, делая соответствующие заметки в тетради
Представитель каждой группы высказывает коллективные предположения и выводы |
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цель учебной деятельности, выделять задачи для достижения поставленной цели
Коммуникативные: уметь высказать, обосновать и доказать свою точку зрения
|
Творческое применение и добывание знаний (проблемное задание) |
Организовать групповую работу учащихся над решением кейса, обсуждение проблемного вопроса
Использовать кейс-технологию на уроке
|
«Сегодня мы обсудим, как факторы внешней среды могут повлиять на здоровье человека. Рассмотрим алгоритм действий по минимизации негативного последствия действия техногенных факторов.
Для этого предлагаю решить следующий кейс.
В нашей стране известны случаи аварий на предприятиях химической промышленности, которые повлекли за собой множество негативных последствий для работников этих предприятий и местных жителей. В 2006 году произошла авария на Новочебоксарском АО «Химпром», когда из-за несоблюдения мер безопасности произошел выброс 50 килограммов хлора. В результате 143 работников были госпитализированы в реанимацию с тяжелым отравлением, тысячи горожан обратились за амбулаторной помощью. На территории предприятия было зарегистрировано превышение ПДК по хлору в воздухе. В близлежащих жилых районах города людям было рекомендовано не выходить на улицу без необходимости.
Таблица 1. ПДК хлора в воздухе населенных пунктов
ПДК |
мг/м³ |
Среднесуточная |
0,03 |
Максимально разовая |
0,1 |
Рабочая зона производственных помещений |
1 |
Задание:
1. Зная химические особенности молекулы хлора, а также физические характеристики, объясните в каком виде хлор попал в окружающую среду.
2. Какая доза хлора могла содержаться на предприятии Новочебоксарский АО «Химпром» и в близлежащих жилых районах?
3. Рассчитайте ингаляционную токсодозу хлора (произведение концентрации токсического вещества (С) в воздухе и времени экспозиции (t) Д = Ct в мг∙мин/л) в день аварии (20 мин), если концентрация хлора после выброса составила 130 мг/м³.
4. Предположите, как могло измениться содержание хлора в теле взрослого человека весом 70 кг, работавшего на предприятии, если в норме содержание хлора составляет 0,15% массы тела.
5. Какие признаки отравления могли почувствовать работники данного предприятия?
6. Предложите алгоритм действия руководства и работников предприятия в случае возникновения подобной техногенной ситуации.
Педагог раздает учащимся подготовленные к уроку бланки ответов (приложение 1)
|
Ученики изучают информацию предложенного кейса, отвечают на вопросы, анализируют и предлагают свой алгоритм действий.
Используют для работы бланки ответов (приложение 1).
После поиска ответов на поставленные вопросы и решения предложенных задач (решения кейса) ученики представляют полученные результаты в ходе дискуссии
Элементы ответа учащихся
1. Хлор – газ зеленовато-желтого цвета с резким раздражающим запахом. Молекула хлора состоит из двух атомов. Химическая связь в молекуле – ковалентная неполярная. Плотность газообразного хлора при н.у. 3,214 кг/м³, он примерно в 2,5 раза тяжелее воздуха, вследствие чего может скапливаться в низких участках местности. В окружающую среду хлор попадает в газообразном состоянии, занимая низкие места и растворяясь в воде.
2. В результате выброса хлора на предприятии его содержание в рабочей зоне составило более 1 мг/м³, а в близлежащей жилой зоне – более 0,03 мг/м³
3. Ингаляционная токсодоза составила
Д= С*t = 130*20=2,6 мг·мин/л
(перевести м³ в л)
4. Содержание хлора в норме в теле человека весом 70 кг составит 70 кг*0,15%=105 г
Соответственно содержание хлора стало более 105 г
5. Признаки отравления хлором: слезотечение, боль в носоглотке и глазах, удушье, жжение в груди, кашель с мокротой
6. Алгоритм действий при утечке хлора на предприятии:
1. Активизировать работу по предотвращению утечки
2.Держаться с наветренной стороны относительно места утечки, избегая низких мест
3. Одеть защитную одежду (противогаз, изолирующий костюм, резиновые перчатки и обувь)
4. В случает отсутствия защитной одежды защитить органы дыхания можно тряпичной повязкой, смоченной сульфитом натрия
|
Познавательные:
выделять главное; критически оценивать информацию и ее достоверность; устанавливать причинно-следственные связи; применять межпредметные знания в ходе решения практических задач; осуществлять математические расчеты применительно к биологическим объектам
Регулятивные:
осознавать и принимать учебную задачу; планировать свои действия; организовывать самостоятельную работу; действовать по разработанному алгоритму
Коммуникативные:
высказывать и аргументировать свое мнение |
Подведение итогов. Рефлексия |
Организовать подведение итогов урока. Провести анализ полученных результатов решения кейса, используя ЦОР (презентацию) |
Педагог совместно с учениками анализирует результат решения кейса и применяемую методику, алгоритм действий, используя ЦОР, участники урока сравнивают полученные результаты, проводят работу над ошибками
|
Обсуждают результаты выполнения работы над кейсом, подводят итоги, анализируют конечный результат, отмечают и выделяют неточности в работе, дают оценку собственной деятельности по достигнутым результатам |
Познавательные:
Обобщать, систематизировать и выделять главное в представленной информации; анализировать ход своих действий.
Регулятивные:
анализировать и осмысливать собственные действия к достижению поставленной цели; оценивать достигнутый результат; осуществлять самоконтроль; планировать дальнейшие действия, перспективу развития; соотносить способы достижения и достигнутые результаты с учетом цели урока.
Коммуникативные:
вести беседу с педагогом и коллективом; уметь слышать оппонента; высказать свое мнение; задавать корректно вопросы в соответствии с тематикой задания, отвечать на вопросы |
Домашнее задание |
Указать домашнее задание и требования к его выполнению |
Педагог указывает ученикам ссылку на домашнее интерактивное задание (кроссворд)
|
Выполняют задания, используя цифровые образовательные средства |
Навыки самоорганизации и самоконтроля |
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Биология: 9 класс. Базовый уровень. Учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк. Москва: Просвещение, 2023 г.-272 с.
2. Химия. 9 класс. Учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Москва: Просвещение, 2023 г.- 224 с.
3. Образовательная платфома Joyteka
4.Сервис для создания интерактивных упражнений
5.Сервис для создания интерактивных упражнений
6.Российская электронная школа
|