Сегодня: 03.07.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта урока по теме «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»

СКАЧАТЬ (2.74 Mb) 11.06.2021, 16:08
Гайсина Асия Наилевна
учитель, МОУ "СОШ №28" города Магнитогорска
Урок биологии в 5 классе.
 
Учебник: Биология 5-6 классы: учебник /. Т.С.Сухова, В.И. Строганов – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019; Биология 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т.С.Суховой, В.И. Строганова / авт.-сост. Г.В. Парфенюк, Е.А. Стручков. – Волгоград : Учитель, 2016.; Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь № 1для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С.Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»
Цель: способствовать формированию представления о веществах, содержащихся в живых организмах; развитию умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познавательной и творческой активности.

Предполагаемые результаты:
1. Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цель;
- работать с различными источниками информации;
- анализировать содержание демонстрационных опытов
- осуществлять самоанализ, самооценку.

2. Познавательные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы;
- сравнивать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать свои достижения на уроке;
- выявлять причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- аргументировать свое решение;
- представлять результат своей деятельности.

4. Личностные:
- иметь мотивацию учебной деятельности, ценностное отношение к культуре здорового питания..

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:
мультимедиапрезентация;
для опытов: семена подсолнечника, кабачка, тыквы, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.

 
Этапы урока, учебные задачи Приемы, организующие деятельность обучающихся Средства Результаты:
ПР – предметные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные
Л –  личностные
Организационно-мотивационный этап
УЗ-1
Организация и мотивация обучающихся
Актуализация знаний и создание ситуации – затруднения.
- Сегодня у нас с вами не простой урок, вы «примерите на себя» роль юных исследователей. Но, прежде чем перейдем к исследованиям, давайте вспомним методы, которые помогают исследовать природу (наблюдение, опыт, измерение, описание).
- Посмотрите на экран. Какой метод познания природы показан? (эксперимент, опыт)
- Опишите в чем суть данного опыта?
(опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ).
- Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта? (Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды).
- А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма? (затрудняются ответить)








Слайд - иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли). (Данная тема изучалась на предыдущем занятии). 

 
Р – проговаривать то, что уже освоено.
П – уметь выражать свои мысли, строить высказывание
К – умение слушать и слышать, участвовать в диалоге


 

 
Формулирование темы урока.
Как вы думаете, какова тема урока сегодня? (какие вещества входят в состав живых организмов)
- Правильно. Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»


 

П – умение высказывать предположения.
К – умение слушать и слышать,
Р – демонстрация  готовности к уроку.
Информационно-аналитический этап

УЗ-2
Систематизировать изученный материал в процессе применения базовых знаний на практике
1. Выполнение практической работы:
опыт № 1
- Я напоминаю, вы – исследователи природы и приступим к первому опыту. Помните, что нужно работать аккуратно, не мешать друг другу.
Для этого опыта вам понадобится лист бумаги, семя подсолнечника или тыквы, пресс.
- Сложите лист пополам, положите внутрь семя и раздавите его. Разверните лист.
- Что заметили? (на листе остались жирные пятна).
- Какой вывод можно сделать? (в состав семян  входит жир).
- Жир – это органическое вещество.
Живые организмы содержат органическое вещество жир.

 
   Р – выполнять работу в соответствии с инструкцией; извлекать информацию из разных источников.

К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.

П – умеет устанавливать причинно-следественные связи; может проанализировать ход и способ действий
  Опыт № 2 (из учебника с. 12)
- Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? (получают сахар).
- Как люди обнаружили сахар в этих растениях?
(по сладкому вкусу).
- А мы можем предположить наличие сахара в растениях? Например, в плодах? Как? (попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе).
- Но сахар можно обнаружить и опытным путем?
При взаимодействии сахара, фруктозы, крахмала (все они содержатся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание.

- Проведем опыт. Возьмём муку. Из чего получают муку? (из зерен пшеницы, т.е. живого организма.) Насыплем в марлевый мешочек и промоем в воде. Что случилось с водой? (она помутнела). Добавим в воду раствор йода. Что наблюдаем? (мутно-белый раствор приобрел синий цвет).
-  Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе? (Сахар или крахмал.)
- Ребята, сахар, крахмал, фруктоза – это всё углеводы.  
- Какой вывод мы можем сделать?
(В состав живых организмов входят углеводы).
Записываем вывод в тетрадь. Углевод – это органическое вещество. Живые организмы содержат органическое вещество углевод.
- Теперь раскроем мешочек. После промывания в нём осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина, или растительный белок.
Белок – это органическое вещество. (Запись в тетрадь).

 










 
Р – анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход, и результат каждого опыта;. принимать и сохранять учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.

П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий;
  - А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в бумагу. Что мы видим на бумаге? (Пятно).
- Чем образовано пятно? Это жир? (Нет, это пятно от сока, который выделил картофель).
- Что входит в состав сока? Почему он жидкий? (В состав сока входит вода).
- А к какой группе веществ относится вода?
(Вода относится к неорганическим веществам).
- Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?
(В состав организма входит вода).
- Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так. (Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество).
Кроме органических веществ в организме есть и неорганические: вода и минеральные соли.
- Найдите в учебнике информацию о процентном содержании воды в живых организмах.
  Р –принимать и сохранять учебную задачу; делать вывод; работать с разными источниками информации.

К – систематизировать свои знания и оформлять свои мысли в устной форме,

П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий;
  3. Компетентностно-ориентированное задание.
- Белки, жиры и углеводы, минеральные соли и воду мы получаем из пищевых продуктов живого и растительного происхождения. Одни продукты содержат больше углеводов, другие – жиров, третьи – белков.
- Следующая наша работа будет проходить в группах. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. У каждой группы есть папка. Познакомьтесь с её содержимым и выполните задание.

 
КОЗ:
 
Р – действуют по инструкции учителя; работают с текстом; решают поисковые задачи.
П – оценивают важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни; работают с объектами как источниками информации. осознают ценностное отношение к культуре здорового питания.
К – обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания; работают в коллективе, уважают мнение других.
Рефлексивно-оценочный этап
УЗ 3 - Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни;
1. Рефлексивная  беседа.
- Какие затруднения вы испытывали на занятии? Что больше всего вызвало интерес?
- Объясните смысл цитаты Гиппократа «Я есть то, что я ем».

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

 
 

Л – осознавать смысл изученной темы, ориентироваться в своей системе знаний..

Р – оценивать собственную деятельность на уроке,
Домашнее задание Домашнее задание:
& 3 читать.
ТПО –  стр. 7 задание 2 и стр. 8 задание 2
   

Компетентностно-ориентированное задание
 
Стимулирующий текст.
«Американские» проблемы толстых детей, ставших жертвами фастфуда, больше не заокеанская новость. Эти трудности пришли и в Россию. Неправильное питание представляет серьезную угрозу здоровью и может стать причиной серьезных хронических заболеваний уже в юношеском возрасте. В последние годы наблюдается интенсивный рост числа хронических заболеваний у детей, и на первом плане среди них — заболевания желудочно-кишечного тракта, число которых за последние десять лет выросло в разы. Статистика действительно неутешительная. Так частота болезней пищеварительной системы выросла в 2,5 раза, заболеваний костей – в два раза, эндокринной системы – в два раза, а число детей с избыточной массой тела – в 4 раза! Избыточной массой тела страдают 22–33% всех детей, чаще эта проблема характерна для мальчиков. Одновременно развивается и другая беда – растет число детей с гипотрофией (низким весом). В чем же причина такой ситуации? Она кроется именно в неправильном питании.

Задачная формулировка.
«Ты есть то, что ты ешь» — эта фраза Гиппократа стал крылатой. Человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией.
Идеальная формула правильного питания – в рацион необходимо включать не более 50% углеводов, 30% жиров и белков20%.
В вашем наборе достаточно много продуктов, которые мы имеем возможность покупать в магазине. Необходимо определить содержание белков-жиров-углеводов в каждом продукте и составить оптимальное меню «правильного» завтрака, чтоб соотношение органических веществ было идеальным (50%-30%-20%)
Набор продуктов.
Оценка.

Работа команды.
Распределение ролей.
Результат.

Самостоятельная работа с самопроверкой
 
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

Эталон.
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах – географию (биологию). Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах (получают из растений. Это органическое вещество). Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество (неорганическое)! Вода – тоже органическое вещество (неорганическое), вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое (неорганическое). Я думаю, что я хорошо уже изучил географию (биологию), пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!


Категория: Блоги | Добавил: асия
Просмотров: 325 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"
III Всероссийский творческий конкурс ко Дню семьи, любви и верности "Наша дружная семья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.07.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог