Сегодня: 18.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта урока по теме «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»

СКАЧАТЬ (2.74 Mb) 11.06.2021, 16:08
Гайсина Асия Наилевна
учитель, МОУ "СОШ №28" города Магнитогорска
Урок биологии в 5 классе.
 
Учебник: Биология 5-6 классы: учебник /. Т.С.Сухова, В.И. Строганов – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019; Биология 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т.С.Суховой, В.И. Строганова / авт.-сост. Г.В. Парфенюк, Е.А. Стручков. – Волгоград : Учитель, 2016.; Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь № 1для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С.Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»
Цель: способствовать формированию представления о веществах, содержащихся в живых организмах; развитию умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познавательной и творческой активности.

Предполагаемые результаты:
1. Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цель;
- работать с различными источниками информации;
- анализировать содержание демонстрационных опытов
- осуществлять самоанализ, самооценку.

2. Познавательные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы;
- сравнивать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать свои достижения на уроке;
- выявлять причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- аргументировать свое решение;
- представлять результат своей деятельности.

4. Личностные:
- иметь мотивацию учебной деятельности, ценностное отношение к культуре здорового питания..

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:
мультимедиапрезентация;
для опытов: семена подсолнечника, кабачка, тыквы, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.

 
Этапы урока, учебные задачи Приемы, организующие деятельность обучающихся Средства Результаты:
ПР – предметные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные
Л –  личностные
Организационно-мотивационный этап
УЗ-1
Организация и мотивация обучающихся
Актуализация знаний и создание ситуации – затруднения.
- Сегодня у нас с вами не простой урок, вы «примерите на себя» роль юных исследователей. Но, прежде чем перейдем к исследованиям, давайте вспомним методы, которые помогают исследовать природу (наблюдение, опыт, измерение, описание).
- Посмотрите на экран. Какой метод познания природы показан? (эксперимент, опыт)
- Опишите в чем суть данного опыта?
(опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ).
- Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта? (Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды).
- А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма? (затрудняются ответить)








Слайд - иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли). (Данная тема изучалась на предыдущем занятии). 

 
Р – проговаривать то, что уже освоено.
П – уметь выражать свои мысли, строить высказывание
К – умение слушать и слышать, участвовать в диалоге


 

 
Формулирование темы урока.
Как вы думаете, какова тема урока сегодня? (какие вещества входят в состав живых организмов)
- Правильно. Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»


 

П – умение высказывать предположения.
К – умение слушать и слышать,
Р – демонстрация  готовности к уроку.
Информационно-аналитический этап

УЗ-2
Систематизировать изученный материал в процессе применения базовых знаний на практике
1. Выполнение практической работы:
опыт № 1
- Я напоминаю, вы – исследователи природы и приступим к первому опыту. Помните, что нужно работать аккуратно, не мешать друг другу.
Для этого опыта вам понадобится лист бумаги, семя подсолнечника или тыквы, пресс.
- Сложите лист пополам, положите внутрь семя и раздавите его. Разверните лист.
- Что заметили? (на листе остались жирные пятна).
- Какой вывод можно сделать? (в состав семян  входит жир).
- Жир – это органическое вещество.
Живые организмы содержат органическое вещество жир.

 
   Р – выполнять работу в соответствии с инструкцией; извлекать информацию из разных источников.

К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.

П – умеет устанавливать причинно-следественные связи; может проанализировать ход и способ действий
  Опыт № 2 (из учебника с. 12)
- Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? (получают сахар).
- Как люди обнаружили сахар в этих растениях?
(по сладкому вкусу).
- А мы можем предположить наличие сахара в растениях? Например, в плодах? Как? (попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе).
- Но сахар можно обнаружить и опытным путем?
При взаимодействии сахара, фруктозы, крахмала (все они содержатся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание.

- Проведем опыт. Возьмём муку. Из чего получают муку? (из зерен пшеницы, т.е. живого организма.) Насыплем в марлевый мешочек и промоем в воде. Что случилось с водой? (она помутнела). Добавим в воду раствор йода. Что наблюдаем? (мутно-белый раствор приобрел синий цвет).
-  Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе? (Сахар или крахмал.)
- Ребята, сахар, крахмал, фруктоза – это всё углеводы.  
- Какой вывод мы можем сделать?
(В состав живых организмов входят углеводы).
Записываем вывод в тетрадь. Углевод – это органическое вещество. Живые организмы содержат органическое вещество углевод.
- Теперь раскроем мешочек. После промывания в нём осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина, или растительный белок.
Белок – это органическое вещество. (Запись в тетрадь).

 










 
Р – анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход, и результат каждого опыта;. принимать и сохранять учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.

П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий;
  - А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в бумагу. Что мы видим на бумаге? (Пятно).
- Чем образовано пятно? Это жир? (Нет, это пятно от сока, который выделил картофель).
- Что входит в состав сока? Почему он жидкий? (В состав сока входит вода).
- А к какой группе веществ относится вода?
(Вода относится к неорганическим веществам).
- Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?
(В состав организма входит вода).
- Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так. (Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество).
Кроме органических веществ в организме есть и неорганические: вода и минеральные соли.
- Найдите в учебнике информацию о процентном содержании воды в живых организмах.
  Р –принимать и сохранять учебную задачу; делать вывод; работать с разными источниками информации.

К – систематизировать свои знания и оформлять свои мысли в устной форме,

П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий;
  3. Компетентностно-ориентированное задание.
- Белки, жиры и углеводы, минеральные соли и воду мы получаем из пищевых продуктов живого и растительного происхождения. Одни продукты содержат больше углеводов, другие – жиров, третьи – белков.
- Следующая наша работа будет проходить в группах. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. У каждой группы есть папка. Познакомьтесь с её содержимым и выполните задание.

 
КОЗ:
 
Р – действуют по инструкции учителя; работают с текстом; решают поисковые задачи.
П – оценивают важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни; работают с объектами как источниками информации. осознают ценностное отношение к культуре здорового питания.
К – обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания; работают в коллективе, уважают мнение других.
Рефлексивно-оценочный этап
УЗ 3 - Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни;
1. Рефлексивная  беседа.
- Какие затруднения вы испытывали на занятии? Что больше всего вызвало интерес?
- Объясните смысл цитаты Гиппократа «Я есть то, что я ем».

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

 
 

Л – осознавать смысл изученной темы, ориентироваться в своей системе знаний..

Р – оценивать собственную деятельность на уроке,
Домашнее задание Домашнее задание:
& 3 читать.
ТПО –  стр. 7 задание 2 и стр. 8 задание 2
   

Компетентностно-ориентированное задание
 
Стимулирующий текст.
«Американские» проблемы толстых детей, ставших жертвами фастфуда, больше не заокеанская новость. Эти трудности пришли и в Россию. Неправильное питание представляет серьезную угрозу здоровью и может стать причиной серьезных хронических заболеваний уже в юношеском возрасте. В последние годы наблюдается интенсивный рост числа хронических заболеваний у детей, и на первом плане среди них — заболевания желудочно-кишечного тракта, число которых за последние десять лет выросло в разы. Статистика действительно неутешительная. Так частота болезней пищеварительной системы выросла в 2,5 раза, заболеваний костей – в два раза, эндокринной системы – в два раза, а число детей с избыточной массой тела – в 4 раза! Избыточной массой тела страдают 22–33% всех детей, чаще эта проблема характерна для мальчиков. Одновременно развивается и другая беда – растет число детей с гипотрофией (низким весом). В чем же причина такой ситуации? Она кроется именно в неправильном питании.

Задачная формулировка.
«Ты есть то, что ты ешь» — эта фраза Гиппократа стал крылатой. Человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией.
Идеальная формула правильного питания – в рацион необходимо включать не более 50% углеводов, 30% жиров и белков20%.
В вашем наборе достаточно много продуктов, которые мы имеем возможность покупать в магазине. Необходимо определить содержание белков-жиров-углеводов в каждом продукте и составить оптимальное меню «правильного» завтрака, чтоб соотношение органических веществ было идеальным (50%-30%-20%)
Набор продуктов.
Оценка.

Работа команды.
Распределение ролей.
Результат.

Самостоятельная работа с самопроверкой
 
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

Эталон.
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах – географию (биологию). Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах (получают из растений. Это органическое вещество). Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество (неорганическое)! Вода – тоже органическое вещество (неорганическое), вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое (неорганическое). Я думаю, что я хорошо уже изучил географию (биологию), пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!


Категория: Блоги | Добавил: асия
Просмотров: 819 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 18.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог