БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|
(прием «ассоциативный ряд»)
Вовлекает обучающихся в беседу об имени существительном.
• Все ли признаки имени существительного мы знаем?
• Предлагает посмотреть презентацию и вспомнить всё ранее изученное о существительных.
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Предлагается определить цель и задачи урока самостоятельно. |
Цель:
Образовательная: подвести к пониманию того, что существительные различают по лексико-грамматическим разрядам: имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу(если возникли затруднения у обучающихся при самостоятельной постановке задачи урока).
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Стратегия установки и характер решаемых задач.
- различать одушевлённые и неодушевлённые существительные;
- распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные с помощью постановки вопросов кто? что?
- составлять словосочетания и предложения, используя одушевлённые и неодушевлённые существительные;
|
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Работа с иллюстрацией. Изучение теоретических сведений. |
Организация самостоятельных учебных действий:
Неодушевленные – это..
Делают вывод: В чем вы видите различие между одушевленными и неодушевленными именами существительными.(обязательно примеры из жизненной ситуации: дом-что? Кот- кто? Дышит -не дышит предмет).
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|
Работа с использованием учебника. Выполнить упр. 485. По первому заданию к упражнению.
- Классифицируйте по признаку одушевленности и неодушевленности: Задание выполняется в два варианта у доски. Учащиеся выходят по очереди, записывают в свой столбик: объясняют причину выбора.
1-вариант 2-вариант
а) одушевленные (кто?) б) неодушевленный (что?);
2. Проверка задания. Вывод. Если возникает необходимость, возвращаемся к изучаемому правилу.
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Работа с учебником |
Задание для 1, 2 групп.
1 группа выполняет задание повышенной сложности. Упр 487. Самостоятельно.
2 группа работает с упр 486.(1, 2 предложение)
Делают вывод. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Возможна работа в парах |
Из учебника «Литература» выпишете предложения, в которых встречаются одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Докажите правильность суждения.(классификация по лексико-грамматическим разрядам)
Кто? Герасим-одуш.; собств.; Муму-одуш.; совбств.;
Что? Двор-неодуш.; нариц.; коморка-неодуш.; нариц.;
Делают вывод. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Материалы ВПР, ОГЭ |
1.Прочитай слова. Выпиши из каждой строчки имена существительные. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
Красный, краснота, краснеть, красота.
Бедный, бедняк, бедность, обеднеть.
Запевать, певец, петь, певучий.
Спасать, спасатель, спасательный, спасение.
2. Прочитай. Спиши слова в два столбика: в 1-й- слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во 2-й второй – на вопрос что?
Курица-курятник, корова –коровник, свинья-свинарник, строитель- стройка, тракторист-трактор, сторож- сторожка, школа- школьник, читатель –чтение. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Элемент функциональной грамотности: читательская грамотность. Работа с текстом. |
Вставьте пропущенные слова. а) Текст – это связанное … на определенную… В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …
В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
б)1.Коля развел костер. 2.Витя и Оля установили палатку. 3.Сергей подготовил место для костра. 4.Катя вытащила из мешка палатку. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Ведение тетради – справочника.(скорее всего обязательная процедура. Особенно для отдельной категории обучающихся. |
КАЖДОМУ УЧЕНИКУ ВЫДАНА КАРТОЧКА-ПАМЯТКА. Какие предметы из окружающего мира в русском языке являются одушевленными и неодушевленными?
КТО? (одушевленные существительные) ЧЕЛОВЕК, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ.
ЧТО? (неодушевленные существительные) ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ЯГОДЫ, ПРЕДМЕТЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Критерии оценивания обязательно объявляем. |
1)Определи строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
а)машина , стол;
б)поезд ,лес;
в)девочка, медведь;
г)дерево ,мост.
2)Укажите в предложении одушевлённое существительное:
Марина поливает в саду цветы.
а )цветы;
б)поливает:
в)Марина;
г)в саду.
3)В какое слово нужно вставить букву о?
а )р.бята;
б)соб.ка;
в)к.рова;
г)учит.ль.
(Взаимопроверка с оцениванием ) |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Обязательный элемент урока. |
Наш урок подходит к концу. Возьмите карточку и закончите предложение.
- На уроке мы повторили…
- Я узнал важные сведения…
- Мне интересно было узнать…
- Что-то необходимо проработать…
Заполнение индивидуального листа оценивания(данная процедура обязательна)
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
При необходимости дать дополнительное задание по теории. |
Используя карточку-памятку записать существительные: Кто? Одушевленные. Что? Неодушевленные. Повторить теоретический материал.
|