Сегодня: 03.11.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта урока русского языка "Причастие"

СКАЧАТЬ (50.7 Kb) 02.10.2025, 12:35
Иванова Галина Леонидовна
учитель русского языка, МАОУ "СОШ №4" г.Чудово
Технологическая карта Урок русского языка в 7 классе
 
Провела  
Тема урока Причастие как часть речи
Тип урока Усвоение новых   знаний в условиях реализации ФГОС
Цель урока Знакомство с причастием как частью речи, его морфологическими признаками;
Задачи урока:
 
1.Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
определить, морфологические признаки каких частей речи имеет причастие;
совершенствовать орфографические умения.
1.Развивающие:
осуществление системно - деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную поисковую деятельность;
развитие творческих, речевых способностей, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за        собственный выбор и результаты своей деятельности, формирование логических умений, решение учебных проблем;
развитие умения формулировать цель, задачи, гипотезу;
1.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных компетенций;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Планируемые образовательные результаты:
 
Предметные:
получение новых знаний об особой форме глагола -  причастии;
усовершенствование навыков работы с   текстом.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

 
Оборудование
 
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.

 
УМК Учебник русского языка «Русский язык» Авторы М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М. Александрова и др.
 «Поурочные разработки по  русскому языку 7 класс» к УМК М.Т.Баранова и др.
Дидактический материал
 
Карты – критерии оценивания синквейна, кластера, Диаграммы Венна, Фишбоуна; таблицы ЗХУ; раздаточный материал с дополнительной информацией о причастии; карточки с текстом; карточки с итоговым тестом, таблицы.
 
Структура урока 1) Организационный этап
2) Фаза урока «Вызов» (актуализация знаний, постановка проблемы, гипотезы, учебной задачи).
3) Фаза урока «Осмысление» (закрепление опорных знаний, получение новых знаний).
4)Фаза урока «Размышление» (обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий).
5) Фаза «Рефлексия» (информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок).

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-
деятельностного
подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Для создания коллаборативной среды выполним упражнение «Электрическая цепь»
Приветствие учащихся.
Создание коллаборативной среды. Настрой на слаженную групповую работу посредством выполнения упражнения «Электрическая цепь»
Принцип психологической
комфортности.
УУД: (личностные,
коммуникативные)
 создает доброжелательную
атмосферу,
формирует мотивацию на учёбу,
ситуацию успеха.
1.1
Фаза урока
«Вызов»
(1 мин)







        1.2.
Актуализация  знаний
(3 мин)










       1.3. Постановка учебной задачи.
(3 мин)














2.  Фаза урока Осмысление
(9 мин)



















 
Создание проблемной ситуации.
На экране слайд 1 с записанным предложением:
В начале пятидесятых годов в Новгороде учёные нашли берестяные грамоты, написанные без единой капли чернил.
Вопрос учителя:
- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.

Вопрос учителя:
-Чем же они отличаются друг от друга?





Учитель говорит, что слово «написанные» – это новая для обучающихся часть речи «причастие». Подводит к теме урока, которую формулируют сами обучающиеся.
На доске и в тетрадях записывается тема урока «Причастие как часть речи».
Учитель просит обучающихся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока, построить
гипотезу.





Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал (а)», предлагает разделиться на две группы и самостоятельно познакомиться с материалом параграфа 12 стр.32 «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся и заполнить две первые графы по теме урока. Приложение № 1.

В русском языке причастие как часть речи представлено категорией слов, имеющих общие грамматические и синтаксические признаки. Причастия обозначают признак предмета по действию, отвечают на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? и объединяют в себе свойства прилагательных и глаголов.
Примеры причастий: рисующий, растущий, рассказывающий, обсуждаемый, пройденный, переписанный.
Грамматические признаки причастия как части речи: причастия имеют постоянные (перешедшие от глаголов) и непостоянные (перешедшие от прилагательных) грамматические признаки.
Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графы «Категория информации» и «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым будут работать учащиеся.
Приложение № 2


Полная информация во вложении
Предполагаемый ответ:
 -Есть: это слова «берестяные» и «написанные». Они отвечают на вопрос: какие?
-В предложении эти слова являются определениями.
- Слова изменяются по числам (берестяные – берестяная, написанные - написанная), по родам
(написанная – написанный, написанное), по падежам (берестяная – берестяную).


Предполагаемый ответ:
Ответы учащихся:
-«Берестяные» указывает на признак предмета по материалу.
-А слово «написанные» указывает на признак  действия (их кто-то написал).


Учащиеся формулируют самостоятельно ТЕМУ урока: знакомство с причастием как частью речи, его морфологическими признаками;

Учащиеся самостоятельно формулируют ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: изучить причастие как часть речи; узнать, что обозначает причастие; какими членами предложения являются причастия; от какой части речи образуются; формировать умение отличать причастие от других частей речи; определять морфологические признаки причастий.
Учащиеся строят гипотезу: если слово «сорванные» отвечает на вопрос «какие» и указывает на признак действия, возможно оно включает морфологические признаки прилагательного и глагола?

Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах, и представитель 1-й группы заполняет эту таблицу на компьютере учителя и выводит её на экран. Представители 2-й группы корректируют его выводы.

 
Знаю Хочу  узнать Узнал
1.Причастие – это часть речи.
2.Причастие  изучается в разделе «Морфология».
3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы выполняют одну роль в предложении).
4.Причастие по смыслу схоже с глаголом.
1.Что именно обозначает причастие?
2.Как изменяется причастие?
3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?
4.Какими членами предложения бывают причастия?
5.Как и от чего образуются причастия?
 
Категория информации роль причастия в предложении, отличие причастия от  схожих частей речи, образование причастий, грамматические признаки Источник информации прочитал в учебнике, прочитал в интернете, узнал из дополнительной литературы, слышал раньше от учителя, узнал от одноклассника и др.
 
       


 
Принцип деятельности.
УУД: (регулятивные)
 понимает, принимает и сохраняет
учебную задачу, соблюдает
 последовательность действий
по ее решению.
Принцип целостности.
УУД: (регулятивные и
познавательные)
умеет самостоятельно
формулировать цель
и задачи,
планировать, прогнозировать
свою деятельность.

УУД: (коммуникативные)
излагает своё мнение (в монологе,
диалоге, полилоге), аргументируя его,
 подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии








УУД: (познавательные)
 умеет
формулировать
и доказывать свою точку зрения.

УУД: (познавательные)
извлекает информацию,
 ориентируется
в системе знаний и осознает
необходимость нового знания.
УУД: (познавательные)
формирует логическое
умение
решать учебные проблемы,
выявлять причинно-
следственные связи

УУД: развивает умение
работать самостоятельно и в малой группе,
анализировать,
сравнивать, обобщать,
организовывать самостоятельную
поисковую деятельность.
УУД: (познавательные)
развивает умение работать с
источниками информации,
умение делить информацию на различные категории, осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных ситуаций


Категория: Блоги | Добавил: ИвановаГалина
Просмотров: 35 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
XXVI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
X Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 03.11.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог