МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Школа–интернат № 18»
МКОУ «Ш- И №18»
Россия, 652475, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область,
ул. Войкова д.39, 8 (384-53) 6-50-48. Е-mail: anschool18@mail.ru
Технологическая карта
урока русского языка в 8 классе
«Имя числительное»
Составитель
учитель русского языка
и литературы
Сопрунова Н.А.
2025
Урок русского языка составлен для учащихся 8 класса со слуховой депривацией
На уроке педагогом создается проблемная ситуация отдельно для каждого учащегося. Подобраны такие виды заданий, которые позволяют активизировать имеющиеся знания у учащихся, развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, выстраивать диалог, выполнять совместную работу либо проявлять самостоятельность.
При составлении технологической карты урока учтены все требования СанПиН 2: возрастные особенности обучающихся, профилактика утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся (смена видов деятельности, физминутка), продолжительность непрерывного использования технических средств.
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 8
Базовый учебник Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой
Тема урока Имя числительное как часть речи
Тип урока Урок открытия нового знания.
Задачи урока Образовательные: познакомить с новой частью речи — именем числительным; ввести понятие «количественные» и «порядковые» числительные; формировать умение находить в тексте имена числительные, записывать их.
Развивающие: развивать мышление, логику, наблюдательность, речь учащихся и умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность при выполнении различных учебных заданий; формировать навык межличностного общения.
Коррекционные: развивать речь учащихся, умение отвечать на вопросы.
Планируемые результаты Личностные:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к работе на результат.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
-определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;
-определять правильность выполнения задания на основе различных образцов.
Познавательные УУД:
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-анализировать, сравнивать, группировать.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого.
-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;
Предметные:
-представление о имени числительном, как о части речи
-практические умения находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?);
-адаптация к языковой и речевой деятельности: умения объяснять значение имён числительных в речи, приводить примеры слов-имён числительных.
Технологии Здоровьесбережения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная.
Формы работы Коллективная, групповая, творческая, спортивная разминка, тестирование
Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся Ведут работу с пословицами, выборочную работу с текстом, выполняют тестовые задания
Виды используемых ИКТ Компьютер, мультимедийная установка, презентация
Интернет-ресурсы www.slovardalya.ru
Ход урока:
1. Организационный момент (3мин.)
2. Актуализация знаний. (3 мин.)
3. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
Постановка темы урока и целей(7 мин.)
4. ФИЗМИНУТКА (2 мин.)
5. Этап открытия нового знания (7 мин.)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (15 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин.)
8. Этап рефлексии деятельности. Итог урока (3 мин.)
9. Домашнее задание (1 мин.)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД
Организационный момент - Ребята, вы готовы к уроку?
Пожелаем друг другу здоровья и мира. Поздороваемся! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний
Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью).
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
-Ребята, а вы знаете синоним к слову «поздороваться», «здороваться»?
Дети настраиваются на работу, самоопределяются к деятельности.
(Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).
- Поприветствовать. Приветствовать.
-Люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете.
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. Метапредметные:
1.регулятивные – принимать цель и задачи этапа урока.
2.познавательные – слушать учителя, понимать инструкцию,
3.коммуникативне - умение оценивать свое поведение, принимать участие в диалоге.
Личностные: доброжелательный настрой на урок, интерес к языковой и неязыковой деятельности.
Актуализация знаний. А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.
- Прочитайте пословицы, проверьте, все ли слова пословиц вам понятны. Объясните в парах смысл каждой из них и на класс представьте своё понимание. (я читаю)
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
( ребята объясняют значение пословиц) (слайд1,2)
Ученики работают в парах.
Дают ответы на вопросы учителя (фронтальная проверка) Предметные: закрепить знание пословиц
Метапредметные:
1.регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия.
2.познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать.
3.коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные: навыки сотрудничества, умения работать в коллективе.
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками - Ещё раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь)
- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)(слайд 3)
Слушают учителя.
Коллективная работа.
Отвечают на вопросы учителя:
- Задача.
- Есть условие, вопрос.
- Ученики в тетради записывают ответ, определяют части речи.
Незнайка допустил в письме восемнадцать ошибок.
- Отвечают на вопросы учителя, называя части речи. Обнаруживают затруднение. Предметные:
- грамотно строить предложения, закрепить части речи.
Метапредметные:
1.регулятивные – принимать цель и задачи этапа урока.
2.познавательные – слушать учителя, понимать инструкцию, работать с информацией
3.коммуникативные - умение принимать участие в диалоге, оформлять свои мысли в речи.
Личностные:
-доброжелательный настрой на урок, интерес к языковой и неязыковой деятельности.
Постановка темы урока и целей. - Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи;
Будете совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность;
-а также, я постараюсь воспитать у вас экологически грамотное отношение к своему здоровью.
- Запишите в тетрадях дату «Девятнадцатое января», «Классная работа» и тему урока «Имя числительное как часть речи» (дату записать заранее)
- Как называется новая часть речи.
-Дети ставят цели к уроку.
Предметные:
-закрепить знание частей речи.
Метапредметные:
1.регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия.
2.познавательные: умение анализировать, обощать, сравнивать.
3.коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные: навыки сотрудничества, эмоционально-нравственная отзывчивость
Физминутка Регулятивные:уметь соотносить правильность выполнения действия со словестной инструкцией и правильно оценить действия.
Этап открытия нового знания.
Исследовательская деятельность
– Давайте, исследуем эту часть речи.
Как это будем делать?
Задание (работа в группах)
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
Проверка.
– Формулируем правило:
Имя Числительное – это...
– Прочтите правило в учебнике (с.60). Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы? Дети предлагают вариант исследования:
Алгоритм:
1). Задать вопрос.
2). Определить, что обозначает.
Исследуют поговорку, заполняют таблицу:
Оценивают свою работу.
- Дети формулируют правило.
слово вопрос что обозначает
первый который? порядок предметов при счёте
сорок сколько? количество предметов
- Сравнивают, обращаясь к учебнику. Предметные: иметь представление о имени числительном, как о части речи
Метапредметные:
1.регулятивные – оценивать результат своих действий, вносить коррективы
2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.
3.познавательные:ориентироваться в информации, понимать схемы, проводить аналогии.
Личностные: навыки сотрудничества.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Поиграем.
Каждая группа задайте свой вопрос другой группе (вопросы заготовлены)
– Что вы называли? Дети отвечают на вопросы, называют числительные.
- Сколько дней в неделе?
- Сколько месяцев году?
- Сколько в классной комнате углов?
-Сколько девочек в классе?
-Числительные. Предметные: умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.
Метапредметные:
1.регулятивные – оценивать результат своих действий
2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.
3.познавательные: ориентироваться в информации, понимать схемы, проводить аналогии.
Личностные: навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Задание
– Прочитайте числительные.
Попробуйте разделить их на группы.
– Объясните, по какому признаку вы это сделали?
– Что обозначают эти числительные?
– Как можно назвать 1–ую группу числительных?
– Что обозначают эти числительные?
Как назвать 2–ую группу числительных?
– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?
Ученики классифицируют числительные.
1 гр. – называет порядок при счёте
2 гр. – называют количество
Оценка своей деятельности при работе в группе.
Найдите в тексте имена числительные
Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало, восемьдесят два отца.
Уходили по делам девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрестка девяносто два подростка.
В ясли шли и детский сад Замечательный был дом!
Дружно дети жили в нем.
Замените числа в тексте именами числительными
По площади Казахстан
занимает 9 место в мире.
Наше государство расположено на стыке 2 континентов- Европы и Азии.
В нашей стране живут граждане
более 120 национальностей
Ученики работают группой.
Самопроверка. Самооценка. Метапредметные:
1.регулятивные – оценивать результат своих действий
2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.
3.познавательные: ориентироваться в информации.
Личностные: навыки сотрудничества.
Самостоятельная работа с самопроверкой. Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу (электронный треножор).
Дети выполняют тест на компьютерах Предметные: знать части речи.
Метапредметные:
1.регулятивные – контрольза выполнением действий
2.познавательные: ориентироваться в информации.
Личностные: положительная мотивация к работе на результат
Этап рефлексии деятельности.
Итог урока. – Какую цель вы поставили на уроке?
– Достигли цели? Докажите.
– На какие вопросы мы нашли ответы?
– Что понравилось?
– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе?
– Оцените свою работу на уроке:
Дети отвечают на вопросы.
- Узнать, что такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
-На какие разряды делятся числительные?
Дети оценивают свою работу на уроке. Регулятивные: уметь анализировать и оценивать результат своей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.
Домашнее задание Творческое задание - придумать, сочинить загадку о числительных, небольшое стихотворение или сказку. Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.
|