Сегодня: 03.07.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологии развивающего обучения в преподавании русского языка (из опыта работы)

СКАЧАТЬ (38.4 Kb) 29.03.2022, 11:43
Подолянская Кристина Евгеньевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №335 Пушкинского района
Мы живем в эпоху, которая, все настойчивее требует от школы подготовки молодых людей, которые будут востребованы благодаря способности продуктивно мыслить, самостоятельно решать поставленные проблемы, проявлять инициативу и творчество, одним словом, будут эффективными и успешными в современном обществе. Этому способствует технология развивающего обучения, разработанная Д.Б.Элькониным – В.В. Давыдовым.

Эта методическая система привлекает прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые волнуют учителей: как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, как сделать учение радостным и повысить активность ученика в творческом познавательном процессе.

Теоретические основы развивающего обучения потребовали новых форм и приемов учебной работы с детьми, которые помогли бы в кратчайшие сроки решить эти задачи. Однако их реализация оказалась невозможной без развития общеучебных навыков и умений:

Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:
• Формирование орфографических навыков учащихся.
• Обогащение лексического запаса детей.
• Овладение нормами литературного языка.
• Формирование навыков связной устной и письменной речи.
• Развитие творческих способностей учащихся.

Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность, интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.

К формированию орфографической грамотности я веду учеников сознательным путем, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план, тезисы.

Ребенку нужна постоянная активность, поэтому учитель должен стремиться к соавторству с ребенком, к сотрудничеству с ним. Планируя свою работу на уроке, я планирую и работу каждого ученика, его активное участие в процессе познания, овладения правилом, умением его применять, в выработке устойчивых навыков.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой, что сказалось на повышении их орфографии, на обогащении словарного запаса учащихся, на повышении языковой культуры, на развитии мышления учащихся, на их общей культуре.

Они посещают библиотеку, читают классическую литературу, о чем свидетельствуют их читательские формуляры. Богатый материал черпают ученики из ресурсов сети Интернет.

Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл.

Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело увлекает и захватывает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда.

Ум, воля, воображение, фантазия, положительные эмоции, глубокое познание себя и окружающего мира – всему этому дает мощный толчок продуманная творческая работа.

На уроках русского языка, литературы, на факультативных занятиях есть большая возможность творить, и я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ребенка.

Выразить эмоции, свои мысли и переживания дети могут, сочиняя диаманты, синквейны. Мы с ребятами начинали со стилизации, т.е. произведений представляющих собой стилистическое подражание чему-нибудь. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ учащихся, на их интерес к предмету.

Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков связной устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают на научно-практических конференциях в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов, занимая призовые места.

У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.

На любом уроке русского языка во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех ее видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Стараюсь вводить в урок, в факультативные занятия такие виды работ, которые обеспечивают речевую активность детей, вооружают их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогают ориентироваться и в жизненных ситуациях. Овладение речью становится способом познания действительности.

На ряду с новыми я использую хорошо зарекомендовавшие себя старые технические средства обучения, что оживляет уроки литературы, углубляет представления учащихся о писателе и его произведениях, о творческой лаборатории художника, о его стиле и мастерстве. Аудио и видеотехника, имеющаяся в кабинете, позволяет разнообразить уроки, проводить их на более качественном уровне, включать детей в обсуждение просмотренного, создавать эмоциональную приподнятость уроков. По просмотренным фильмам проводим дискуссии, дети пишут отзывы, рецензии.

Таким образом, технология развивающего обучения способствует формированию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей, повышению мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям. Эта технология влияет на активность учащихся во внеурочной работе по предмету, ведет к росту количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по русскому языку, литературе и занимающих призовые места, качественный показатель интеллектуального и речевого развития постоянно растет.


Категория: Блоги | Добавил: Podolyanskaya
Просмотров: 55 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"
III Всероссийский творческий конкурс ко Дню семьи, любви и верности "Наша дружная семья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.07.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог