Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологии социализации детей с ОВЗ средствами школьного музея

СКАЧАТЬ (157.5 Kb) 22.03.2023, 19:42
Довгий Марина Андреевна
учитель истории и обществознания, МБУ "Лицей №76" г.о.Тольятти
Технологии социализации детей с ОВЗ средствами школьного музея.
Довгий Марина Андреевна
Учитель истории и обществознания
МБУ «Лицей №76» г.о. Тольятти, Самарская область

В 2016 году МБУ «Лицей №76» г.о. Тольятти Самарской области стал участником Федеральной целевой программы Российской Федерации «Доступная среда», направленной на обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам, интеграции их в общество и повышению уровня жизни. В связи с этим, в лицее реализуются адаптивные образовательные программы, созданы условия для обучения детей с ОВЗ вместе с детьми без особых потребностей.

В классах, где я работаю, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача инклюзивного образования состоит в том, что педагогу необходимо создать условия для работы с данной категорией детей. Таким образом, цель моей работы с детьми с ОВЗ заключается в создании условий для обеспечения образовательных запросов детей и родителей через систему основного общего образования, а также формирования у данной категории детей базовых национальных ценностей и воспитания правовой культуры.

Методами и приемами работы с детьми с ОВЗ стали исторические квесты, игровые методы, метод проблемного изложения, исследовательский метод, метод контроля и самоконтроля Ю.К. Бабановского, а также виртуальные экскурсии, созданные старшеклассниками в рамках проекта «Виртуальные экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья». В изучении экономики и права используется метод ошибочных утверждений и метод эвристических задач.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных средств обучения является одним из необходимых механизмов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога. Такими средствами выступают исторические игры, презентации, сигнальные карточки и другие.

В целях обеспечения индивидуализации образования ребенка с особыми потребностями, для каждого ребенка, совместно с родителями, педагогом-психологом и медицинской службой лицея составляется индивидуальный образовательный маршрут с учетом диагноза ребенка. Он предполагает наличие (при необходимости) педагога-ассистента, адаптированные (с учетом диагноза ребенка) образовательные программы, проведение групповых и индивидуальных занятий, наличие специальных учебников, пособий, дидактических материалов.

За последние три года детей с ОВЗ в моей педагогической практике было около 15% из общего количества обучающихся. Диагнозы их не были связаны с отставанием интеллекта, в основном имели место диагнозы, связанные с нарушением опорно-двигательной системы.
Внеурочная деятельность по формированию базовых ценностей с детьми с ОВЗ реализуется через проект «Инклюзивное добротворчество как наследие Чемпионата мира по футболу FIFA 2018» и проект «Виртуальные экскурсии для детей с особенностями здоровья» в музее «Чаша жизни», а также через тренинги и лектории для родителей, совместные мероприятия для семей с детьми с ОВЗ.

К памятным историческим датам Научное общество в музее «Чаша жизни» проводит совместные мероприятия для семей с детьми с ОВЗ: «День семьи», «Урок мужества», «Ордена Великой Победы» и другие. Данные мероприятия помогают формированию базовых национальных ценностей, гражданской позиции детей и родителей, сплочению детей и родителей с особенными потребностями, осознанию принадлежности к историко-культурным корням, общности граждан России.

В работе с детьми с особенностями развития я придерживаюсь ведущей педагогической идеи – воспитания правовой культуры обучающихся и формирования базовых национальных ценностей. Для работы с данной категорией детей используются следующие технологии:



По вопросам создания безбарьерной образовательной среды особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится комплексной работе с участниками образовательного процесса. В данную группу входят родители детей с ОВЗ, медицинские работники, психолог лицея, социальный педагог. После проведения педагогического консилиума составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ, который утверждается предметной кафедрой истории, обществознания, экономки права, медицинской службой лицея, подписывается родителями ребенка с ОВЗ.

Среди социальных партнеров хочется отметить вклад музея «Чаша жизни» в работу с детьми с ОВЗ и их родителями. В музее проводятся тренинги для родителей с участием психологической службы лицея: «Сбрось усталость», «Тренинг общения», «Искусство быть счастливым», «Лечение музыкой» и другие.

Образовательные лектории для родителей и старшеклассников с ОВЗ с привлечением специалистов права и экономистов города: «Особые права инвалида в Российской Федерации», «Особенности трудоустройства инвалидов в России». Сотрудники прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти (зам. прокурора Поляк А.А.), уголовного суда Автозаводского района г.о. Тольятти (судья Акишина М.Ю.) проводят образовательные правовые лектории для родителей детей с ОВЗ: «Ответственность родителей особенных детей», «Право на образование» и другие».

Не оставляют равнодушными таких семей и археолого-палеонтологические экспедиции музея. Для детей с ОВЗ в музее сформирован интерактивный экспонат «Откопай ихтиозавра»: копию скелета ихтиозавра, аммониты и белемниты засыпаем песком и с помощью кистей как настоящие палеонтологи на раскопках ребята откапывают свидетельства древнейшего прошлого, некоторые из которых могут оставить себе в подарок. Применение такого интерактивного экспоната способствует развитию тактильных ощущений, моторики конечностей и восприятия.

Интерактивный экспонат МУЗЕЯ «Чаша жизни» «Откопай ихтииозавра»

Таким образом, в лицее ведется постоянная работа с детьми с особыми потребностями и их родителями. Рассказывая об истории, природе и культуре нашего края мы формируем у данной категории обучающихся базовые национальные ценности, уважение и любовь к Малой Родине, активно привлекая участников социального пространства города и региона.
Индикаторами результативности выступают результаты анкетирования родителей, аналитический отчет учителя-предметника, результаты предметной диагностики обучающихся.

Результаты анкетирования родителей детей с ОВЗ демонстрируют удовлетворенность методами и средствами, используемыми на уроках, комфортной обстановкой на уроках, атмосферы сотрудничества с родителями. Родители выразили удовлетворенность качеством образования обучающихся с инвалидностью, объективностью оценок, отметили, что педагог создает на уроках условия для индивидуализации образования.

Учебными результатами работы с детьми с ОВЗ стали сформированные УУД, развитие внимания, речевой активности, повышение процента выполненных заданий. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ содержатся в адаптированных учебных программах, за 2016-2022 учебные годы прослеживается позитивная динамика и стабильные результаты обучения.


Категория: Блоги | Добавил: marinadovgy
Просмотров: 246 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог