Технологии социализации детей с ОВЗ средствами школьного музея
(157.5 Kb)
22.03.2023, 19:42
Довгий Марина Андреевна
учитель истории и обществознания, МБУ "Лицей №76" г.о.Тольятти
Технологии социализации детей с ОВЗ средствами школьного музея.
Довгий Марина Андреевна
Учитель истории и обществознания
МБУ «Лицей №76» г.о. Тольятти, Самарская область
В 2016 году МБУ «Лицей №76» г.о. Тольятти Самарской области стал участником Федеральной целевой программы Российской Федерации «Доступная среда», направленной на обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам, интеграции их в общество и повышению уровня жизни. В связи с этим, в лицее реализуются адаптивные образовательные программы, созданы условия для обучения детей с ОВЗ вместе с детьми без особых потребностей.
В классах, где я работаю, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача инклюзивного образования состоит в том, что педагогу необходимо создать условия для работы с данной категорией детей. Таким образом, цель моей работы с детьми с ОВЗ заключается в создании условий для обеспечения образовательных запросов детей и родителей через систему основного общего образования, а также формирования у данной категории детей базовых национальных ценностей и воспитания правовой культуры.
Методами и приемами работы с детьми с ОВЗ стали исторические квесты, игровые методы, метод проблемного изложения, исследовательский метод, метод контроля и самоконтроля Ю.К. Бабановского, а также виртуальные экскурсии, созданные старшеклассниками в рамках проекта «Виртуальные экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья». В изучении экономики и права используется метод ошибочных утверждений и метод эвристических задач.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных средств обучения является одним из необходимых механизмов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога. Такими средствами выступают исторические игры, презентации, сигнальные карточки и другие.
В целях обеспечения индивидуализации образования ребенка с особыми потребностями, для каждого ребенка, совместно с родителями, педагогом-психологом и медицинской службой лицея составляется индивидуальный образовательный маршрут с учетом диагноза ребенка. Он предполагает наличие (при необходимости) педагога-ассистента, адаптированные (с учетом диагноза ребенка) образовательные программы, проведение групповых и индивидуальных занятий, наличие специальных учебников, пособий, дидактических материалов.
За последние три года детей с ОВЗ в моей педагогической практике было около 15% из общего количества обучающихся. Диагнозы их не были связаны с отставанием интеллекта, в основном имели место диагнозы, связанные с нарушением опорно-двигательной системы.
Внеурочная деятельность по формированию базовых ценностей с детьми с ОВЗ реализуется через проект «Инклюзивное добротворчество как наследие Чемпионата мира по футболу FIFA 2018» и проект «Виртуальные экскурсии для детей с особенностями здоровья» в музее «Чаша жизни», а также через тренинги и лектории для родителей, совместные мероприятия для семей с детьми с ОВЗ.
К памятным историческим датам Научное общество в музее «Чаша жизни» проводит совместные мероприятия для семей с детьми с ОВЗ: «День семьи», «Урок мужества», «Ордена Великой Победы» и другие. Данные мероприятия помогают формированию базовых национальных ценностей, гражданской позиции детей и родителей, сплочению детей и родителей с особенными потребностями, осознанию принадлежности к историко-культурным корням, общности граждан России.
В работе с детьми с особенностями развития я придерживаюсь ведущей педагогической идеи – воспитания правовой культуры обучающихся и формирования базовых национальных ценностей. Для работы с данной категорией детей используются следующие технологии:
По вопросам создания безбарьерной образовательной среды особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится комплексной работе с участниками образовательного процесса. В данную группу входят родители детей с ОВЗ, медицинские работники, психолог лицея, социальный педагог. После проведения педагогического консилиума составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ, который утверждается предметной кафедрой истории, обществознания, экономки права, медицинской службой лицея, подписывается родителями ребенка с ОВЗ.
Среди социальных партнеров хочется отметить вклад музея «Чаша жизни» в работу с детьми с ОВЗ и их родителями. В музее проводятся тренинги для родителей с участием психологической службы лицея: «Сбрось усталость», «Тренинг общения», «Искусство быть счастливым», «Лечение музыкой» и другие.
Образовательные лектории для родителей и старшеклассников с ОВЗ с привлечением специалистов права и экономистов города: «Особые права инвалида в Российской Федерации», «Особенности трудоустройства инвалидов в России». Сотрудники прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти (зам. прокурора Поляк А.А.), уголовного суда Автозаводского района г.о. Тольятти (судья Акишина М.Ю.) проводят образовательные правовые лектории для родителей детей с ОВЗ: «Ответственность родителей особенных детей», «Право на образование» и другие».
Не оставляют равнодушными таких семей и археолого-палеонтологические экспедиции музея. Для детей с ОВЗ в музее сформирован интерактивный экспонат «Откопай ихтиозавра»: копию скелета ихтиозавра, аммониты и белемниты засыпаем песком и с помощью кистей как настоящие палеонтологи на раскопках ребята откапывают свидетельства древнейшего прошлого, некоторые из которых могут оставить себе в подарок. Применение такого интерактивного экспоната способствует развитию тактильных ощущений, моторики конечностей и восприятия.
Интерактивный экспонат МУЗЕЯ «Чаша жизни» «Откопай ихтииозавра»
Таким образом, в лицее ведется постоянная работа с детьми с особыми потребностями и их родителями. Рассказывая об истории, природе и культуре нашего края мы формируем у данной категории обучающихся базовые национальные ценности, уважение и любовь к Малой Родине, активно привлекая участников социального пространства города и региона.
Индикаторами результативности выступают результаты анкетирования родителей, аналитический отчет учителя-предметника, результаты предметной диагностики обучающихся.
Результаты анкетирования родителей детей с ОВЗ демонстрируют удовлетворенность методами и средствами, используемыми на уроках, комфортной обстановкой на уроках, атмосферы сотрудничества с родителями. Родители выразили удовлетворенность качеством образования обучающихся с инвалидностью, объективностью оценок, отметили, что педагог создает на уроках условия для индивидуализации образования.
Учебными результатами работы с детьми с ОВЗ стали сформированные УУД, развитие внимания, речевой активности, повышение процента выполненных заданий. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ содержатся в адаптированных учебных программах, за 2016-2022 учебные годы прослеживается позитивная динамика и стабильные результаты обучения.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.