В последние годы школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций XXI в. Несмотря на различные конфигурации этих навыков в тех или иных моделях образовательных результатов, их набор остается достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений, или грамотностей, Partnership for 21st Century Learning2 предлагает рамку для умений XXI в., в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, коммуникация и коллаборация, а также большой набор умений «жизненных» или «карьерных» [1].
Развитие компетенций «4К», в частности, критического мышления, приобрело особую актуальность в последние годы в связи с модернизацией российского образования. При этом целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, выделять главное, применять в жизни. В кадетском корпусе, где я работаю учителем истории и обществознания, применяю для реализации этой цели «экспертизу равного». Коротко поясню ее смысл. Один из учеников выступает с сообщением по заранее заданной теме. Остальные учащиеся в это время являются потенциальными экспертами. Их задача – внимательно слушать и анализировать выступление по определенным критериям. Эти критерии были выданы учителем на первом занятии с применением данной практики и носят название «лист экспертной оценки».
1. Соответствие текста выступления заявленной теме
2. Представление разных точек зрения выступающим
3. Аргументированность позиции выступающего
4. Эмоциональность изложения
5. Работа с аудиторией во время выступления
6. Знание представляемой информации выступающим
7. Актуальность представленных фактов
8. Логика выступления
9. Соответствие выступления заявленному времени
10. Оценка выступления экспертом по пятибалльной шкале
Особое внимание обращаю на пункт 5. Он включает контроль за дисциплиной и работу с классом по вопросам, отражающим содержание сообщение.
Перед выступлением учитель назначает кого-то из учеников экспертом. После работы докладчика по теме заслушивается экспертная оценка – развернутый анализ выступления. Проблема субъективизма не возникает, поскольку учитель перед каждым сообщением напоминает ключевое условие: чем полнее и объективнее экспертная оценка и чем меньше дополнений делает учитель, тем выше отметка выступающего и эксперта.
«Экспертизу равного» можно применять после устного фронтального опроса. К доске вызывается ученик (как правило, желающих очень много), который выставляет отметки работавшим на уроке, в том числе и себе (самоанализ). Чтоб устранить боязнь обидеть товарища, учитель озвучивает правило работы: эксперт не формирует любую оценку, а пытается «отгадать» отметку, выставленную учителем на отдельном листе. При этом работают два критерия: количество ответов и их качество.
В целом, «экспертиза равного» развивает навыки самоконтроля и самостоятельной деятельности, повышает познавательную активность, формирует навыки критического мышления. Ее ценность в универсальности: она может быть с успехом использована в рамках любого школьного предмета.
[1] Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. С. 5.
|