ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
Технология личностно-ориентированного обучения через использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хепенинга, как нетрадиционного метода рисования.
Воспитатель высшей категории
Гончарова Елена Николаевна.
В текущем году моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. В своей работе, наряду с остальными, активно использую технологию личностно - ориентированного обучения.
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике используем сенсорные коробки в работе с детьми раннего возраста и хепенинг, как нетрадиционный метод рисования.
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.
Считаем, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить в образовательный процесс что- то новое, яркое, интересное.
На наш взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:
• занимают немного времени на подготовку;
• компактны;
• доступны;
• предоставляют множество возможностей для обучения;
• являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
• сможет сделать любой педагог.
Чем полезна сенсорная коробка?
• Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
• Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
• Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
• Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
• Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
• Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Для создания сенсорной коробки нам понадобились:
• Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
• Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
• Различные элементы (игрушки и предметы);
• Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).
В своей работе с детьми раннего возраста используем сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку создаем по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре.
Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.
Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками мы находимся рядом с ними или принимаем непосредственное участие в игровых действиях.
Какие игры для детей раннего возраста можно проводить с сенсорными коробками? Приведем в пример некоторых из них.
«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.
На развитие мелкой моторики и осязания направлена игра «Угадай, на ощупь» - ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.
«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.
«Маленький художник» (Чудо-песочница) - предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
«Поиск сокровищ» - песок, лопатки - совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.
«Разложи по цвету» - данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.
«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать мелкую моторику рук малышей.
«Сортируем крупу» - в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.
В работе с сенсорными коробками применяем потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с взрослением детей, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Теперь хотим рассказать об используемой нами в работе с детьми раннего возраста нетрадиционной технике рисования – хепенинг. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хепенинг" (в переводе с английского "случаться").
Хепенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хепенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хепенинга как рисование пальчиками.
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, пробуем рисовать ладошками на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Польза рисования в технике «Хепенинг»:
• Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
• Осознание ребёнком собственного тела.
• Раннее развитие творческих способностей. Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
• Развитие представлений о цвете.
• Развитие воображения и образного мышления.
Считаем, использование сенсорной коробки и техники рисования «Хепенинг» в работе с детьми раннего дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации игровой и продуктивной деятельности.
Таким образом, использование в работе личностно-ориентированной технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности детей раннего возраста, а так же максимально развивает их индивидуальные познавательные способности.
|