! В помощь педагогу.
Описание стратегий прилагается:
Стратегия «Пирамида критика»
Пирамида является основой для создания вашего связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
- О чем произведение? (одно слово)
- Какой у произведения характер? (два слова)
- Место и время действия. (три слова)
- Главные события. (четыре слова)
- Главные герои, какие они? (пять слов)
- Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
- О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
- Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
Пример построения пирамиды (ответы)(вариант для средней школы):
-
- О жизни,
- Драматически-меланхолический,
- Россия, деревня, современность,
- Семья, любовь, война труд,
- Простые деревенские бабы и мужики – добрые,
- Светлые, душевные, смешные, ироничные, теплые,
- О нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи,
- Слышу В. М. Шукшина.
Пример пирамиды критика для начальной школы.
( басня Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка»)
- О дружбе.
- Грустный, поучительный.
- Утро, село, ручей.
- Беда, взаимопомощь, зло, благодарность.
- Добрые лесные жители и злой охотник.
- Начало- тревога, середина- радость, конец- облегчение.
- О дружбе между животными и взаимовыручке друг друга.
- Читайте басни Л. Толстого, они научат быть добрыми.
Стратегия «Чтение с остановками».
В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения учащихся, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления: они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.
Схема реализации данной стратегии:
- Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Ваше выступление должно быть не слишком длинным – не более трех минут. Это должен быть сюжет, а не описание своих чувств.
- Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется, учащимся может произойти в рассказе с таким названием?
- Ведущий заранее выделяет в тексте две – три остановки – в зависимости от размера текста (размер текста не должен превышать четырех – шести страниц). Во время этих остановок вы, как ведущий, задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Например: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».
Дерево предсказаний
В пустых окошечках школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
- После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две – четыре цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа В. Осеевой «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков ответ», «Друг познается в беде», «На обиженных воду возят», «Упорство и труд все перетрут». Детям нужно выбрать одну из пословиц – какая, на их взгляд больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор.
Стратегия «Кластеры»
«Кластеры» («грозди») – графический прием систематизации материала.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты - спутники и.т.д. (есть сходство с паутинкой темы).
Стратегия «Инсерт» (сходство со стратегией «тщательное чтение») – маркировка текста условными значками по мере его чтения. Данная стратегия помогает реализовать принцип открытости А. Гина, отделить известную информацию от неизвестной (знание от незнания).
Условные знаки:
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.
Чтобы различать «толстые и тонкие вопросы» достаточно взглянуть на следующую таблицу:
? Толстые вопросы |
? Тонкие вопросы |
В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Почему?
Зачем?
Как ты думаешь?
Какова связь между временем года и поведением человека? и.т.д. |
В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.
Который сейчас час?
Что произошло?
Где?
Когда?
Сколько? |
Стратегия « З Х У» используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии РКМЧП: вызов, осмысление и рефлексия.
«З» Знаю |
«Х» Хочу узнать |
«У» Узнал |
1.
2.
3.
|
1.
2.
3. |
1.
2.
3.
Осталось узнать:
1.
2.
Источники информации:
|
План работы:
1.Например, в случае изучения темы «Птицы зимой» индивидуальная (или групповая) работа над ответом на вопрос: «Что мы знаем о зимующих у нас птицах». Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике ( 3-4 мин.)
( до чтения текста на этапе «Вызова»)
2.Обсуждение раздела – графы «Знаю» в группах или с учителем фронтально.
3.Далее переход к графе «Х» (хочу узнать). Задача учителя успеть заметить фразы наподобие: «А я не знаю какие еще птицы остаются у нас зимовать?» и др
Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение.
4.Работа с текстом ( «тщательное чтение» или «инсерт»; выделение новой информации).
5.Заполнение третьей графы «У» (узнал). Обобщение изученного материала в группах и выводы фронтально (этап «Осмысления»).
6.Если изучаемый текст не позволяет ответить на все вопросы, то выделяется блок «Осталось узнать» и определяется круг возможных способов получения информации.
Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты (этап «Рефлексии»).
Литература.
Использованы материалы Международных и Всероссийских семинаров по проблеме коллективного способа обучения, интерактивным технологиям.
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Подборка журналов «Библиотека в школе» (№ 17- 22; 2004 г.)
№ 12;2009 г.
|