Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС

СКАЧАТЬ (33.5 Kb) 22.06.2023, 20:57
Лукьянова Ольга Николаевна
учитель начальных классов, МАОУ г.Владимира "Гимназия №3"
  ! В помощь педагогу.

Описание стратегий прилагается:

Стратегия «Пирамида критика»
Пирамида является основой для создания вашего связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
 

 
  • О чем произведение? (одно слово)
  • Какой у произведения характер? (два слова)
  • Место и время действия. (три слова)
  • Главные события. (четыре слова)
  • Главные герои, какие они? (пять слов)
  • Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
  • О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
  • Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)

Пример построения пирамиды (ответы)(вариант для средней школы):
 
    1. О жизни,
    2. Драматически-меланхолический,
    3. Россия, деревня, современность,
    4. Семья, любовь, война труд,
    5. Простые деревенские бабы и мужики – добрые,
    6. Светлые, душевные, смешные, ироничные, теплые,
    7. О нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи,
    8. Слышу В. М. Шукшина.

Пример пирамиды критика для начальной школы.
 ( басня Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка»)

 
  1. О дружбе.
  2. Грустный, поучительный.
  3. Утро, село, ручей.
  4. Беда, взаимопомощь, зло, благодарность.
  5. Добрые лесные жители и злой охотник.
  6. Начало- тревога, середина- радость, конец- облегчение.
  7. О дружбе между животными и взаимовыручке друг друга.
  8. Читайте басни Л. Толстого, они научат быть добрыми.

Стратегия «Чтение с остановками».

В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения учащихся, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления: они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.
Схема реализации данной стратегии:

 
  1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Ваше выступление должно быть не слишком длинным – не более трех минут. Это должен быть сюжет, а не описание своих чувств.
  2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется, учащимся может произойти в рассказе с таким названием?
  3. Ведущий заранее выделяет в тексте две – три остановки – в зависимости от размера текста (размер текста не должен превышать четырех – шести страниц). Во время этих остановок вы, как ведущий, задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Например: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».

Дерево предсказаний
 

В пустых окошечках школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
 
  1. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две – четыре цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа В. Осеевой «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков ответ», «Друг познается в беде», «На обиженных воду возят», «Упорство и труд все перетрут». Детям нужно выбрать одну из пословиц – какая, на их взгляд больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор.
    Стратегия «Кластеры»

«Кластеры» («грозди») – графический прием систематизации материала.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезда в центре  - это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты  - спутники  и.т.д. (есть сходство с паутинкой темы).




Стратегия «Инсерт» (сходство со стратегией «тщательное чтение») – маркировка текста условными значками по мере его чтения. Данная стратегия помогает реализовать принцип открытости А. Гина, отделить известную информацию от неизвестной (знание от незнания).

Условные знаки:                                                                                                                                                   
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.
Чтобы различать «толстые и тонкие вопросы» достаточно взглянуть на следующую таблицу:

 
?   Толстые вопросы ? Тонкие вопросы
В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Почему?
Зачем?
Как ты думаешь?
Какова связь между временем года и поведением человека?   и.т.д.
В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.
Который сейчас час?
Что произошло?
Где?
Когда?
Сколько?

Стратегия « З Х У» используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии РКМЧП: вызов, осмысление и рефлексия.
 
«З»  Знаю «Х» Хочу узнать «У»  Узнал
1.
2.
3.


 
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Осталось узнать:
1.
2.

Источники информации:


 

План работы:
1.Например, в случае изучения темы «Птицы зимой» индивидуальная (или групповая) работа над ответом на вопрос: «Что мы знаем о зимующих у нас птицах». Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике ( 3-4 мин.)
( до чтения текста на этапе «Вызова»)
2.Обсуждение раздела – графы «Знаю» в группах или с учителем фронтально.
3.Далее переход к графе «Х» (хочу узнать). Задача учителя успеть заметить фразы наподобие: «А я не знаю какие еще птицы остаются у нас зимовать?» и др
Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение.
4.Работа с текстом ( «тщательное чтение» или «инсерт»; выделение новой информации).
5.Заполнение третьей графы «У» (узнал). Обобщение изученного материала в группах и выводы фронтально (этап «Осмысления»).
6.Если изучаемый текст не позволяет ответить на все вопросы, то выделяется блок «Осталось узнать» и определяется круг возможных способов получения информации.
Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты (этап «Рефлексии»).


Литература.
Использованы материалы Международных и Всероссийских семинаров по проблеме коллективного способа обучения, интерактивным технологиям.
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2.  Подборка журналов «Библиотека в школе» (№ 17- 22;
2004 г.)
№ 12;
2009 г.


Категория: Блоги | Добавил: olenka-kotay33
Просмотров: 171 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог