Урок по теме «Еда и напитки: составляем полезное меню для праздника» для обучающихся 5 класса
Автор: Гудина Мария Сергеевна,
учитель иностранного языка,
высшая квалификационная категория
Место работы: г. Шелехов, МКОУ ШР «СОШ № 5»
Пояснительная записка
Урок по теме «Еда и напитки: составляем полезное меню для праздника» был проведен 26.09.2022 в 5А классе МКОУ ШР «СОШ № 5».
Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся выше среднего уровня: учащиеся стремятся получать прочные знания, участвуют в познавательной деятельности, не ограничиваясь рамками школьной программы. Задания, требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняют, но с соответствующей стимулирующей помощью учителя. Степень обучаемости учащихся класса выше средней: учебный материал усваивают, в основном, на уроке, при необходимости используют наиболее развитые виды памяти, при желании свободно переключают внимание. В классе есть две ученицы, обучающиеся по адаптированной программе. Учащиеся могут планировать и контролировать свою деятельность, организованы, темп работы выше среднего.
Урок построен на основе программы по английскому языку к УМК «Spotlight 5» авторов В.Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина для 5 класса общеобразовательных учреждений, а также с учетом требований к уроку обновленного ФГОС ООО.
Тип урока - актуализации знаний и умений.
Педагогическая технология - технология смешанного обучения, модель «Перевернутый класс».
Цель и планируемые результаты урока
Цель урока - создание условий для совершенствования лексических и грамматических навыков по темам «Еда и напитки», «Слова, определяющие количество» (a/an/some).
Цель урока для обучающихся – употреблять лексические единицы по теме «Еда и напитки» и грамматические правила по теме «Слова, определяющие количество» (a/an/some) в устной и письменной речи при составлении списка продуктов для полезного меню.
Урок направлен на достижение следующих планируемых результатов:
Предметные (средний уровень)
- знать, понимать и использовать в устной и письменной речи лексику по теме «Food and drinks» («Еда и напитки»);
- правильно употреблять слова, определяющие количество перед названиями продуктов и напитков;
Предметные (высокий уровень)
- знать, понимать и использовать в устной и письменной речи лексику по теме «Food and drinks» («Еда и напитки») без опоры на образец;
- правильно употреблять слова, определяющие количество перед названиями продуктов и напитков, включая отрицательные предложения;
Метапредметные:
Регулятивные:
- развивать умение самостоятельно ставить и определять цель, планировать пути достижения цели; формировать навык объективного самооценивания;
- развивать умение организовывать учебную и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в паре;
Коммуникативные:
- развивать умения взаимодействовать в паре, слушать собеседника отвечать на вопросы в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Познавательные:
- развивать умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- развивать умение классифицировать понятия по определенным признакам;
Личностные:
- развивать доброжелательное отношение к речевым партнерам;
Актуальность
Данный урок составлен на основе обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который предполагает применение системно – деятельностного подхода в обучении, обеспечивающего в том числе и самостоятельное освоение обучающимися знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни, что определяет актуальность выбранной педагогической технологии, предполагающей совмещение традиционных методик и актуальных технологий, работу с учителем и самостоятельную работу онлайн. Выбор технологии смешанного обучения (модель «Перевернутый класс»), обусловлен также возможностью стимулирования активной позиции ученика и возможностью обеспечения индивидуализации образовательного процесса.
Оптимальность в подборе дидактических средств
Содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия, индивидуальная, парная и фронтальная формы организаций учебной деятельности учащихся, а также применение словесных, визуальных методов, аудио и видео материалов, онлайн конструктора «Wordwall» - программы для создания собственных интерактивных ресурсов, способствовали достижению цели и планируемых результатов урока и стимулировали познавательные интересы учащихся.
Для определения темы, цели и путей ее достижения были использованы такие методы и приемы как создание проблемной ситуации, демонстрация, фронтальный опрос, прогноз по названию, вводный вопрос. Процессуальный и рефлексивно – оценочный этапы урока предполагали применение приемов корзина идей и рассказ по опоре, а также использование таких методов как дискуссия, мозговой штурм и объяснение.
Для наиболее эффективной работы на уроке, а также закрепления знаний мною была выбрана модель смешанного обучения «Перевернутый класс». Модель “перевёрнутый класс” является одним из типов ротационной модели обучения. Основной чертой данной технологии является “переворот” стандартного урока. Учащиеся дома вместо выполнения стандартного домашнего задания, направленного на закрепление пройденного на уроке материала, работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет и знакомятся с новым материалом. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Домашнее задание предполагало использование электронных образовательных ресурсов. В качестве задания учащимся было предложено просмотреть отрывок урока на сайте РЭШ, после этого пройти тестирование с помощью образовательного онлайн сервиса по созданию тестов и опросников для проведения экспресс проверки уровня усвоения материала обучающимися.
Целостность
Структура урока соответствует логике проведения занятия актуализации знаний и умений и включает в себя три этапа: мотивационно – целевой, процессуальный и рефлексивно – оценочный, каждый из которых направлен на достижение цели и планируемых результатов урока.
Задачами мотивационно – целевого этапа является создание проблемной ситуации, фиксация индивидуального затруднения, создание условий для целеполагания учащихся, а также поиск решения проблемной ситуации. На данном этапе учитель вводит учащихся в атмосферу иноязычного общения, погружает в проблему (голосовое сообщение друга из Британии), мотивирует, помогает определить тему и цель урока, организует устный коллективный анализ проблемной ситуации и фиксирует выдвинутые учениками идеи, организуя их обсуждение.
Процессуальный этап предполагает организацию учебной деятельности обучающихся для достижения поставленной цели (выполнение определенных заданий: повторение значений лексических единиц по теме урока с помощью обучающего видео, отработка навыка адекватного произношения лексических единиц, развитие умения классифицировать понятия, восстановление испорченного листа покупок для праздничного меню, отработка грамматических навыков по теме «Слова, определяющие количество» с помощью онлайн – конструктора «Wordwall», работа в парах, обсуждение полезных блюд для праздника). На данном этапе учитель организует учебное взаимодействие учеников и пар, консультирует, осуществляет контроль и коррекцию.
Целью рефлексивно – оценочного этапа является организация рефлексии (соотношение поставленной цели и результатов урока) и оценивания (самооценка, приложение и оценка учителем), на данном этапе происходит обобщение учебного материала, формирование учащимися продукта урока (лист покупок и меню) и организация оценивающей деятельности. Домашнее задание носит вариативный характер.
Результативность
Использование аудио и видео материалов, онлайн платформ и сервисов, смена деятельности и форм организации учебной деятельности способствовали достижению поставленной цели и планируемых результатов. В конце урока обучающиеся продемонстрировали продукт урока – восстановленный список покупок для праздничного меню, предложили свои варианты полезных продуктов и блюд из них. К концу урока учащиеся знали и могли использовать в устной и письменной речи слова по теме «Food and drinks», а также слова, определяющие количество (a/an/some), некоторые наиболее замотивированные учащиеся дополнительно познакомились и применили в речи слова any/how much/how many, что не было обязательным для каждого ученика.
Содержание урока соответствует как поставленной цели, так и планируемым результатам, которые были достигнуты, в конце урока обучающиеся помогли своему другу восстановить испорченный список продуктов и составили меню из полезных блюд.
Интегративность / матапредметность/ межпредметность
Данный урок направлен на всестороннее развитие обучающихся и предполагает наличие межпредметных связей - связь с такими образовательными областями как ОБЖ и технология – умение составлять полезное меню и метапредметных - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата, овладение навыками смыслового чтения.
Индивидуальный подход
Для повышения мотивации и интереса к изучаемому предмету для урока были подобраны приемы, способы, формы работы, соответствующие возрасту и интересам детей. Для достижения планируемых результатов всеми обучающимися на уроке использовались разноуровневые задания, построенные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, например, «Прочитай и переведи задание, распредели слова на две группы (Полезные и вредные продукты), восстанови список продуктов».
Ход и этапы урока
Этапы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационно - целевой этап |
Вводит в атмосферу иноязычного общения, погружает в проблему, мотивирует, помогает обучающимся определить тему и цель урока.
Организует устный коллективный анализ проблемной ситуации. Фиксирует выдвинутые учениками идеи, организует их обсуждение.
Примечание. Учитель приветствует учеников, проводит фонетическую разминку, предлагает погрузиться в выдуманную ситуацию: «Представьте, что у Вас есть друг из Англии, который отправил Вам голосовое сообщение. Прослушайте его и определите что случилось с Вашим другом» (ваш друг пролил колу на список продуктов для его вечеринки, который оставила мама и попросила купить все продукты сегодня). После определения цели и темы урока учитель организует обсуждение поиска решения проблемной ситуации, планирование путей достижения цели. |
Предлагают свой вариант выхода из проблемной ситуации. Осознанно строят речевые высказывания, обсуждая способы решения проблемы. Формулируют тему урока, ставят цель (помочь другу восстановить список продуктов).
Планируют пути достижения цели: повторить слова и фразы по теме урока, закрепить лексику и грамматические правила, составить список продуктов для вечеринки.
|
Процессуальный этап |
Организует учебное взаимодействие учеников, консультирует. Организует учебную деятельность для реализации поставленной цели, достижения планируемых результатов (выполнение определенных заданий).
Примечание.
- 1. Учитель предлагает обратиться к плану урока и приступить к его выполнению.
- 2. В ходе урока, после выполнения каждого задания учитель проводит промежуточную рефлексию и просит учащихся отмечать в индивидуальных листах самооценки результат их работы (Приложение 1).
- 3. В ходе урока, после поэтапного решения задач возвращает учащихся к плану урока и фиксирует его выполнение.
- 4. Обращает внимание учащихся на домашнее задание, выполняемое самостоятельно онлайн (Чего еще не хватает в списке продуктов? Какое правило Вы узнали, делая домашнее задание?)
|
Индивидуально, в парах и группах осуществляют работу по выполнению определенных заданий:
- 1. Изучают видео материал, произносят, запоминают слова по теме урока, отвечают на вопросы какие слова для них являются новыми, а какие слова они уже знали.
2. Работают в парах, распределяют слова на две категории «Полезные и вредные продукты и напитки», обсуждают какие еще продукты можно добавить к каждой категории, какие продукты они любят/не любят, проверяют выполненное задание, сравнивая с эталоном.
3. В парах восстанавливают список покупок Джейн, сравнивают с эталоном, работают в индивидуальных листах самооценки.
4. Отвечают на вопрос учителя чего еще не хватает в списке покупок, таким образом, выходят на домашнее задание, которое выполняли онлайн самостоятельно в рамках реализации модели «Перевернутый класс». Формулируют правило, делят названия продуктов на «Исчисляемые и неисчисляемые», заполняют пропуски словами, определяющими количество, закрепляют новый грамматический материал, отмечают результат в листах самооценки. |
Рефлексивно - оценочный этап |
Организует рефлексию, обобщает учебный материал, организует оценивающую деятельность.
Примечание. На данном этапе учитель возвращает учащихся к плану урока, задает вопросы о том, удалось ли выполнить все пункты плана, смогли ли мы помочь Джейн восстановить список покупок, являются ли продукты в списке полезными, что можно вычеркнуть/добавить, какие полезные блюда можно приготовить для вечеринки друзей из этих продуктов. Далее учитель дает домашнее задание, которое является дифференцированным. |
Сравнивают цель и конечный результат, формулируют собственное мнение, организуют самооценку.
Учащиеся совместно решают помогли ли они другу, является ли список продуктов «полезным», предлагают варианты блюд, составляя меню для вечеринки, заполняют листы самооценки. |
Самоанализ урока
Структура урока была соблюдена и включала в себя три компонента: мотивационно – целевой, процессуальный и рефлексивно – оценочный.
На уроке применялись такие организационные формы обучения как парная, фронтальная.
Используемые методы: создание проблемной ситуации, демонстрация, дискуссия, мозговой штурм, фронтальный опрос, объяснение.
Приемы: вводный вопрос, корзина идей, рассказ по опоре.
Педагогические технологии: технология смешанного обучения, модель – «Перевернутый класс».
Содержание урока соответствует как поставленной цели, так и запланированным результатам. Содержание урока соответствует требованиям ФГОС: урок является практико – ориентированным и предполагает наличие межпредметных и метапредметных связей.
Применение интерактивных ресурсов и приложений, а также использование технологии смешанного обучения, предполагающей индивидуальную работу учащихся онлайн дома способствовали повышению мотивации, активности и работоспособности обучающихся на разных этапах урока.
Ученики проявляли интерес и участвовали в различных видах деятельности, активно выполняли учебные задания и проявляли самостоятельность.
Планируемые результаты были достигнуты. Учащиеся достигли поставленной цели: смогли восстановить список продуктов и помогли другу, закрепили пройденный самостоятельно онлайн материал. Большинство учащихся не допустили ошибки в употреблении слов, обозначающих количество. Наиболее продвинутые ученики (высокий уровень) смогли добавить в список названия продуктов и напитков, не входящих в школьную программу, без опоры на образец рассказали о своих любимых продуктах, смогли предложить варианты полезных блюд для вечеринки на английском языке.
Приложение 1
Лист самооценки деятельности обучающихся на уроке
Name__________________ Date_________________
№ |
Критерий |
Количество баллов (0-1) |
1 |
Я правильно распределил(а) слова по группам «Полезные и вредные продукты» |
|
|
Я допустил(а) ошибки при распределении слов по группам «Полезные и вредные продукты» |
|
2 |
Я правильно восстановил(а) список продуктов и не допустил(а) ошибки в написании слов или допустил(а) не более 5 ошибок |
|
|
Я восстановил(а) список продуктов, но допустил(а) более 5 ошибок в написании слов |
|
3 |
Я правильно распределил(а) слова по группам «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» |
|
|
Я допустил(а) ошибки при распределении слов по группам «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» |
|
4 |
Я правильно заполнил(а) пропуски словами a/an/some |
|
|
Я допустил ошибки при заполнении пропусков словами a/an/some |
|
5 |
У меня получилось составить полезное меню для праздника |
|
|
Я испытывал(а) затруднения при составлении полезного меню для праздника |
|
|