Индивидуальное занятие по РС и ФП
Тема Текст «Добрая девочка», «Звук Л», правило орфоэпии «Двойные согласные»
Цель: создание организационных и содержательных условий для автоматизации звука «Л», закрепления правила орфоэпии, пересказа текста по плану.
Задачи:
1.Автоматизация звука «Л» во всех позициях;
2.Практическое освоение правила орфоэпии - двойные согласные звуки;
3.Составление плана в разных вариантах для пересказа текста;
4.Развитие слухового восприятия, навыка чтения с губ, увеличение резервного расстояния;
5.Воспитание заботливого отношения к животным.
I Организационный этап
- Здравствуй. Как можно поздороваться по – другому?
-Расскажи о себе.
Послушай план работы
1.Слушать фразы
2.Работать над звуком «Л»
А) Делать упражнения
Б) Выполнять задания
3.Физ.минутка
4.Правильно говорить двойные согласные звуки
5.Работать над текстом
6.Подводить итог
II Работа над фразами
Будешь слушать фразы (L 3,5 – 4 м с индивидуальным слуховым аппаратом):
Будь внимательна на дороге. Можно идти, когда уедет транспорт. Зелёный свет горит, пожалуйста, идите, но только не бегите. Если красный свет горит, пешеход всегда стоит. Жёлтый свет горит под красным: всё равно идти опасно! Я умею решать уравнения. На каком этаже находится ваш класс? На каком этаже находится кабинет слуховой работы?
III Работа над звуком «Л»
Будешь правильно говорить звук «Л»
А) Будем делать упражнения: улыбка, трубочка, лопата, забор, иголочка, часы, качели, пароход гудит (ученик смотрит на картинки и выполняет).
При звуке «Л» язык вверху или внизу? Язык узкий или широкий? Голос есть или нет?
Б) Автоматизация звука «Л» в слогах
Д/И «Приведи зайца к морковке» (ученик читает слоги, из которых состоит дорожка зайца): ал, ол, ул. ола, ула, ила, алу, ла, ло, лу .
В) Автоматизация звука в словах
Подбери слово (пособие: слова - на картинках)
У кошки не ноги, а мягкие … (что?)
Мама красит ногти … (чем?)
Лодочник плывёт на … (чём?)
В лампу вкрутили … (что?)
Лёд и ящик ломают … (чем?)
Г) Автоматизация звука в предложениях
Прочитай пословицы
Дело мастера боится.
Дай ему палец, а он всю руку откусит.
Труслив, как заяц.
Про кого так говорят? Выбери ответ:
- про жадного
- про мастера на все руки
- про труса
IV Физ. минутка
(на столе шапочки животных)
Как бегает лиса (волк, медведь, заяц, лошадь, свинья) (Ученик надевает шапочку и изображает животных)
V Двойные согласные звук (презентация):
1 слайд Двойные согласные звуки в словах говорим как один звук. Прочитаай слоги, правильно говори двойные согласные:
ана – анна, ава – авва, аса – асса, ала – алла, ама – амма.
2 слайд Прочитай слова, объясни, почему так нужно произносить:
Класс, рассказ, касса, пассажир, троллейбус, Анна, Кирилл, Жанна
3 слайд Двойные согласные с предлогами говорим как один звук:
С сахаром, с сестрой, в воду, с собакой, под деревом, под домом
4 слайд Отгадай загадки (отгадки на картинках)
- В воде купался, а сух остался.
- Живёт под домом в норке, грызёт сухие корки.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.
5 слайд Кто где живёт? (по картинкам)
Мышка … под (дом).
Крот … под (дерево).
Рыба … в (вода).
VI Упражнение «Домашние животные» (пальчиковая гимнастика)
У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик (правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный пальцы – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Повторить левой ладонью.
VII Работа над текстом «Добрая девочка»
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось воробьям. Они нигде не могли найти корм. Летали воробьи вокруг дома и жалобно чирикали. Увидела Маша бедных птичек. Пожалела воробьёв добрая девочка. Она стала сыпать хлебные крошки у крыльца дома. Воробьи стали прилетать и клевать корм. Скоро птицы перестали бояться Машу. Добрая девочка кормила птиц до весны.
Чтение текста учителем. Задания:
1.Я прочитаю первую часть. Слушай и озаглавь её, запиши название в тетради.
Я прочитаю вторую часть текста, выбери название из трёх вариантов и запиши.
Варианты: 1.Жалко птичек; 2.Корм для воробьев; 3.Кормушка на дереве.
Теперь я прочитаю третью часть, назови её и запиши.
Ты составила план пересказа. На следующем занятии будешь пересказывать текст.
Выбери из текста слова со звуком «Л», прочитай их.
Слушай слова, скажи, какое слово лишнее и почему : воробей, ворона, сорока, синица, лиса.
Итог Расскажи по плану, что делала на уроке? Что тебе понравилось?
|