Тема: "Кто такие звери"
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Познакомить детей с понятиями «звери, млекопитающие».
Задачи:
Предметные: определять принадлежность животного к группе зверей; знать внешнее строение зверей; знать, что звери-это животные тело, которых покрыто шерстью; знать, что звери выкармливают детёнышей молоком; приводить примеры животных этой группы; узнавать зверей на рисунке.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы); анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к животным; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в паре, принимать решение и обосновать его).
Оборудование урока: карточки для работы в паре, иллюстрации Муравей-вопросик и Мудрая черепаха, интерактивный экран, учебник, карточки с названиями животных, картинки с изображением зверей; конверты с заданиями, презентация.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс, Ч. 1;
Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь. 1 класс;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир”.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Ребята, кто помогает нам в изучении окружающего мира?(Муравей вопросик и Мудрая черепаха)
От Муравья пришло приглашение: «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».
– Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу есть правила: нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса.
– Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Закроем глаза и представим, что мы гуляем по осеннему лесу, светит солнышко, над нами чистое голубое небо, и мы, взявшись за руку, идем по лесу.
РАБОТА В ПАРЕ
-Откроем глаза и вместе в паре выполним первое задание от Муравья вопросика. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Найди всех животных. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Давайте узнаем, что это за животные.
1 ряд Жук, медведь, Комар, бабочка.
2 ряд Лиса, синица, дятел, сорока.
3 ряд Заяц, карась, окунь, щука.
3. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний.
- Давайте придумаем название группам животных. (Насекомые рыбы, птицы. Но в каждой группе есть лишнее животное.)
- По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног)
- Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)
- Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями)
-Как одним словом назвать птиц, рыб, насекомых? (Животные)
– Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло?
- К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? (Ответы детей)
- А какую цель мы поставим перед собой? (Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других групп животных.)
4. Этап построения проекта выхода из ситуации
1. Знакомство со строением тела зверей.
– Чтобы путешествовать дальше мы должны знать, кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. Давайте обозначим видимые нам особенности зверей.(Одним из ответов детей может быть: «Звери живут в лесу» .Ответы детей).
-Правы мы оказались или нет нам этом нам поможет Мудрая Черепаха и ее помощник. А что это за помощник отгадайте:
Ноги-как ходули, шея- как свеча,
Скорость-как у пули, ростом-каланча,
Шуба сплошь заплаты и бока покаты….
Кто это ребята? (жираф)
-Давайте теперь проверим все ли мы особенности зверей назвали. Откроем учебник с.36 и найдем помощника жирафа.
–Сравним все ли особенности зверей названы. (Дополнить ответы)
-Ребята, а жираф- зверь? Ведь мы же сказали, что звери живут в лесу, а жираф живет в лесу?
ВЫВОД: Звери могут жить не только в лесу.
-Кто такие звери? (Сделать вывод о частях теля зверей)
ФИЗМИНУТКА
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках
2. Классификация зверей.
-Муравей Вопросик приготовил нам загадки
*Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)
*Нос, как лепёшка, копытца на ножках, Круглое брюшко, хвостик, как стружка.(свинья)(Презентация)
– Можно ли этих животных отнести к группе зверей? Найдите у этих животный голову, шею, туловище, ноги, хвост.
– Что можем сказать о еле каждого зверя? А что ещё является общим для всех этих зверей?
Вывод: Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
-На какие 2 группы можем разделить этих животных? (Дикие и домашние)
– Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха.
Вывод: Тело зверей покрыто шерстью. Бывают дикие и домашние животные.
5. Закрепление
Интерактивная игра Learning дикие и домашние животные .
–– А теперь Мудрая черепаха предлагает нам немного поиграть. Почему вы выбрали этих животных?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1) Работа по учебнику.
-Рассмотрите фотографию в учебнике с.36.
-Кого видим?
- Как называется детёныш собаки?
-Собака- зверь?
-Чем она кормит щенят? Зверей по-другому называют млекопитающие. Это слово произошло из двух слов: млеко-молоко, пита-питаться.
Вывод: Зверей по-другому называют еще млекопитающие, т.к. они кормят своих детей молоком.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «Для любознательных»
– Мудрая Черепаха с некоторыми учениками нашего класса поделилась интересными фактами про очень интересных животных, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. А теперь ребята хотят вам рассказать о них
-1-Бархатный, чёрный,
С рожденья слепой,
Я поселился
Навек под землёй. ( Крот)
– Что особенного в его передних лапах? Почему?
Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
-2-Не поймёшь – зверёк иль птица. Ночью с ней не заблудиться– Видит всё вокруг ушами! Мышь, но сыр не ест с мышами. (Летучая мышь)
– Что необычного в строении летучей мыши?
Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
-3- Добродушный великан в океане проживает.
Замечательный фонтан из спины он выпускает. Кит
– Что необычного в строении его тела?
В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать.
Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и каждый час прибавляет в весе на 2 кг.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
1) Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания)
(Использование интерактивной доски).
– Каких зверей вы знаете?
– На какие 2 группы можно разделить всех зверей?
– Назовите домашних зверей. Назовите диких зверей.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
–Наше путешествие подошло к концу. Что вы узнали из нашего путешествия?
– Какое задание было для вас интересное?
-Что для вас было трудным?
– Как вы теперь можете отличить зверей от других животных?
10. Самооценка
У вас на парте лежат картинки с изображением зверей. Выберите себе картинку с изображением зверя или млекопитающего, раскрасьте ее зеленым, если урок прошел для вас плодотворно, с пользой; желтым – считаете, что научились, но все же нужна помощь, красным цветом – было трудно на уроке разобраться в новой теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Для работы в паре)
д я т е л о к г а о
р о н с и н и ц а н
с о р о к а й а и г
п ы ш ц д р з а я ц
д я ж у к о к г а о
р о н м е д в е д ь
к о м а р ч к а и г
п ы б а б о ч к а ц
к а р а с ь к г а о
и о к у н ь в е д ь
щ у к а р ч к а и г
п ы б л и с а к а ц
Приложение
(для интерактивной доски)
|