Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Тема: "Могущество, значимость и неповторимость родного русского языка"

СКАЧАТЬ (31.4 Kb) 23.09.2023, 12:31
Хайнус Светлана Сергеевна
учитель, ГОУ ЛНР "КСШ №8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова"
Цель урока: показать роль родного русского языка в современном мире.

Задачи:
Обучающие: определить место и назначение родного русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли родного русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; 
формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении.
Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.
Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к родному русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Планируемые результаты:
-личностные:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность ответственного отношения к учению;
-познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
-регулятивные:
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-предметные:
показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
Учитель.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.
До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.
К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.
Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.
Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Беседа с учащимися:
- Какая роль русского языка передана в легенде?
Ответы обучающихся.
Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.
Учитель.
- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?
Ответы обучающихся:
- это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств;
- это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом;
-русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия;
-в настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, является мировым языком;
-огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка;
-распространенность русского языка;
 наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов,
архаизмов;
- мелодичность языка, основанная на славянских корнях;
- постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов;
- отражение мудрости веков;
- через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций
человека.
Учитель.
- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?
О языке
- Ребята, а вы любите русский язык?
 Попросить объяснить, за что можно любить язык. Ответы обучающихся.
Учитель
- Родной язык, как и Родину, как и родителей, не выбирают. Это то, что даётся нам свыше, то, что связывает нас опытом прошлых поколений, то, что объединяет нас в один народ и помогает общаться, развиваться, дружить. Родной язык НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ!!! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. Языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни

2.Актуализация.
Учитель.
Сегодня я предлагаю вам узнать о нашем родном русском языке немного больше. Работать мы будем с вами с зашифрованным текстом. Нашим путеводителем будет карта со словами, которые мы разгадаем, выполняя ряд заданий. Итак, приступим. Первое слово, которое мы занесем на нашу карту, будет язык.
Библейская легенда.
Учитель:
Согласно библейской легенде, когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых жили все в одном месте и говорили на одном языке. Они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, и тогда, в память о себе, вознамерились они построить город и башню, которая своей вершиной достигла бы неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название Вавилон, что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
-А для чего вообще нам нужен язык?
- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?
Спонтанные ответы по рядам:
 Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.
1. средство общения;
2. средство выражения мысли
3. словесная речь человека
4. совокупность всех слов народа и верное их сочетанье
5. средство передачи информации
Учитель. Правильно, язык нам нужен, прежде всего, для общения. И вторым словом, которое мы отметим на нашей карте, будет слово общение.
Итак, основная функция языка - это общение.
Учитель: А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор свободного гражданина, философа Ксанта и его раба – первого баснописца Эзопа. Ксант ценил его за ум и мудрость, хотя отпускать не собирался.
Сценка «Эзоп и Ксант» (участвуют 2 учащихся).
– Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире. Где она?
– Вот, мой господин. Это – язык! (На блюде – говяжий язык, готовый к употреблению).
– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире?
– Да, мой господин! Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаёмся в любви. Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
– Ну хорошо. Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.
– Вот она, мой господин!
– Снова язык?!
– Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы, языком мы говорим грязные слова, языком мы предаём друзей, языком мы изрыгаем ругательства… Язык – худшее, что есть в мире людей!
Учитель: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому. Цените свой родной язык, язык ваших предков.
Родной язык
Ученик
Родной язык — божественное чудо.
Он нас не предавал и не предаст.
И в бедах он к нам бесконечно чуток,
И в радостях не покидает нас.
 Ученик
И так надежно искреннее слово,
Когда в душе не остается сил.
Родной язык — как оголенный провод,
Что всех славян навек объединил.
 Ученик
И свет добра, что согревает сердце,
Не мыслим без мелодий языка.
Пока мы вместе — этот мир бессмертен
И дружба наша тоже на века.
А. Дементьев
Учитель: Нашим родным языком является русский. Итак, следующим на карте появляется словосочетание родной язык.
Ребята, как вы думаете, сохраняя наш язык в его красивейшем виде, что еще мы сможем сохранить? (Культуру нации)
Молодцы! Именно в языке отражается культура нации. Язык хранит в себе дух народа, который на нем говорит, его интересы, быт, духовное развитие, даже исторические события отражаются в языке, появляются новые слова, а «старые» выходят из употребления. Давайте запишем последнее словосочетание в нашу карту, и это будет – культурные традиции.

 3.  Закрепление материала
Молодцы!
А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся тексты о русском языке.
Теперь мы приступаем к работе с нашим текстом, везде, где вы встретите цифру 1 вы вставите слово язык или его форму. 2 – общение, 3 – родной язык, 4- культурные традиции. Не забывайте, что у вас должен получится связный текст. Будьте внимательны!
Давайте зачитаем полученные тексты. О чем этот текст? Какова его основная тема? Идея? Как мы можем его озаглавить?
На земном шаре существует около 6000 _1___, половина из которых на грани исчезновения. Причина – поглощение менее употребляемых __1____ более распространёнными, общепризнанными, на которых ведётся документация, преподавание в школе, происходит __2___ Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день ___3___, который отмечается 21 февраля с 2000 года. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего __3___ бенгали, который они требовали признать одним из государственных _1__ страны. 21 февраля 2001 года, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа _1___ мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он даёт возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. По мнению специалистов, ___3___ находится под угрозой, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30% детей. В атласе отмечается, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около 50 __1____. Самым малоизученным в лингвистическом плане является африканский континент. По мнению авторов Атласа, из 1400 местных __1__ не менее 250 находятся под угрозой исчезновения. Самые неблагополучные в этом плане страны – Нигерия, Эфиопия, Кения, Уганда, Танзания и Судан. Международный день ___3___ отмечается с целью сохранения и развития исчезающих __1_, а также повышения осведомлённости о языковых и __4______.

4.Рефлексия.
  1. Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Эмоциональная рефлексия.
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
  1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
  2. Повторение – мать учения.
  3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
  4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Учитель. Ребята, мы начали наш урок с событий, которые происходили в годы Великой Отечественной войны. Вспомнили слова И.С. Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины…» Как вы считаете, актуальны ли эти строки в наши дни. С уверенностью можно сказать, что « да».. Почему? Да потому что в минуты тяжелых испытаний писатели и поэты никогда не будут молчать о том, что было, есть и будет на нашей земле вчера, сегодня, завтра.  И они не молчат, как рупоры правды вещают на весь мир свои строки, которые у всех на устах. Как не вспомнить А.А. Ахматову. Война застала ее в Ленинграде.. Ее стихотворение «Мужество» было напечатано в газете “Правда” 8 марта 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
“Великое русское слово” выступает как символ народа. 

Идея “Мужества” заключается в том, что народ совершает небывалый подвиг во имя духовной свободы.
Наш земляк , создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», В. И. Даль, отец которого по происхождению был датчанин, а мать –немка, пришёл к такому выводу: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Этот проницательный вывод нашего земляка был использован для определения понятия родной язык.
Горячий лозунг поэта Александра Яковлевича Яшина звучит так:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Братское, доброе  слово А. Яшина задевает самые лучшие струны нашей души, больно берет за живое и волнует.
Наши современные поэты продолжают историю своей страны. Людмила Геннадиевна Гонтарева, учитель русского языка и литературы Краснодонской средней школы № 24 имени И.В. Туркенича, член Союза писателей России, человек с большим сердцем, делающий огромный вклад в развитие русской словесности. В июне 2022 года была презентована хрестоматия по литературному краеведению, составителем которой также является Людмила Геннадиевна. Книга посвящена « Молодой гвардии». Ведь наши молодогвардейцы внесли огромный вклад в освобождение нашего города, защищая родную речь, они расклеивали листовки, отражая всю правду тех времен.
Нам есть на кого равняться и есть кем гордиться!

5. Домашнее задание.
 Упр. по уровням:
1. Подобрать высказывания о русском языке.
2. Разбить текст на абзацы и сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста.
3. Подготовить доклад о трудах М. Ломоносова.


Категория: Блоги | Добавил: cdtnkfyf1983
Просмотров: 177 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог