Цель урока: показать роль родного русского языка в современном мире.
Задачи:
Обучающие: определить место и назначение родного русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли родного русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку;
формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении.
Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.
Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к родному русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.
Планируемые результаты:
-личностные:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность ответственного отношения к учению;
-познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
-регулятивные:
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-предметные:
показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
Учитель.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.
До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.
К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.
Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.
Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Беседа с учащимися:
- Какая роль русского языка передана в легенде?
Ответы обучающихся.
Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.
Учитель.
- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?
Ответы обучающихся:
- это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств;
- это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом;
-русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия;
-в настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, является мировым языком;
-огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка;
-распространенность русского языка;
наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов,
архаизмов;
- мелодичность языка, основанная на славянских корнях;
- постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов;
- отражение мудрости веков;
- через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций
человека.
Учитель.
- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?
О языке
- Ребята, а вы любите русский язык?
Попросить объяснить, за что можно любить язык. Ответы обучающихся.
Учитель
- Родной язык, как и Родину, как и родителей, не выбирают. Это то, что даётся нам свыше, то, что связывает нас опытом прошлых поколений, то, что объединяет нас в один народ и помогает общаться, развиваться, дружить. Родной язык НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ!!! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. Языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни
2.Актуализация.
Учитель.
Сегодня я предлагаю вам узнать о нашем родном русском языке немного больше. Работать мы будем с вами с зашифрованным текстом. Нашим путеводителем будет карта со словами, которые мы разгадаем, выполняя ряд заданий. Итак, приступим. Первое слово, которое мы занесем на нашу карту, будет язык.
Библейская легенда.
Учитель:
Согласно библейской легенде, когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых жили все в одном месте и говорили на одном языке. Они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, и тогда, в память о себе, вознамерились они построить город и башню, которая своей вершиной достигла бы неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название Вавилон, что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
-А для чего вообще нам нужен язык?
- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?
Спонтанные ответы по рядам:
Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.
1. средство общения;
2. средство выражения мысли
3. словесная речь человека
4. совокупность всех слов народа и верное их сочетанье
5. средство передачи информации
Учитель. Правильно, язык нам нужен, прежде всего, для общения. И вторым словом, которое мы отметим на нашей карте, будет слово общение.
Итак, основная функция языка - это общение.
Учитель: А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор свободного гражданина, философа Ксанта и его раба – первого баснописца Эзопа. Ксант ценил его за ум и мудрость, хотя отпускать не собирался.
Сценка «Эзоп и Ксант» (участвуют 2 учащихся).
– Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире. Где она?
– Вот, мой господин. Это – язык! (На блюде – говяжий язык, готовый к употреблению).
– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире?
– Да, мой господин! Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаёмся в любви. Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
– Ну хорошо. Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.
– Вот она, мой господин!
– Снова язык?!
– Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы, языком мы говорим грязные слова, языком мы предаём друзей, языком мы изрыгаем ругательства… Язык – худшее, что есть в мире людей!
Учитель: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому. Цените свой родной язык, язык ваших предков.
Родной язык
Ученик
Родной язык — божественное чудо.
Он нас не предавал и не предаст.
И в бедах он к нам бесконечно чуток,
И в радостях не покидает нас.
Ученик
И так надежно искреннее слово,
Когда в душе не остается сил.
Родной язык — как оголенный провод,
Что всех славян навек объединил.
Ученик
И свет добра, что согревает сердце,
Не мыслим без мелодий языка.
Пока мы вместе — этот мир бессмертен
И дружба наша тоже на века.
А. Дементьев
Учитель: Нашим родным языком является русский. Итак, следующим на карте появляется словосочетание родной язык.
Ребята, как вы думаете, сохраняя наш язык в его красивейшем виде, что еще мы сможем сохранить? (Культуру нации)
Молодцы! Именно в языке отражается культура нации. Язык хранит в себе дух народа, который на нем говорит, его интересы, быт, духовное развитие, даже исторические события отражаются в языке, появляются новые слова, а «старые» выходят из употребления. Давайте запишем последнее словосочетание в нашу карту, и это будет – культурные традиции.
3. Закрепление материала
Молодцы!
А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся тексты о русском языке.
Теперь мы приступаем к работе с нашим текстом, везде, где вы встретите цифру 1 вы вставите слово язык или его форму. 2 – общение, 3 – родной язык, 4- культурные традиции. Не забывайте, что у вас должен получится связный текст. Будьте внимательны!
Давайте зачитаем полученные тексты. О чем этот текст? Какова его основная тема? Идея? Как мы можем его озаглавить?
На земном шаре существует около 6000 _1___, половина из которых на грани исчезновения. Причина – поглощение менее употребляемых __1____ более распространёнными, общепризнанными, на которых ведётся документация, преподавание в школе, происходит __2___ Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день ___3___, который отмечается 21 февраля с 2000 года. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего __3___ бенгали, который они требовали признать одним из государственных _1__ страны. 21 февраля 2001 года, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа _1___ мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он даёт возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. По мнению специалистов, ___3___ находится под угрозой, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30% детей. В атласе отмечается, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около 50 __1____. Самым малоизученным в лингвистическом плане является африканский континент. По мнению авторов Атласа, из 1400 местных __1__ не менее 250 находятся под угрозой исчезновения. Самые неблагополучные в этом плане страны – Нигерия, Эфиопия, Кения, Уганда, Танзания и Судан. Международный день ___3___ отмечается с целью сохранения и развития исчезающих __1_, а также повышения осведомлённости о языковых и __4______.
4.Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Эмоциональная рефлексия.
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
- Тяжела ты, шапка Мономаха.
- Повторение – мать учения.
- Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
- Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Учитель. Ребята, мы начали наш урок с событий, которые происходили в годы Великой Отечественной войны. Вспомнили слова И.С. Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины…» Как вы считаете, актуальны ли эти строки в наши дни. С уверенностью можно сказать, что « да».. Почему? Да потому что в минуты тяжелых испытаний писатели и поэты никогда не будут молчать о том, что было, есть и будет на нашей земле вчера, сегодня, завтра. И они не молчат, как рупоры правды вещают на весь мир свои строки, которые у всех на устах. Как не вспомнить А.А. Ахматову. Война застала ее в Ленинграде.. Ее стихотворение «Мужество» было напечатано в газете “Правда” 8 марта 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
“Великое русское слово” выступает как символ народа.
Идея “Мужества” заключается в том, что народ совершает небывалый подвиг во имя духовной свободы.
Наш земляк , создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», В. И. Даль, отец которого по происхождению был датчанин, а мать –немка, пришёл к такому выводу: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Этот проницательный вывод нашего земляка был использован для определения понятия родной язык.
Горячий лозунг поэта Александра Яковлевича Яшина звучит так:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Братское, доброе слово А. Яшина задевает самые лучшие струны нашей души, больно берет за живое и волнует.
Наши современные поэты продолжают историю своей страны. Людмила Геннадиевна Гонтарева, учитель русского языка и литературы Краснодонской средней школы № 24 имени И.В. Туркенича, член Союза писателей России, человек с большим сердцем, делающий огромный вклад в развитие русской словесности. В июне 2022 года была презентована хрестоматия по литературному краеведению, составителем которой также является Людмила Геннадиевна. Книга посвящена « Молодой гвардии». Ведь наши молодогвардейцы внесли огромный вклад в освобождение нашего города, защищая родную речь, они расклеивали листовки, отражая всю правду тех времен.
Нам есть на кого равняться и есть кем гордиться!
5. Домашнее задание.
Упр. по уровням:
1. Подобрать высказывания о русском языке.
2. Разбить текст на абзацы и сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста.
3. Подготовить доклад о трудах М. Ломоносова.
|