В настоящее время отечественное производство остро нуждается в квалифицированных специалистах, способных решать сложные инженерно-технические задачи и готовых к осуществлению инновационной деятельности. Основы успешной профессиональной деятельности по проектированию, созданию и обслуживанию техники, осуществлению высокоэффективных технологических процессов, несомненно, закладываются в стенах общеобразовательной школы, в том числе в рамках освоения учащимися курса физики. Будущим инженерам необходимы глубокие знания основ физики как науки и ее технических приложений.
Изучение физики как отдельного предмета начинается с 7 класса, но первоначальные представления о содержании предметов естественнонаучного цикла, в том числе о физике как области научного знания, учащиеся получают еще в 1-4 классах начальной школы в курсе «Окружающий мир». Согласно принципу непрерывности образовательной практики процесс пропедевтики обучения физике в контексте его политехнической составляющей должен быть реализован и для учащихся 5-6 классов. Работа по реализации политехнической направленности обучения и развитию интереса учащихся этого возраста к техническому творчеству не должна прекращаться.
Главным условием эффективной организации в средней школе индивидуализированного инженерно-технического обучения является создание образовательного пространства, отвечающего запросам заказчиков образовательных услуг. Отличительными чертами такого пространства должны стать: открытость, вариативность, возможность конструирования индивидуальных образовательных траекторий и наличие соответствующей педагогической поддержки инициатив учащихся. Тьюторское сопровождение физико-технического творчества учащихся является важным и необходимым условием для раскрытия потенциала учащихся, заинтересованных в углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла. Основное содержание модели проектирования тьюторского сопровождения заключается в том, что тьюторант при поддержке учителя-тьютора планирует и реализует серию образовательных инженерных проектов, активно используя сетевые технологии и ресурсы открытого образовательного пространства. Трансформировать закрытое пространство образовательной организации в открытое помогают сетевые электронные образовательные ресурсы. Тематический сайт является средой для объединения совокупности ЭОР, выполняющих различные методические функции с целью достижения определенных образовательных целей. Впервые рассматривать образовательный сайт как один видов ЭОР предложила Ю.С. Третьякова (2019). По мнению автора: « … образовательный сайт – обеспечивает информацией, помогает в ее поиске и систематизации. ЭОР данной группы содержат текст, изображение и аудио, взаимосвязанные нелинейной структурой ресурса. Нелинейные (случайные) связи позволяют ученику получать знания на собственных условиях, в своем темпе. Обилие неструктурированной наглядной информации подходит для использования преподавателями/методистами в их последующей работе» [3].
Пространство работы тьютора с использованием тематического сайта помогает реализовать 3 вектора тьюторского действия, предложенные Т.М. Ковалевой: социальный, предметный, антропологический [2].
Социальный вектор тьюторского действия определяет множество образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Тематический сайт не только позволяет предоставить учащимся доступ к информационным ресурсам Интернета, но и визуализирует широкий спектр образовательных предложений как в школе, так и за ее пределами.
Предметный вектор тьюторского действия указывает направленность работы учителя с материалом учебной дисциплины. Предметные результаты обучения по индивидуальной траектории в информационной образовательной среде на базовом уровне освоения курса «Естествознание» должны соответствовать требованиям ФГОС ООО основной школы.
Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить:
1) формирование целостной научной картины мира;
2) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
3) овладение научным подходом к решению различных задач;
4) овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
5) овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
6) воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
7) овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
8) осознание значимости концепции устойчивого развития;
9) формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач [1].
Антропологический вектор тьюторского действия. Помимо владения комплексом политехнических знаний, умений, навыков для осуществления технической и технологической деятельностью школьнику необходимо обладать личностными качествами, сформированность которых оказывает значительное влияние на успешность реализации индивидуальной образовательной траектории. Учитель лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы.
Совместная работа учителя и учащегося в информационно-образовательной среде в каждом из указанных выше направлений позволяет обучающемуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать самостоятельно и эффективно использовать его потенциал для построения своей индивидуальной образовательной траектории.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
2. Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. – 2010. – №4.
3. Третьякова Ю.С. Классификация электронных образовательных ресурсов // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. – 2019.
|