Класс: 5
Цель: формирование представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
- сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Развивающие:
- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;
- развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, сегодня как вы уже заметили у нас необычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и скажем «Добрый день».
2. Актуализация знаний
Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
– Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют ее оболочки. Какие?
Дети: Живую и неживую.
На экране у нас изображены несколько картинок живой и неживой природы. Выберите из предложенных рисунков, объекты живой и неживой природы, приведите свои примеры. (Ответы учеников).
Но у нас остались еще картинки. Ребята, подумайте, а как будут связаны между собой объекты живой и неживой природы?
Дети: Вся природа, окружающая живой организм, называется средой обитания.
Среда обитания – это тема нашего изучения на уроке
Как вы думаете какие вопросы мы с вами должны рассмотреть сегодня на уроке (с чем познакомится)?
Мы определим, какие существуют среды обитания, узнаем, кто в них живет, и как организмы приспособились к жизни в среде обитания. А еще мы определим, всегда ли живым организмам живется комфортно.
Итак, что же такое Среда обитания? Как вы думаете? Среда обитания – это все, что окружает организм. В среде действуют те или иные факторы, их называют экологическими.
Учитель: Ребята, скажите, а что окружает человека? (Воздух)
– А дождевого червя? (Почва)
– А что окружает рыб? (Вода)
Давайте подумаем какие среды обитания мы можем выделить?
Дети: Водную, воздушную, почвенную.
Учитель: Есть еще одна среда – живой организм. Кто может жить в этой среде? (Паразиты)
Дети: Вши, клещи, разные черви.
Учитель: В каждой среде обитания есть свои условия. Чем являются эти условия? (Факторами среды). Сейчас я прочту стихотворение. А вы попробуйте определить о какой среде и о каких факторах идет речь?
Почему у нас в Туве
Пальмы не растут?
Ясно и тебе и мне
(Холодно) им тут.
А в походе по грибы
На лесной дороге
Вряд ли встретятся
Слоны или носороги.
Учащиеся рассуждают об условиях среды, (температура – доминирующий фактор, необходима еще и вода, у нас она зимой замерзает, свет и кислород).
Как вы думаете какое воздействие на среду обитания оказывают факторы среды?
Факторы среды влияют на организмы, они могут быть полезными и вредными. В биологии их называют неблагоприятными и благоприятными.
Итак, сейчас перед вами выступят ваши одноклассники с докладами о различных средах обитания. (звучат доклады о средах обитания)
А сейчас предлагаю вам поработать парами, работая с параграфом учебника (стр. 114–115 по А.Плешакову и А.Сонину) заполнить таблицу «Факторы среды».
Физминутка: Окей/победа, Ухо-нос-хлопок, Пальчиковая гимнастика.
Каждое живое существо приспособилось выживать в удобном для него среде. Мы уже отметили, что рыба живет в воде, как же она приспособилась? Что ей помогает жить? Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней? А крот, который живет в почве?
Среда обитания |
Приспособления |
Водная |
- обтекаемая форма тела;
- наличие слизи на теле;
- плавники;
- ласты;
- подкожный слой жира.
|
Наземно-воздушная |
• крылья;
• конечности для передвижения по твердой поверхности;
• шерсть;
• перья;
• приспособления для экономного расходования влаги;
• приспособления для опыления растений.
|
Почвенная |
• округлая, червеобразная форма тела;
• способность к изменению толщины тела;
• роющие конечности;
• маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.
|
4. Закрепление:
Дети еще раз говорят, что такое среда обитания, факторы среды и приспособленность. (На экране изображены фотографии животных). Ребята рассматривают фото животных. Определяют среду их обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.
– Теперь я предлагаю вам послушать еще одно стихотворение.
Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
И какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова.
– Давайте порассуждаем о каких кладах идет речь? А как вы понимаете, что такое клад?
Дети: Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.
Учитель: Ребята, а всегда ли человек бережет природу, которая его окружает. И насколько среда обитания благоприятна для ее обитателей?
Дети: Обсуждают экологические проблемы сред обитания и влияние человека на природу.
Сейчас предлагаю вам провести небольшое тестирование и посмотреть, как же вы поняли сегодняшнею тему. Но тестирование у нас сегодня пройдет не совсем в обычной форме (Приложение Plikers). У вас на столе лежат таблички с QR-кодами. На экране будет появляться вопрос, и вы при помощи этих табличек должны на него ответить.
6. Рефлексия.
А теперь я бы хотел подвести итог нашего урока. На доске вы видите изображена Вселенная. У каждого на столе есть звездочка. Предлагаю вам написать на этих звездах, какие впечатления у вас остались, и прикрепит их на нашу «вселенную».
Учитель: Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания.
И урок закончить я хотел на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
И давайте же, докажем друзья, что не зря
На нас надеется Земля.
7. Выставление оценок. Домашнее задание.
Домашнее задание: Выполнить упражнения в рабочей тетради по пройденной теме. Сделать рисунок «Самая важная среда обитания» и объяснить почему для вас эта среда обитания является наиболее важной.
|