Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Три среды обитания"

СКАЧАТЬ (21.6 Kb) 05.06.2024, 09:01
Павленко Марина Сергеевна
учитель, ГБОУ ЛНР "СТАРОБЕЛЬСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ МАРГЕЛОВА"
Класс: 5
Цель: формирование представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов.

Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
 - сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Развивающие:
- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;
- развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

 
1. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, сегодня как вы уже заметили у нас необычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и скажем «Добрый день».

2. Актуализация знаний
Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.

– Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют ее оболочки. Какие?
Дети: Живую и неживую.
На экране у нас изображены несколько картинок живой и неживой природы. Выберите из предложенных рисунков, объекты живой и неживой природы, приведите свои примеры. (Ответы учеников).
Но у нас остались еще картинки. Ребята, подумайте, а как будут связаны между собой объекты живой и неживой природы?
Дети: Вся природа, окружающая живой организм, называется средой обитания.
Среда обитания – это тема нашего изучения на уроке

Как вы думаете какие вопросы мы с вами должны рассмотреть сегодня на уроке (с чем познакомится)?
Мы определим, какие существуют среды обитания, узнаем, кто в них живет, и как организмы приспособились к жизни в среде обитания. А еще мы определим, всегда ли живым организмам живется комфортно.
Итак, что же такое Среда обитания? Как вы думаете? Среда обитания – это все, что окружает организм. В среде действуют те или иные факторы, их называют экологическими.
Учитель: Ребята, скажите, а что окружает человека? (Воздух)
– А дождевого червя? (Почва)
– А что окружает рыб? (Вода)

Давайте подумаем какие среды обитания мы можем выделить?
Дети: Водную, воздушную, почвенную.
Учитель: Есть еще одна среда – живой организм. Кто может жить в этой среде? (Паразиты)
Дети: Вши, клещи, разные черви.
Учитель: В каждой среде обитания есть свои условия. Чем являются эти условия? (Факторами среды). Сейчас я прочту стихотворение. А вы попробуйте определить о какой среде и о каких факторах идет речь?
Почему у нас в Туве
Пальмы не растут?
Ясно и тебе и мне
(Холодно) им тут.

А в походе по грибы
На лесной дороге
Вряд ли встретятся
Слоны или носороги.

Учащиеся рассуждают об условиях среды, (температура – доминирующий фактор, необходима еще и вода, у нас она зимой замерзает, свет и кислород).
Как вы думаете какое воздействие на среду обитания оказывают факторы среды?
 Факторы среды влияют на организмы, они могут быть полезными и вредными. В биологии их называют неблагоприятными и благоприятными.
Итак, сейчас перед вами выступят ваши одноклассники с докладами о различных средах обитания. (звучат доклады о средах обитания)
А сейчас предлагаю вам поработать парами, работая с параграфом учебника (стр. 114–115 по А.Плешакову и А.Сонину) заполнить таблицу «Факторы среды».

Физминутка: Окей/победа, Ухо-нос-хлопок, Пальчиковая гимнастика.
Каждое живое существо приспособилось выживать в удобном для него среде. Мы уже отметили, что рыба живет в воде, как же она приспособилась? Что ей помогает жить? Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней? А крот, который живет в почве?

 
Среда обитания Приспособления
Водная
  • обтекаемая форма тела;
  • наличие слизи на теле;
  • плавники;
  • ласты;
  • подкожный слой жира.
Наземно-воздушная •        крылья;
•        конечности для передвижения по твердой поверхности;
•        шерсть;
•        перья;
•        приспособления для экономного расходования влаги;
•        приспособления для опыления растений.

 
Почвенная •        округлая, червеобразная форма тела;
•        способность к изменению толщины тела;
•        роющие конечности;
•        маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.

 

4. Закрепление:
Дети еще раз говорят, что такое среда обитания, факторы среды и приспособленность. (На экране изображены фотографии животных). Ребята рассматривают фото животных. Определяют среду их обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.
– Теперь я предлагаю вам послушать еще одно стихотворение.
Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
И какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова.

– Давайте порассуждаем о каких кладах идет речь? А как вы понимаете, что такое клад?
Дети: Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.
Учитель: Ребята, а всегда ли человек бережет природу, которая его окружает. И насколько среда обитания благоприятна для ее обитателей?
Дети: Обсуждают экологические проблемы сред обитания и влияние человека на природу.
Сейчас предлагаю вам провести небольшое тестирование и посмотреть, как же вы поняли сегодняшнею тему. Но тестирование у нас сегодня пройдет не совсем в обычной форме (Приложение Plikers). У вас на столе лежат таблички с QR-кодами. На экране будет появляться вопрос, и вы при помощи этих табличек должны на него ответить.

6. Рефлексия.
А теперь я бы хотел подвести итог нашего урока. На доске вы видите изображена Вселенная. У каждого на столе есть звездочка. Предлагаю вам написать на этих звездах, какие впечатления у вас остались, и прикрепит их на нашу «вселенную».
Учитель: Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания.
И урок закончить я хотел на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
И давайте же, докажем друзья, что не зря
На нас надеется Земля.


7. Выставление оценок. Домашнее задание.
Домашнее задание: Выполнить упражнения в рабочей тетради по пройденной теме. Сделать рисунок «Самая важная среда обитания» и объяснить почему для вас эта среда обитания является наиболее важной.


Категория: Блоги | Добавил: z77896997
Просмотров: 104 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог