Творческий проект.
«Хорошее время читать уже началось!»
Дайте нашим детям книги,
и вы дадите им крылья.
Й.Лейман.
Каждая прочитанная книга-ступенька вверх в развитии ребёнка ,в познании окружающего мира и самого себя. Для ребёнка любого возраста можно подобрать книгу, которая покажется интересной и близкой и, возможно, заложит желание и потребность читать в будущем.
«Незаинтересованное», но интересное чтение- вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Внеклассное чтение в школе является необходимым и важным звеном в области обучения ребят родному языку. Цель этой работы– обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.
В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личностных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.
Самостоятельное детское чтение- это индивидуальное молчаливое общение учащегося с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.
Проблема чтения среди детей и подростков - одна из важнейших проблем общества. Её невозможно решить усилиями учителей и библиотекарей, здесь нужна полноценная поддержка государства, общественности, семьи.
Сегодня данные статистики пугают : 52% россиян вообще не покупает книги, 37% не читает никакой литературы, 34% не имеют дома книг, всего 4% имеет личные библиотеки. Только один из десяти читающих увлекается поэзией и русской классикой. Такие выводы сделаны социологами Аналитического центра Юрия Левады. (…)
Если не читают взрослые, если ребёнок не видит своих родителей хоть изредка за книгой, если о пользе чтения говорят только в школах на уроках литературы, то понятно, почему для многих подростков чтение – занятие неинтересное и бесполезное. Среди подростков читает 55% мальчиков и 64% девочек. Казалось бы, положение не так опасно, ведь читает больше половины, но возникает вопрос : что читают? На первом месте и у мальчиков ,и у девочек – фантастика, «фэнтези» и «ужастики» (44%), на втором – развлекательная , «смешная» литература (38%), а только потом – познавательное чтение, литература о взаимоотношениях со сверстниками.
По справедливому высказыванию Генриха Манна , классика немецкой литературы, «сегодняшние книги являются завтрашними поступками».Какая личность сформируется по влиянием «фэнтези», «ужастиков» и « комиксов»?
Именно поэтому возникла насущная необходимость не только изучить данную проблему, но и попытаться решить её.
Если ребёнок не читает классическую литературу, то закономерно возникают препятствия к становлению и развитию личности. Появляется риск пополнения общества людьми с ограниченным кругозором, с пониженными возможностями к социальной адаптации, с неразвитыми творческими способностями. Таким образом, утрата исключительной роли чтения в жизни общества сопряжена с большим социальным риском, так как чтение – это важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Поэтому задача первостепенной важности для государства и для общества – вернуть популярность классической литературе, сделать чтение модным и необходимым занятием, чтобы Россия снова стала одной из самых читающих стран мира.
Коллектив нашей гимназии №36 понимает актуальность данной проблемы и прилагает немало усилий для внедрения и популяризации чтения среди школьников.
С учётом этого и была выбрана тема исследования- внеклассное чтение в школе.
Цель исследования- приобщение учащихся школы к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению.
Объект исследования- учащиеся гимназии №36.
Предмет исследования- опыт работы общеобразовательного учреждения по популяризации чтения классической литературы.
Актуальность исследования: личностное развитие школьников является первоочередной задачей общеобразовательной системы. которая выполняет. прежде всего, воспитательную функцию. Именно в условиях школы формируется личность ,и ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностном развитии человека.
Гипотеза –внеклассное чтение является дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения может быть подобрана учителем с учётом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения, по сравнению с общеобразовательной программой.
Задачи исследования:
- показать актуальность и действенность классики
- выразительность языка произведений классической литературы
- поддерживать комфортную читательскую среду в гимназии
- побуждать к детей к диалогу по поводу прочитанного
- формировать читательское самосознание
- создавать и поддерживать читательскую среду в школе.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
-теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
-эмпирические: опросно-диагностические методы(анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;
-статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
Реализация проекта проводится по двум направлениям : работа с учащимися начальной школы и работа со школьниками среднего и старшего звена.
Реализация проекта в начальной школе:
Идея создания творческого проекта, который охватил бы всех учеников гимназии, возникла после успешного сотрудничества в рамках научно – практической конференции , которая проходила на базе ККИДППО 14.05.2008 года по теме : « Актуализация проблем чтения школьников в рамках проекта «Национальная программа поддержки и развития чтения», где работа коллектива была представлена проектом
«Клуб семейного чтения«Алые паруса».
Пояснительная записка.
Актуальность проекта: важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Совместное чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, которое обогащает не только детей знаниями о чистоте отношений, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало знает молодое поколение о жизни своих отцов и дедов, и дело здесь не в дефиците времени, или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, вступать в диалог со взрослыми, даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта взрослых, пополнять свой словарный запас, работать над развитием речи. А ведь именно эти коммуникативные умения и навыки необходимы сегодня каждому ребёнку во взрослой жизни, их формированию отводится не слишком много времени в процессе учебной деятельности, именно поэтому возникла необходимость в рамках проекта «Национальной программы поддержки и развития чтения» создания собственного проекта, который помог бы решению этих проблем внутри гимназии. Им стал проект над созданием клуба семейного чтения «Алые паруса».
Совместное чтение нельзя устраивать в паузах между занятиями, мимоходом, бессистемно, для этого нужно специально отведённое время и тщательно продуманные мероприятия, только тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты, и любви взрослых. Немаловажна также психо-эмоциональная разрядка, возможность «выговориться», когда дети делятся впечатлениями, не боясь ограничений во времени или низкой оценки. Поэтому учителю здесь отводится ключевая роль : стать «мостиком» между детьми и взрослыми, внимательно следить затем, чтобы родители , не увлекаясь менторством, давали возможность ребятам чувствовать себя наравне с ними.
Цель проекта:
на основе клуба семейного чтения «Алые паруса» воспитать активного и вдумчивого читателя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- привлечь в помощь учителям литературы родителей, умеющих общаться с детьми и понимающих необходимость данного проекта
- пробуждать и воспитывать стойкий интерес к чтению, стремиться, чтобы ребёнок не ограничивался произведениями школьной программы
- формировать вкус к серьёзной литературе, необходимость обращения к историческим, философским книгам
- прививать любовь к театру как одному из важнейших видов искусства, связанному с литературой
- создавать благоприятную психологическую обстановку, направленную на раскрепощение ребёнка, развитие его творческих способностей.
Предполагаемые результаты:
1. Пробуждение стойкого интереса к чтению.
2. Популяризация литературы не как учебного предмета, а как необходимого для каждого человека занятия.
3. Формирование личности, умеющей общаться с людьми разного возраста, способной сформулировать собственную точку зрения и аргументировать её.
4. Расширение кругозора учащихся.
Имеющийся в гимназии задел для реализации проекта
В гимназии №36 работает сильный преподавательский состав, среди учителей русского языка и литературы есть Заслуженный учитель Российской Федерации, «Лучший учитель 2007 года»- Коваленко В.П., победитель регионального конкурса «Учитель года 2006»- Белоусова С.Ю., почётный работник общего образования РФ – Мухина И.И., высоким профессионализмом обладают такие учителя, как Решетняк Н.В., Терентьева Т.И., Недина Л.В. Эти педагоги проводят интересные внеклассные мероприятия, работают в тесной связи с родителями, привлекая их не только для проведения, но и для участия.
Гимназия прекрасно оснащена мультимедийными средствами обучения: в каждом кабинете имеется компьютер, мультимедийный проектор, телевизор . Все эти средства активно используются во внеклассной работе.
Школьная библиотека также оснащена необходимым оборудованием для работы с читателями и проведения конференций, «круглых столов», дискуссий: светлый и уютный читальный зал, большой выбор художественной, критической, справочной литературы, словарей, энциклопедий. Большую роль в организации работы играет компьютер с доступом в Интернет, обширная видеотека.
Преподавательский коллектив тесно сотрудничает с краснодарскими театрами, особенно с драматическим и молодёжным муниципальным.
Учащиеся гимназии и их родители – активные и творческие зрители, давно стало традицией обсуждение спектаклей , участие в городском конкурсе на лучшую театральную рецензию. Как правило, просмотру спектакля предшествует чтение и обсуждение произведения, которое легло в основу постановки.
Развитию творческих способностей наших школьников способствует и театр, который создан учителем французского языка Ширяевой Л.П. Дети сами выбирают постановку, прочитав и предварительно обсудив пьесу, вместе с родителями готовят декорации и костюмы, проводят репетиции совместно с актёрами театра драмы.
План реализации проекта «Клуб семейного чтения «Алые паруса»».
время Название мероприятия ответственные
сентябрь Обсуждение плана мероприятий на год. Учителя-словесники
Всемирный день книги в нашей школе. «Круглый стол» на тему: «Вдумчивый и активный читатель: кто это?» Решетняк Н.В.
род.актив
«Осенняя пора, очей очарованье» Осень глазами детей и взрослых. Стихи звучат в нашем сквере. Мухина И.И.
род.актив
Обсуждение Всероссийского проекта : «Интеллект – это модно» Дискуссия: «Для всех ли интеллектуальное чтение?» Терентьева Т.И.
род.актив
октябрь Чтение по ролям и обсуждение пьесы А.Н.Островского «Доходное место» По классам
Посещение спектакля Краснодарского драматического театра «Доходное место» Все классы
Отзыв о просмотренном спектакле. Я- театральный критик. Мухина И.И.
род.актив
Конкурс на лучшую идею по продвижению книги как источника знаний и мотивации на успех. По классам
ноябрь Читаем вместе. Ф.Достоевский «Неточка Незванова» .Как относятся к Достоевскому взрослые? Недина Л.В.
Поэтический вечер: взрослые делятся любимыми произведениями. По классам
Где найти интересную информацию о книге и её авторе? Поиск в Интернете. Библиотекарь, учителя информатики
декабрь Мы делимся с родителями любимыми стихотворениями о зиме. «Пусть за окном бушует вьюга…» По классам
Санта Клаус, дед Мороз , а кто ещё приносит подарки детям? Литературные сказки о Рождестве. Решетняк Н.В.
Театрализованное представление на английском языке по рождественским сказкам. По классам
январь Чтение по ролям отрывков из «Женитьбы» Н.В.Гоголя По классам
Посещение спектакля «Женитьба» театра драмы Все классы
февраль Я- театральный критик :обсуждение спектакля «Женитьба» Терентьева Т.И.
День защитника Отечества: любимые герои фильмов «Офицеры», «В списках не значился» Недина Л.В.
«В списках не значился»: книга и фильм. Недина Л.В.
март Спорим со взрослыми: мы не читаем, потому что вы не читаете. Мухина И.И.
«Женщине посвящается…» отцы и сыновья поздравляют По классам
Дискуссионный клуб : книга «Остров сокровищ» и фильм «Пираты Карибского моря» Решетняк Н.В.
апрель День юмора и смеха: писатели улыбаются. О.Генри, М.Твен, А.Чехов, М.Зощенко. Читаем и смеёмся вместе. По классам
Неделя французского театра «BON ESPERANS» Мы зрители и актёры . Ширяева Л.П.
Литературная гостиная «Голос Булата Окуджавы продолжает звучать» Стихи и песни в исполнении любителей авторской песни. Терентьева Т.И.
«Натянутый нерв» Владимира Высоцкого. Продолжаем знакомство с авторской песней. Терентьева Т.И.
май День Победы «О чём рассказали старые фотографии…» Родители делятся воспоминаниями о предках, переживших войну. По классам
Ко Дню защиты детей: Рассказ О.Генри «Вождь краснокожих» и фильм. Почему фильм лучше? Решетняк Н.В.
«Круглый стол» : выигрывают все, если читают дети. По классам
Исследование включало в себя три этапа:
1. В начале учебного года было проведено собрание на тему «Роль чтения в формировании личности ребёнка» с родителями. На собрание был приглашён психолог, который предложил родителям разыграть несколько семейных сцен. Было проведено анкетирование «Детское чтение в семье». В результате решались задачи пробуждения и развития у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы. Была показана зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщения к книге старшего поколения.
2. По традиции, первая суббота октября – это День гимназиста, праздник, который первоклашки ждут с нетерпением. Мероприятие начинается с поздравлений и концерта, а потом ребята расходятся по своим маршрутам , и для каждого класса проводится акция «Как пройти в библиотеку?» Гимназисты знакомятся с читальным залом ,со школьной библиотекой, её хозяйка , Лазарева Елена Владимировна, проводит экскурсию, демонстрирует библиотечные фонды, стенды с новинками детской литературы ,показывает, как работает электронная библиотека, как можно найти необходимую книгу. Ребята получают в красочные приглашения и формуляры постоянного читателя. Эта акция проводится много лет, эффективность её подтверждается тем, что в течение нескольких дней после праздника более 83% школьников берут в библиотеке свою первую книжку.
Параллельно с этим учащихся в литературной мастерской познакомили с творчеством детских писателей, обсудили проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии. Был проведён цикл занятий « Послушай», «Вместе посмотрим», предлагалось участие в викторинах, громких чтениях , чтениях по ролям, проводились конкурсы , была создана классная библиотека.
2.Учащиеся вместе с родителями , учителем работали над созданием кратковременных творческих проектов: «Сочиняем сказку вместе», «Любимый литературный герой»,«Книга в моей семье»,«Мой любимый писатель»,«Чудо-дерево»,«Денискины рассказы» и другие.
Были проведёны конкурсы детских рисунков, творческих работ.
Проведён новогодний праздник «По дорогам сказок» .Была организована экскурсия в школьную библиотеку. Посещение библиотеки имени братьев Игнатовых.
3.На этом этапе была разработана и оформлена книжная выставка с использованием различных форм, организованы встречи с писателями и поэтами Кубани, изданы книжные памятки, закладки , буклеты для родителей и т. д. В завершение был проведён утренник «Мы с хорошей книжкой подружились», была составлена и реализована летняя программа «Книга , здравствуй!», которая представляет собой цикл занятий для первоклассников .
4.С гораздо большей эффективностью проходят соревнования. Примером игры – соревнования является «Экспедиция в страну Сказочных превращений». Форма экспедиции выбрана с учётом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений, большое число слов с суффиксами субъективной оценки, употребление настоящего времени в значении прошедшего и др. Цель экспедиции – написать самим три сказки.
Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).
Оправдали себя на практике такие формы, как конференция «По тридесятому царству – небывалому государству», клуб любителей сказочных путешествий, которые способствуют дальнейшему вовлечению ребят в работу.
4.Уголок внеклассного чтения.
В «Уголке внеклассного чтения» размещаются по крайней мере три полки, стол или стенд для книг. На каждой из полок хранится в строго систематизированном порядке печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту.
На второй полке в «Уголке чтения» постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная литература, которой детей приучают пользоваться на уроках внеклассного чтения и природоведения, когда перед ними встают те или иные вопросы, требующие точных фактических данных.
Третья полка предназначена для сбора и хранения детской периодики, т.е. новых и старых журналов и газет (отдельных номеров и подборок).
На стенде вывешивается рекомендательный список литературы к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по одной или нескольким интересующим класс темам. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением классного помещения, а дать ребенку возможность общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
5.Литературные игры.
Литературная игра – понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации. Для кого-то это – прежде всего школьные воспоминания о литературных конкурсах по прочитанным произведениям.
Литературные игры открывают далекие горизонты, множество интересных и удивительных стран.
Литературные конкурсы могут проходить по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?». Здесь можно ознакомиться с игрой по книге А. Волкова «Волшебник изумрудного города», построенной по модели игры «Кто хочет стать миллионером?», т.е. содержащую ряд вопросов с вариантом ответов и три традиционные подсказки. По различным видам литературных конкурсов для детей и школьников разного возраста написано немало пособий и методичек.
В начальной школе используются следующие виды литературных игр: викторины, литературные турниры, различные конкурсы и олимпиады, КВН и др.
«Больше проектов- хороших, прекрасных,
Больше идей - удивительных , разных!
Все не уроках мы будем трудиться,
Мы ведь хотим всему научитьчся!»
Проект
«Сочиняем сказку вместе».
Проект посвящён волшебной русской народной сказке, которая учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В ходе проекта раскрывается основное содержание сказок: в сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду.
С помощью исследований дети узнают, из каких частей состоит сказка, каким языком написана сказка, как можно с помощью красок передать содержание сказки.
Результатом проекта был сборник волшебных сказок, написанных детьми.
После завершения проекта учащиеся получили возможность приобрести следующие умения:
личностные:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. взрослыми в процессе исследовательской и творческой деятельности;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметные:
-умение различать понятия «добро» и «зло» на основе прочитанных сказок;
-умение принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно и вслух текстов;
-умение выделять сказку как жанр фольклора;
-умение различать народную и литературную сказки;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;
-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.
Этапы проекта.
1.Введение в проект.
2.Исследованик волшебных сказок.
3.Сказочная карта.
4.Создание книги волшебных сказок.
5.Оценивание.Подведение итогов.
Проект
«Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу»
Цель проекта: привлечение к чтению и воспитание подрастающего поколения на основе дружбы, взаимопомощи и сотрудничества
В ходе реализации проекта участники получат возможность сформировать следующие результаты обучения:
Личностные результаты:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.
Метапредметные результаты обучения:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- работать с несколькими источниками информации;
- формировать несложные выводы, основываясь на тексте;
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве.
Предметные результаты:
- научиться сочинять короткие истории на заданную тему;
- знать, понимать назначение основных элементов структуры книги: обложка (переплёт), титульный лист (и его компоненты: автор, название, выходные данные), иллюстрация, содержание, аннотация;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
- вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию.
1.Подготовительный этап.(чтение сказок В.Сутеева)
2.Игра «Под грибом»,викторина.
3.Выбор сказки, рисунки героев, карта знаний.
4.Сочинение-подражание о дружбе (сказка)
5.Создание книжки-малютки.
6.Презентация своей книги в другом классе
7.Обсуждение, рефлексия.
Проект
«Денискины рассказы»
1.Подготовительный этап (составление списка для чтения).
2.Литературная викторина.
3.Литературное творчество .
4.Составление обложки любимой книжки
5.Подведение итогов.
Большинство детей с удовольствием участвуют в проектах. В проектной деятельности необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Если команда состоит из большого количества участников , то стоит организовать работу детей в подгруппах. Это могут быть дети с общими интересами или возможностями. Можно организовать внутригрупповую индивидуализацию, где каждый ребёнок выполняет свою роль и при
Некоторые учителя добиваются у ребят ведения дневников чтения. Это прививает интерес к чтению, ребенок раскрывает душу, иллюстрирует один из эпизодов книг. Без постоянной повседневной тренировки, постоянного соприкосновения с библиотекой мы не сумеем выработать у читателей привычки ежедневно обращаться к книге. Мы должны не только поддерживать у детей интерес к чтению, но развивать творчество читателя. Поэтому я решила организовать литературную мастерскую, включила детей в творческие проекты, которые помогают реализовать основные цели моей работы и способствуют развитию учеников .В их сердцах рождаются первые детские – наивные, но идущие прямо из души поэтические строки. Эти свои стишки, рассказы вынесем на всеобщее обозрение, напечатаем в газетах, маленьких брошюрках.
Практическая значимость проделанной работы.
В начале исследования при проведении анкетирования было установлено, что лишь 45 % детей из класса любят читать книги и уделяют чтению в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.
Детям была предложена анкета:
1. Любите ли вы читать? Почему?
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?
5. Как часто по вашему мнению их нужно проводить?
После обработки анкет были получены следующие данные:
1. Большинство детей не любит читать и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.
2. Что в среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.
3. На третий вопрос анкеты были получены положительные ответы лишь от 12 % учащихся.
4. При ответе на четвертый вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 40 % учащихся.
5. Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.
Обработав данные анкет были получены «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те кто читает тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.
Во время исследования мною были проведены различные мероприятия, созданы и реализованы совместные творческие проекты. Главной целью этих мероприятий было повысить уровень заинтересованности детей чтением, приобщить к чтению изданий по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.
И это с моей точки зрения удалось весьма неплохо.
Дети принимали активное участие в этих мероприятиях, им было интересно, они просили проводить их как можно чаще.
В конце исследования был проведен повторный опрос. Его цель сравнить повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению.
Анкетирование дало следующие результаты:
Увеличилось число учащихся желающих стать членами литературной мастерской от 15% до 33%, дети стали уделять на чтение в среднем 1 до 1,5 часов на чтение художественной литературы, желание проводить внеклассные мероприятия увеличилось до двух раз в месяц.
Обработанные данные можно представить в виде таблицы.
Вопросы Средние показатели
До проведения мероприятий После проведения мероприятий
1. Любите ли вы читать?
Почему? 45% 55 %
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг? 1 час 1час 30 мин
3. Хотели бы вы стать членами литературной мастерской? 15 % 33 %
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия (поэтические вечера, литературные игры, викторины)? 40 % 80 %
5. Как часто, по вашему мнению, их нужно проводить? 1 раз в месяц 2 раза в месяц
Внеклассная работа имеет организационные преимущества по сравнению с обычным уроком, так как форму проведения учитель выбирает сам в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и самого педагога.
Итак, внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе представляет собой форму организации групповой деятельности и оказывает значительное обучающее и воспитательное воздействие на учащихся, являясь важным компонентом обучающего процесса.
Практическая ценность проведения внеклассной работы по литературному чтению определяется следующим:
- формирование интереса к предмету и чтению книг в целом;
- благотворное влияние на развитие личности младшего школьника. В частности, на саморазвитие и самосовершенствование;
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Таким образом, привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению оправдало себя практически, способствовало не только формированию у детей интереса к чтению, но и улучшению учебных показателей у всего класса в целом.
-вовлекать учащихся в совместные творческие проекты;
-приобщать школьников к чтению изданий по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации ( из федерального перечня «100 книг»);
-проводить совместную работу с родителями учеников;
-создавать классную библиотеку.
Особое внимание хочу обратить на составление летней программы «Книга , здравствуй!», которая представляет собой цикл занятий для первоклассников .
«Книга, здравствуй!»
Эти занятия способствуют расширению читательского пространства, реализуют дифференцированное обучение и развивают индивидуальные возможности каждого ребёнка, воспитывают ученика- читателя.
Цели:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книги;
-расширение литературно- образовательного пространства учащихся начальных классов;
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений;
-приобщение школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, и культуре народов Российской Федерации.
месяц дата тема Место проведения Организатор
июнь Роль книги в жизни человека.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Учебная аудитория. Учитель нач. классов.
«Дети- герои детских книг». Выставка книг.
Библиотека. Библиотекарь.
Книги- сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора.
Учебная аудитория. Учитель нач. классов
июль Писатели-сказочники. Чтение выбранной книги. учитель
Книги о детях. Сам. чтение выбранной книги. учитель
Старые добрые сказки. Чтение сказок . учитель
август Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Сам. чтение произведений. учитель
По страницам любимых книг. Библиотека. Библиотекарь.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
Второй этап реализации проекта : «Работа по внеклассному чтению среди учащихся среднего и старшего звена».
Идея создания творческого проекта, который охватил бы всех учеников гимназии, возникла после успешного сотрудничества в рамках научно – практической конференции , которая проходила на базе ККИДППО 14.05.2008 года по теме : « Актуализация проблем чтения школьников в рамках проекта «Национальная программа поддержки и развития чтения», где работа коллектива была представлена проектом
«Клуб семейного чтения«Алые паруса».
1. Понятно, что мало пробудить в ребёнке интерес к книге, его надо постоянно развивать и стимулировать. Для этого каждую четверть в гимназии проводится «Литературная гостиная», которая включает в себя артистические конкурсы чтецов по номинациям «Незабываемое слово русской классики» и «Моё любимое стихотворение», а также стихотворение собственного сочинения. Руководит «Литературной гостиной» Коваленко В.П. В его задачи входит и отработка выразительного чтения, и выбор репертуара, и создание сценария, который связывает самые разные по тематике и настроению стихи в единое целое.
2. Большой вклад в популяризацию чтения среди школьников вносит и газета «Esperance».Газета объединяет ребят всех возрастов, даёт возможность проявить себя абсолютно всем, поделиться своими мыслями обо всём, что их волнует. Одними из самых популярных рубрик являются «Книга, прочитанная летом», «Моя любимая книга». Почти все гимназисты принимают активное участие в конкурсе по отбору лучших работ , который проводит редколлегия, лучшие сочинения – отзывы не только печатаются в газете, но и сопровождаются положительными рецензиями. Такого рода статьи как нельзя лучше «рекламируют» книги по внеклассному чтению, показывают актуальность классики ,помогают создать комфортную читательскую среду в школе ,вызывают у других желание их прочитать и , наконец, развивают творческие способности учащихся, учат их мыслить образно и нестандартно.
В конце учебного года в гимназии проводится линейка, на которой администрация награждает отличников учёбы, победителей различных олимпиад, призёров различных конкурсов и соревнований, среди которых – лучшие и творческие сотрудники школьной газеты, самые активные читатели библиотеки.
3. Общеизвестно, что современный подросток – это потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Школьнику хотелось бы, чтобы информация подавалась ярко, динамично и, желательно, коротко. Это качество современных подростков , особенно старшеклассников, можно эффективно использовать для развития интереса к книгам по внеклассному чтению. Хорошо владея современными компьютерными технологиями, применяя возможности Интернета, ребята могут создавать прекрасные презентации о прочитанных книгах. Цель ежегодного конкурса презентаций «Книжки лета» среди учащихся 9-11 классов – убедить своих сверстников прочитать понравившуюся книгу. Мало рассказать о произведении, поделиться своей интерпретацией прочитанного, необходимо выделить самые «выигрышные» моменты, подобрать яркие иллюстрации, использовать материал из биографии автора, чтобы заинтересовать зрителя, чтобы вызвать желание приобщиться к творчеству того или иного писателя. (Приложение3).
4. Клуб «Классики и современники».
В течение всех летних каникул в гимназии работают кружки по интересам. Занятия в кружках для младшего и среднего звена чаще всего ведут старшеклассники, преподаватель присутствует в качестве зрителя, изредка направляя обсуждение в правильное русло, если дискуссия заходит очень далеко. Литературный кружок «Классики и современники» пользуются большой популярностью, так как каждое занятие является тематически завершённым. Это очень важно, поскольку состав детей на каникулах постоянно меняется. Чтобы занятия проходили с максимальной пользой, увлекательно и наглядно, старшеклассники , объединившись в клуб, создали материал в виде презентаций . Это стало долгосрочным проектом, который занял своё место в работе по популяризации внеклассного чтения.
Клуб «Классики и современники» (в рамках каникулярного лектория «Книжные герои на видеоэкране».
Монопроект коллективный, долгосрочный, внутришкольный.
Актуальность данного проекта : требования времени таковы, что достичь успехов на выбранном поприще, реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, может только человек ,усвоивший уроки классической литературы. Только классическая литература способна дать посыл для нравственного совершенствования личности , только лучшие произведения (потому и ставшие классикой) помогают ответить на «вечные» вопросы , которые многие поколения тревожат прогрессивную часть общества. Поэтому классическая литература – это тот «трамплин», от которого должен отталкиваться любой специалист: физик, химик , врач, инженер, политик.
Цель проекта: показать действенность классической литературы, её современность , необходимость общения с её героями; приобщать школьников к лучшим произведениям киноискусства.
Задачи :
-приобщать учащихся к классическим произведениям по внеклассному чтению;
- научить проводить параллели между произведениями разных исторических периодов и фильмами отечественной киноклассики;
- побуждать их к активному обсуждению прочитанного и к его самостоятельной интерпретации;
- способствовать популяризации чтения ;
- формировать навык работы с различными источниками информации;
- развивать умение использовать такие методики, как анализ и синтез;
- работать над устной и письменной речью;
- развивать навык использования различных информационных технологий.
Планируемый результат: стабильное увеличение роста читающих школьников, ценящих и понимающих классику, а также относящихся к кино как серьёзному , а не развлекательному виду искусства, расширение сферы деятельности клуба.
Объект исследования: произведения русской классики, справочная литература, фильмы российских кинорежиссёров.
Основная проблема, рассматриваемая в ходе проекта,(гипотеза)- создание качественных презентаций с использованием богатого иллюстративного материала и видеофрагментов поможет школьникам понять и оценить произведения классической литературы, увидеть, как «работает» классика и приобщиться к лучшим фильмам российского киноискусства.
Проект предназначен для учащихся старших классов.
Новизна проекта заключается в попытке связать кино и книгу, использовать фрагменты из фильмов для иллюстрации положений, провести параллели «книга- фильм» и «писатель – режиссёр».
Методика выполнения проекта:
Техника выполнения проекта:
Организационно – подготовительный этап:
1. Поиск проблемы (определение темы и лейтмотива презентации).Например: «Героями не рождаются», «Береги честь смолоду», «Как наше слово отзовётся» и т.д.
2. «Кластер» : обсуждение всех идей и произведений, которые можно использовать, чтобы максимально полно раскрыть проблему.
3. Запись всех идей на карточки и расположение их на доске.
4. Создание «скелета» презентации (произведения, выстроенные в хронологическом порядке). «Береги честь смолоду» : «Капитанская дочка» А.Пушкина, «Два капитана» В.Каверина, «Сотников» В.Быкова.
5. Когда произведения прочитаны, ребята делятся на группы и определяются со справочной литературой, с которой необходимо работать.
6. Поиск информации обо всех экранизациях данных произведений.
7. Обмен информацией о творчестве режиссёров выбранных фильмов (предварительная работа также организуется по группам).
8. Просмотр фильмов с последующим их обсуждением, выбор самых ярких фрагментов для иллюстрации проблемы.
9. Работа над сценарием: определение ключевых моментов презентации.
10. Создание текстов для слайдов.
Технологический этап:
1. Набор текстов для слайдов.
2. Отбор иллюстративного материала.
3. «Нарезка» фрагментов из фильмов.
4. Работа над дизайн – проектом.
5. Монтаж и создание презентации.
Заключительный этап:
1. Обсуждение положительных и отрицательных сторон, устранение недостатков.
2. Представление законченной работы зрителю.
Новые умения и навыки, приобретённые в работе над проектом:
1.умение слушать и уважать мнение других
2.работать с компьютерными программами различной сложности
3. общаться с разновозрастной аудиторией
Полученные результаты:
1.Обращение учащихся к произведениям, о которых они получили информацию в каникулярном лектории «Книжные герои на видеоэкране» (об этом свидетельствуют творческие работы, проведённые на уроках русского языка «Книга, прочитанная летом», «Моя любимая книга»).
2. Небольшое, но заметное увеличение спроса на классическую литературу( по данным школьной библиотеки).
3. Старшеклассникам пригодились полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.
|