Творческий проект
«Цветная неделя начальной школы»
Журавель Нэлли Вениаминовна,
Заместитель директора
по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 4
г. Солигорска»
Аннотация проекта «Цветная неделя начальной школы»
Методологической основой проекта является модель поэтапной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе формирования ключевых компетенций на первой ступени образования в учебной и внеучебной деятельности, на факультативных занятиях для усиления мотивации на исследовательскую деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетенций в процессе исследовательской деятельности учащихся.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать образовательный процесс, чтобы не просто дать учащимся знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетенций, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.
Использование данного проекта может быть рекомендательным для учителей-предметников и классных руководителей.
Методы - проблемный, исследовательский.
Виды деятельности - урочная и внеурочная исследовательская деятельность.
Формы – индивидуальная, групповая, коллективная.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность - совместное творческое содружество учителя, учащихся и родителей.
Результативность — включение максимального количества учащихся младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Эффективность проекта - привитие навыков исследовательской деятельности, поддержка процесса самообразования учащихся, подготовка к их дальнейшему образованию.
Участники проекта: педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.
Консультант: Журавель Н.В., руководитель учебно-методического центра учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня.
Время выполнения: 1 неделя в режиме внеурочных занятий.
Цель: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся путем совершенствования их исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- организовать ситуации для развития познавательных потребностей и способностей учащихся, их самостоятельной творческой деятельности;
- способствовать формированию и развитию умений, навыков исследовательского поиска, культуры речи учащихся, формированию опыта публичного выступления;
- содействовать совершенствованию профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых мероприятий.
Гипотеза: проектно-исследовательская деятельность формирует и развивает ключевые компетенции учащихся и педагогов.
Психологические ценности:
- развитие творческого потенциала;
- повышение мотивации: самостоятельный выбор проблемы означает ее личностную значимость;
- увеличение уровня усвоения базовых понятий, умений и навыков;
- предпосылки к развитию саморегуляции: умение ставить цель и формулировать задачи, планировать деятельность, отслеживать результаты, соотносить их с поставленной целью;
- принцип добровольности и массовости.
Результаты данного проекта могут быть внедрены при проведении учебных, факультативных занятий, объединений по интересам, внеклассных мероприятий.
Критерии эффективности проекта выражаются:
- в востребованности проекта;
- в охвате учащихся;
- в привлечении других специалистов, общественности;
- в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;
- в уровне культуры участников проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта: дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на учебных и факультативных занятиях, развивать ключевые компетенции обучающихся, реализовывать творческий потенциал учащихся и педагогов. Это повлечет изменение содержание мероприятий, формы их проведения, изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.
Введение
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Природная детская любознательность, жажда самостоятельного исследования окружающего мира, инициативность способствуют созданию образовательной среды, стимулирующей активные формы обучения. Одна из таких форм — проведение Недели начальной школы.
Неделя начальной школы — это способ организации образовательного процесса, который связан с основным программным курсом, углубляет и дополняет его, расширяет кругозор учащихся, раскрывает индивидуальные творческие способности и познавательные интересы каждого ребенка, создает условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности. Это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей.
Условия для развития познавательной и творческой активности обучающихся мы создаем на протяжении всего учебного года через проведение интеллектуального марафона, интеллектуально-познавательных игр, международных, областных и районных конкурсов, предметных олимпиад, научное общество «Первоцвет».
Однако в таких мероприятиях участвуют в основном одни и те же дети. А нам захотелось провести такое коллективно-творческое дело, где можно было бы вовлечь как можно большее количество детей и их законных представителей. Вот мы и решили провести неделю начальной школы, да еще и в цветном варианте, чтобы зажечь интерес, вовлечь всех в самостоятельную творческую деятельность, повысить познавательный интерес к изучаемым учебным предметам, создать праздничную творческую атмосферу. Принцип проведения цветной недели начальной школы: каждый ребенок является активным участником всех событий и может попробовать свои силы в различных видах деятельности.
Все мероприятия направлены на повышение интереса младших школьников к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя.
Каждый день недели имеет цвет и определенное название учебного или факультативного занятия, объединения по интересам (каждый год программа меняется). Учащиеся, педагоги, родители заранее подбирают себе одежду (элемент) соответствующего цвета данного дня и принимают активное участие в предлагаемых мероприятиях. В «цветной» день детям разрешается прийти в школу не в форме, а в одежде предложенного цвета, писать в рабочих тетрадях ручкой с пастой этого цвета, украсить кабинет в данном цвете.
В фойе школы идет показ видеоролика «Цветная неделя начальной школы», в котором идет сообщение о каждом цветном дне (приложение 1).
На протяжении всей недели учащиеся вместе с родителями готовят выставку «Очумелые ручки» и классные газеты «Знакомьтесь, это – мы!»
|