Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.
Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.
Занимаясь проектной деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Проектная деятельность начинается со знакомства с темой. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.
После того как тема выбрана, начинается второй этап – сбор информации. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая может служить одним из основных источников информации по теме.
Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы. Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия…
Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы. В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся.
Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.
Перечислю основные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)
Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.
Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…
Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.
При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности.
В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей ребенка. Для этого я использую методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».
«Карта интересов младших школьников».
Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..:
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
- Петь музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
- Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Играть с техническим инструментом.
- Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
- Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире.
- Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях.
- Помогать другим людям.
- Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________
Ф.И. ребенка______________
Ф.И.О. родителя________________
Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1-й столбик - гуманитарная сфера
2-й столбик - гуманитарная деятельность
3-й столбик - художественная деятельность
4-й столбик – физкультура и спорт
5-й столбик – коммуникативные интересы
6-й столбик – природа и естествознание
7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-педагогических задач.
Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника»
- Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Мой ребенок начал читать в детском саду
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________
_______________________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы ребенка___________
________________________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________
_________________________________________________________________
- Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________
_________________________________________________________________
- Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________
_________________________________________________________________
- Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________
- Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________
Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.
|