Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Участие младших школьников в проектно–исследовательской деятельности"

СКАЧАТЬ (20.9 Kb) 26.02.2023, 20:35
Колтунова Светлана Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ КСОШ №32 им.Героя Советского Союза М.Г.Владимирова
Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она  позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.

Занимаясь проектной  деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Проектная деятельность начинается со знакомства с  темой. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна  предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.  

После того как тема выбрана, начинается второй  этап – сбор информации. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность  ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая  может служить одним из основных источников информации по теме.

Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится  как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы.  Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия…

Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы.  В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся.

Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.
Перечислю основные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)

Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.

Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…

Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской  деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности.

В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей  ребенка. Для этого я использую  методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».

«Карта интересов младших школьников».
Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..:
  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
  3. Петь музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим инструментом.
  9. Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в магазин за продуктами.
  14. Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
  24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым  делать уборку в квартире.
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________
Ф.И. ребенка______________
Ф.И.О. родителя________________
Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)

 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35

Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1-й столбик - гуманитарная сфера
2-й столбик -  гуманитарная  деятельность
3-й столбик - художественная деятельность
4-й столбик – физкультура и спорт
5-й столбик – коммуникативные интересы
6-й столбик – природа и естествознание
7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-педагогических задач.

Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника»
  1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Мой ребенок начал читать в детском саду
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________
_______________________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите хобби и особые интересы ребенка___________
________________________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________
_________________________________________________________________
  1. Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________
_________________________________________________________________
  1. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________
_________________________________________________________________
  1. Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________
  2. Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________
Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности.

Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.


Категория: Блоги | Добавил: koltunovasveta
Просмотров: 224 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог