Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Участие младших школьников в проектно–исследовательской деятельности"

СКАЧАТЬ (20.9 Kb) 26.02.2023, 20:35
Колтунова Светлана Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ КСОШ №32 им.Героя Советского Союза М.Г.Владимирова
Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она  позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.

Занимаясь проектной  деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Проектная деятельность начинается со знакомства с  темой. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна  предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.  

После того как тема выбрана, начинается второй  этап – сбор информации. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность  ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая  может служить одним из основных источников информации по теме.

Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится  как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы.  Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия…

Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы.  В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся.

Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.
Перечислю основные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)

Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.

Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…

Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской  деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности.

В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей  ребенка. Для этого я использую  методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».

«Карта интересов младших школьников».
Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..:
  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
  3. Петь музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим инструментом.
  9. Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в магазин за продуктами.
  14. Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
  24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым  делать уборку в квартире.
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________
Ф.И. ребенка______________
Ф.И.О. родителя________________
Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)

 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35

Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1-й столбик - гуманитарная сфера
2-й столбик -  гуманитарная  деятельность
3-й столбик - художественная деятельность
4-й столбик – физкультура и спорт
5-й столбик – коммуникативные интересы
6-й столбик – природа и естествознание
7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-педагогических задач.

Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника»
  1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Мой ребенок начал читать в детском саду
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________
_______________________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите хобби и особые интересы ребенка___________
________________________________________________________________
  1. Пожалуйста,  перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________
_________________________________________________________________
  1. Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________
_________________________________________________________________
  1. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________
_________________________________________________________________
  1. Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________
  2. Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________
Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности.

Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.


Категория: Блоги | Добавил: koltunovasveta
Просмотров: 173 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог