Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


“Учебник как основное средство обучения математике”

СКАЧАТЬ (22.5 Kb) 10.06.2022, 20:46
Ермакова Анжелика Олеговна
студент, ТОГАПОУ "Педагогический колледж г.Тамбова"
Педагогический колледж г. Тамбова»

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Реферат по дисциплине
информационно-коммуникативные технологии
на тему:
“Учебник как основное средство обучения математике”

Студент: Ермакова Анжелика
Группа: ПНК-21

Тамбов 2022

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………….7
Список используемой литературы……………………………………....8

Введение
Проблема работы с учебной книгой – одна из главных проблем в современной педагогике в настоящее время.

Работа с учебной книгой – важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимойнаучной информации. И очень важно для эффективного осмысления учебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу с учебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения нового материала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки на практике.

Система заданий – необходимый компонент аппарата организации усвоения материала учебника, включающий репродуктивные и творческие задания, охватывающие все элементы содержания.

Репродуктивный элемент формирует такое качество знаний, как оперативность, т.е. способность применять знание в различных ситуациях и является базой для решения творческих задач.

Обучение пользованию справочниками по математике, справочными таблицами и другой справочной литературой должно найти своё место при изучении математики в средней школе. Справочники необходимы по той причине, что для запоминания выбирается первостепенное, необходимое для изучения дальнейшего курса, а второстепенное можно найти в справочнике, он же поможет быстрее вспомнить изученное, но полузабытое, найти необходимый метод, изучение которого непредусмотрено программой.

Основная часть
Учебники математики для начальных классов. Учебник систематически и полно раскрывают содержание курса математики, отражают уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Наряду с задачей - сообщать определенную информацию, учебники выполняют дидактические функции: помогают сознательно усваивать знания, учат приемам умственной деятельности, способствуют формированию определенных умений и навыков, в том числе и навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, помогают учителю воспитывать и развивать учащихся. Учебник, содержащий в себе иллюстрации, дает большие возможности для проведения разнообразной по форме и содержанию коррекционной работы.

Система расположения в учебниках иллюстраций и упражнений способствует развитию у детей абстрактного мышления, так как постепенный переход от предметной наглядности к условной дает возможность успешнее формировать у учащихся навыки моделирования математических понятий. Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей.

Таким образом, содержащиеся в учебнике рисунки и сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, образцы математической записи помогают учащимся не только осознавать многие математические зависимости, но и дают материал для математических обобщений, знакомят их с различными сторонами окружающей действительности.

Успех применения рисунков во многом зависит и от того насколько быстро и хорошо дети научаться понимать изображения. Для этого в процессе работы необходимо знакомить учащихся с изобразительными средствами. Постепенно надо довести до их сознания, что основные контуры линии передают форму и строение предмета, а рельефные специальные штриховки разного типа, разграничительные и связывающие вспомогательные линии служат средством передачи в рисунке материальной фактуры предмета, раздельности и связи между его частями.

Наиболее эффективной является такая форма, когда восприятием ученика руководит учитель. Он направляет его внимание посредством системы наводящих вопросов, помогающих понять рисунок и осмыслить его суть. Руководство со стороны учителя должно принимать различные формы в зависимости от новизны и сложности воспринимаемого учащимся рисунка.

Современный учебник решает основную задачу - научить пользоваться информацией в учебнике и других пособиях. Учебник будущего решает задачу - научить пользоваться информацией в окружающем мире.

Требования к содержанию:
1. Содержание учебника должно способствовать пониманию учеником содержания предмета. Непосредственным критерием этого качества в учебнике может быть логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии.
2. Содержание учебника должно учить постановке и решению проблем (задач). Непосредственным критерием этого качества может быть проблемный стиль изложения и мотивация основных элементов содержания.
3. Содержание учебника должно прививать ученику вкус к поиску причин и смысла происходящего, делать его сознательным участником событий, как природных, так и общественных. Критерием оценки служит наличие в учебнике практикума, направленного на осмысление окружающего и применение этих знаний в практической деятельности; объяснение смысла изучаемого на жизненных примерах.
4. Содержание учебника должно быть избыточным. Критерием оценки данного аспекта служит наличие в учебнике не только основного, но и дополнительного содержания.

Учебник предназначен для ученика и учителя, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством ее усвоения и самоконтроля. Для учителя – это, прежде всего, ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Учебники для начальной школы, особенно для 1-2 классов, весьма специфичны. Методический аппарат всех учебников мал и увеличивается постепенно от класса к классу. Если в средней школе часто обсуждается вопрос, может ли ученик с полной самостоятельностью пользоваться учебником, то для начальной школы руководство со стороны учителя обязательно. Более того, в 1 классе учебники предназначены, прежде всего, учителю. В силу указанной специфики они могут быть использованы лишь с помощью методического пособия, которое раскрывает концепцию учебника.

Заключение
Широкое использование средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математике не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками

 


Категория: Блоги | Добавил: angel_09
Просмотров: 826 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог