Учебно-методическое пособие "Поверхностный аппарат клеток"
(664.7 Kb)
| 12.06.2024, 14:46 |
Попова Дарья Александровна |
учитель биологии, Гимназия №9 |
Органический мир представляет собой совокупность живых существ, населяющих биосферу Земли. Огромное количество разнообразной флоры, фауны и невидимых невооруженным глазом микроорганизмов населяют нашу планету. Каждый из них уникален и имеет определенное строение разного уровня сложности от более мелких и примитивных к более крупным и развитым. Но, все живые существа объединены общей конструкцией, которая составляет основу их существования – это клетка. Существует несколько её основных типов: бактериальная, грибная, животная и растительная, каждая содержит индивидуально, разнообразно устроенные структуры, которые представляют обширную сферу для изучения в рамках школьного уровня биологии, а также в клеточной биологии, инженерии и медицине. Для одних клетка является отдельным организмом, для других формирует ткани, органы, а затем и системы органов, складывающихся в единый механизм. Органеллы обладают особенностями строения, разнообразием выполняемых функций, имеют особый индивидуальный синтез и положение во внутриклеточном пространстве. Одной из таких структур является поверхностный аппарат клетки, а точнее аппараты. Они бывают разных видов, в зависимости от типа рассматриваемого организма, но в конечном итоге, выполняют схожие функции и имеют подобное происхождение. К сожалению, в школьном курсе биологии данная структура ее строение, генез, месторасположение в пространстве цитоплазмы рассматривается не так подробно. Уже с пятого, шестого и седьмого класса школьники основного общего образования, начинают более осознанный и сложный путь в мире биологических наук. Пятиклассники знакомятся с традиционными положениями строения клеток без изучения их отличительных особенностей в различных царствах. Шестиклассники наряду с семиклассниками немного подробнее рассматривают клетку, но без особых усложнений. На освоение предмета биологии в представленных классах отводится всего один час в неделю, что соответствует получению базовых знаний в данной учебной области, но не более. Что касается классов старшего возраста, то начиная с седьмого по девятый, подача учебного материала может делиться на два уровня: базовый и углублённый, от этого зависит степень осведомленности школьников о строении, происхождении структурной и функциональной единицы всего живого. Семиклассники, восьмиклассники и девятиклассники изучают предмет на базовом уровне два часа в неделю, за это время они знакомятся только с основными органоидами и не более, а на углублённом три часа, в этом случае, дети более подробно разбирают функции органелл. В десятых и одиннадцатых классах при базовом погружении в учебный материал, обучающиеся затрачивают один час в неделю, тогда как углублённый уровень требует четырёх часов, что даёт возможность формирования расширенных знаний в области клеточного строения. Из того учебного времени, которое отводится на освоение предмета следует отметить, что данная система планирования уроков закладывает основу создания определённого методического пособия или методических рекомендаций по изучению поверхностных каркасов клеток бактерий, растений, грибов и животных для учителей, преподающих биологию на обоих уровнях. Всестороннее развитие личности, расширение кругозора, мотивация обучающихся к получению новых, ярких и интересных знаний, к стремлению изучать предмет более глубоко, а также открытие новых граней науки, любовь к предмету должны лежать в основе качеств, которые ученик может получить в ходе погружения в образовательный материал биологии в рамках школы.
Учебно–методическое пособие «Поверхностный аппарат клеток» включает не только авторские материалы, но и сборник архивных материалов, научных статей, разработок уроков других учителей, а также опыты, наблюдения и исследования ученых-биологов в области цитологии поверхностных каркасов клеток разных царств живой природы.
Представленные методические рекомендации несут важнейшую и интереснейшую информацию о строении каркаса, о происхождении внешнего барьера клетки, о разновидностях молекул, входящих внутрь клеточной стенки и плазмалеммы, о выполняемых функциях и их значении в жизнедеятельности клетки. В серию авторских методических разработок входят уроки: «Вакуолярная система клетки», «Поверхностный аппарат грибной клетки», «Клетка-основа жизни». В пособие также вошли созданные лабораторные работы, в них рассматривались различные функции клеточной оболочки разлисных царств живой природы. Первая лабораторная работа по изучению транспортной функции поверхностного аппарата растительной клетки на примере простой и облегченной диффузии «Диффузия веществ через поверхностный аппарат растительной клетки». Вторая по исследованию мембраны клеток колонии бактерий на приготовленном мазке из ротовой полости, поверхности столов, дверных ручек, пола после окрашивания спиртовым раствором метиленового синего «Изучение на уроках биологии тинкториального свойства бактерии, как функции её оболочки». Третья работа по генезу биологических мембран и щелочному гидролизу фосфолипида – лецитина и качественных реакций его продуктов «Строение лецитина и его значение в жизнедеятельности живых организмов». Подобные методические разработки необходимы для обеспечения изучения поверхностного аппарата различных царств, как сложной единицы клеточного организма не только для школьников и преподавателей, но и для всех заинтересованных клеточной биологией, инженерией и медициной.
Значимость учебно–методического пособия заключается в использовании методических рекомендаций в виде уроков, лабораторных и практических работ на занятиях, классных часах, внеурочных видах деятельности, при подготовке к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену соответственно. Методические рекомендации «Поверхностный аппарат клеток» призваны сэкономить время учителей при подготовке к урокам по соответствующим темам, обеспечить мотивацию учеников к изучению биологии и формировании положительного отношения к предмету. Данное пособие может быть представлено в качестве достоверного источника знаний для расширения кругозора, углубления знаний взрослых и детей в клеточной биологии по теме строения поверхностного аппарата прокариот, растений, животных и грибов. Представленный в работе материал будет полезен для детей, которые готовятся к всероссийской олимпиаде школьников по биологии, в этом пособии они найдут занимательные для себя темы, а также идеи лабораторных работ и их проведение для широких масс.
Автор: Попова Дарья Александровна
Дата публикации:
Ссылка на материал:
Предмет |
Биология |
Класс |
8-11 |
Учебник |
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений углубленного уровня изучения предмета – изд., - М.: ДРОФА, корпорация "Российский учебник" 2016. - 341с.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений углубленного уровня изучения предмета – изд., - М.: ДРОФА, корпорация "Российский учебник" 2018. – 256с. |
Тема урока |
Вакуолярная система клетки |
Тип урока |
Урок получения знаний |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами |
Предметные:
Разобрать что такое вакуолярная система клетки, ее строение, функции и роль.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Регулятивные:
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Познавательные:
-с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи сложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Личностные:
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Межпредметные связи |
Биология, физиология, химия |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы |
Проектор, экран, ПК, доска. |
Материалы и оборудование |
Рабочие тетради по биологии, доска, мел, 4 ватмана, разноцветные карандаши, ручки, фломастеры, стикеры разных цветов (красный, желтый,зеленый). |
Список используемой литературы |
1. StudFiles [Электронный ресурс]. Кубанский государственный медицинский университет. Научная статья. Гистология. Эндоплазматическая сеть. Строение, разновидности эпс. Структура гранулярной и агранулярной эндоплазматической сети (см,эм) и их функции.
(дата обращения: 30.03.23 г.)
2. StudFiles [Электронный ресурс]. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского. Зайцева Е.В. УМК ПО БИОЛОГИИ КЛЕТКИ. Учебно-методический комплекс. Тема: Секреторные вакуоли.
(дата обращения: 29.03.23 г.)
3. StudFiles [Электронный ресурс]. Харьковский Национальный Университет им. В. Н. Каразина. Начуная статья. Вакуолярная система внутриклеточного транспорта.
(дата обращения: 29.03.23 г.) |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
1 |
Организационный момент
1 минута |
«Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Меня зовут Дарья Александровна и давай начнем наш урок» |
Приветствуют учителя. Занимают свои места. |
Коммуникативные
Имеют положительное отношение к учению и к познавательной деятельности |
2 |
Актуализация знаний
4 минуты |
«Давайте попробуем догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке»
На слайде представлена картинка, необходимо догадаться, какое слово закрыто белым прямоугольником.
«Попытайтесь догадаться, какое слово скрыто в этой схеме?»
«Верно! Синтез»
«В биологии тоже есть такое определение, и оно по смыслу очень подходит к нашему занятию сегодня»
А темой урока станет «Вакуолярная система клетки».
«Вы спросите меня, где же связь между названием урока и словом, которое мы отгадали?»
«Все очень просто, эта система занимается главнейшей функцией в клетке- синтезом, а каким именно узнаем чуть позже»
На слайде название темы урока и его определение
«Давайте кто-нибудь прочитает нам определение этой системы, а потом мы разберем его составляющие»
Вместе с обучающимися разбирает определение
«Как видите, система эта сложная, давайте приступим к ее изучению»
«Попрошу вас разделиться на 3 группы, каждая будет заниматься своим органоидом, входящим в эту систему»
«По истечении времени, каждая группа представит свой материал классу» |
Внимательно слушают учителя, пытаются угадать закрытое слово предполагают, какая тема будет рассмотрена на уроке. |
Регулятивные
Вспоминают пройденное
Прогнозируют тему урока
Производят оценку своих знаний, разгадывая загадку
Вникают в будущую тему |
3 |
Получение новых знаний
15 мин |
«У каждой группы на столе лежит ватман и цветные карандаши ваша задача сегодня зарисовать часть органоида, а потом добавить к нему остальные в процессе защиты материала других групп»
Цель нашего урока: нарисовать схематично вакуолярную систему, подписать, какой это органоид и его функции!
|
В команде рисуют органоиды вакуолярной системы на отдельных листах ватмана
1 группа - лизосомы, пероксисмомы, везикулы
2 группа – аппарат Гольджи
3 группа – эндоплазматическая сеть
Рядом с рисунком органоидов подписывают их название и функции в этой системе |
Познавательные
Узнают много нового материала по строению клетки и ее системах, выполняют задания учителя
Коммуникативные
Отстаивают свое мнение в группе, развивают навык общения
Учатся правильно строить диалог в команде
Учатся искать нужную информацию из массы текста
Регулятивные
Корректируют работу по ходу выполнения заданий Самостоятельно оценивают, определяют критерии оценивания
Дают самооценку
Личностные
Имеют положительное отношение к учению и к познавательной деятельности
Метапредметные
Применяют знания из химии о строении некторых веществ (белков, липидов)
|
4 |
Применение знаний
15 минут |
«Итак, время вышло, а теперь 1 группа выходите к доске, мы вас внимательно слушаем»
На экране слайд с орагноидов и его функциями, как он выглядит (Лизосомы, пероксисмомы, везикулы)
Внимание на экран, давайте проверим ребят
«Остальные не забывайте подписывать информацию»
«У каждой группы должна получиться большая единая схема вакуолярной системы клетки»
«Молодцы, 2 группа»
Внимание на экран (АГ)
«Супер, 3 группа»
Внимание на экран (ЭПС)
«Ну что, дорогие друзья, мы справились с этой нелегкой задачей и теперь знаем что такое вакуолярная система клетки»
«Но, какая же ее главная функция? Для чего она нужна клетке?»
«Давайте вернемся к схеме, которую я показывала вам в начале урока, слово СИНТЕЗ, о чем вам говорит? Это слово сегодня много раз фигурировало на уроке»
«Да! Все верно, синтез биологических мембран! Основная задача вакуолярной системы!»
Внимание на экран
На экране слайд с мембраной клетки, ее строение, на след слайде уже вся клетка и ее строение. |
Делятся своими рисунками
Озвучивают найденную информацию о органоидах вакуолярной системы клетки
Остальные записывают недостающую информацию на свои ватманы, тем самым создавая схему вакуолярной системы. |
Метапредметные
Применяют знания из химии о строении некторых веществ (белков, липидов)
Коммуникативные
Эффективно добывают знания и приобретают соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками
Участвуют в диалоге с учителем
Слушают и понимают других
Высказывают свою точку зрения
Личностные
Имеют положительное отношение к учению и к познавательной деятельности |
4 |
Рефлексия
5 минут |
Сейчас каждый должен подойти к доске и взять стикеры, а затем оценить наш сегодняшний урок, прикрепив стикер с нарисованной клетке
Зеленый – все понятно, решу проверочную на 5
Желтый – не все понятно, остались вопросы
Красный– ничего не понятно, не справлюсь с проверочной |
Учащиеся прикрепляют стикеры к доске с цветом их самооценки на уроке |
Самооценка и самовосприятие
Оценивают свои учебные способности и работу на уроке |
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: 89021553111
|
Просмотров: 87 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|