Сегодня: 23.01.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Учим русский с удовольствием!

СКАЧАТЬ (32.0 Kb) 13.01.2025, 22:11
Шилина Олеся Федоровна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Свердловская СШ №6"
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому встает вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Особую сложность представляет необходимость соотнести предметный курс и реальный речевой опыт учащегося, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Безусловно, помогает в работе использование и возможности различных технологий.
За годы работы накопился определенный опыт; обсуждая с педагогами применение различных технологий, находила свой путь. Кому-то покажутся технологии и приемы, применяемые в работе, известными, реализация их кому-то будет интересной.
Что использую в работе?
Интерактивные методы обучения. Они позволяют ученику чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, соответственно, адаптироваться в социальном пространстве.
Почему интерактивные? В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Они помогают умению слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи; организуют активную мыслительную деятельность; способствуют выражению своего индивидуального отношения к жизни; создают ситуацию успеха; акцентируют именно деятельностный, а не пассивный подход к процессу обучения; развивают коммуникабельность
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Групповая и парная работа. Очень хорошо работают пары не только сильный-слабый, но и слабый-слабый. Они вытягивают друг друга, у них задача, как и у всех – выполнить работу на определенный уровень. За правильно выполненные задания мы даем звезды. На основании количества звезд определяем «Звездных» учеников, вот тут-то у слабых учеников повышается самооценка.

ИГРА « ДИКТОР»( помогает при подготовке к ВПР, ЕГЭ)
Составь собственный текст из слов с трудно запоминаемым произношением. Прочитай его как диктор ТВ. Вариант: придумай стихотворение, при помощи которого запоминаются ударения слов.
При изучении «Синтаксиса» часто использую известную игру «Серпантин одной фразы». Задача: дополнить предложение определенным по заданию членом предложения, простым предложением. В игре отрабатывается также умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.

Например:
1-й - Я собираюсь.
2-й - Я собираюсь в лес.
3-й - - Я собираюсь в лес с друзьями.
4-й - Я собираюсь в лес с друзьями на лыжную прогулку.
5-й - Я собираюсь в лес с друзьями на лыжную прогулку, потому что мы любим спорт.
Помогает усвоению учебного материала и использование различных игр и игровых технологий.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков использую игру «Посади сад». ( вариации разные)
На классной доске вывешиваются карточки с изображением деревьев.

Задание
Соберите в саду деревья, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Липа, береза, сосна, вишня, яблоня, груша, пихта, осина, ель, кипарис, ива, туя и другие).
По окончании мозгового штурма на доске появляется «посаженный сад»
Логические задачи - непосредственно направлены выше обозначенные способности, особенно учат делать акцент на деятельности, обеспечивают мотивацию и прочность знаний, гибкость мышления.
Так, при изучении, повторении, закреплении материала по морфологии, морфемике, синтаксису используем волшебные ящички, в которых морфемы или члены предложения зашифрованы под номерами
Или, например, один из видов работ- портрет части речи. Полезная вещь. Это систематизация, повторение в творческом виде
Такой известный прием, как Фразеоинструктор помогает при изучении лексики , фразеологии, подготовке к различным видам проверочных работ, подготовке к экзамену, наконец.

Виды работ разные:
Игра "Как об этом говорят?», найди синонимичные или антонимичные пары фразеологизмов, вычлените свободные словосочетания из группы с фразеологизмами.
Письмо Словаря о начале рабочего дня.
Какие словари рассказали о начале своего рабочего дня?
"Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми кочетами, что голосили на хверме. Подошел к барану, охолонулся. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке, дарма она рядом, туточки с домом. Потом отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. Бабушка ставила на стол мои любимые шанежки, тарелку с солеными губами. Мама несла тарелку с бифштексами и бутербродами. Я налил чай и принялся за трапезу"
Любят дети составлять такие рассказы сами.

Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ранее детям, постепенно входят в их лексикон
Такой интересный и известный прием, как «Шапка - модератор» помогает умению прогнозировать, анализировать поступки героев, понимать, что любое слово, действие имеют вес, отклик в будущем.
Слабые ученики, часто стесняются задать вопрос, высказаться, а здесь – нет. С интересом слушают свои обсуждения, уже и сами отвечают, вступают в диалог.
Вопросы начинаются со слов «А что, если бы…»
Например, Раскольников не создал бы свою теорию?
Или не встретил бы в жизни Соню?
Князь Андрей не согласился бы на условие отца отсрочки свадьбы?
Васятка не взял бы данные матерью продукты и спички?
Падчерица не встретила бы 12 месяцев?

Консилиум врачей
Чем болен герой и как его вылечить?
Например, отец Валека? Филька? Раневская?
Чем болен Глагол? При изучении спряжения… Почему так много исключений?

Диктанты – ловушки
Именинник бешено вопил, иступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!»- отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого!»- кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета.

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что небереженого Бог не бережет», – чертыхнулся черт чертовской пословицей.

ПРОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ
Мой отец - столяр. Однажды он делал из дерева туфлю кухонным ножом. В процессе работы он услышал, что звонит телефон. Это была мама, которая просила его помочь принести продукты: торты, щавель, творог, свеклу и ревень. Заодно она пожаловалась, что заплатила за все это втридорога.
Во дворе росла крапива. Отец надел джинсовые бриджи и шлепанцы с загнутыми носками. Памятуя о крапиве, отец ухарски перепрыгнул через нее. Это был просто какой-то феномен! Мамины глаза заискрились радостью! За такой мужественный поступок мама сварила папе его любимый сливовый кисель.

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.

МИНИ-САГА
Всего 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец – это то, что называют мини-сагой. Неплохой ограничитель – чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей. Сколько уже? 40? Так осталось совсем ничего… даже нет времени подумать… или вздохнуть…
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МИНИ-САГИ:
КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ?
Например,
Он был баловнем судьбы. Дорогая квартира, дача, автомобиль. Одежда – из Парижа, аксессуары – из Милана. Топовые рестораны и клубы столицы. Его любила лучшая из женщин. Они никогда не расставались.
Он не работал, лишь иногда ходил на фотосессии. Она его содержала. Никогда не упрекала. И он был счастлив.
Он… Йоркширский терьер Кузя.

МЕТАМОРФОЗА (превращение)
Слово «метаморфозы» значит «превращения». Было очень много древних мифов, которые кончались превращениями героев — в реку, в гору, в животное, в растение, в созвездие. Поэт Овидий попробовал собрать все такие мифы о превращениях, которые он знал; их оказалось больше двухсот. Он пересказал их один за другим, подхватывая, переплетая, вставляя друг в друга; получилась длинная поэма под заглавием «Метаморфозы». Начинается она с сотворения мира — ведь когда Хаос разделился на Небо и Землю, это уже было первое в мире превращение.

Сочинение-метаморфозу можно написать на любую тему: «Я – словесность», «Я – учебник нового поколения», «Я – творческий читатель», а я, уважаемые коллеги, предлагаю вам такую тему:

Головная боль
Я - головная боль. Я прихожу внезапно, когда меня совсем не ждут. Сначала я едва заметна, но через несколько минут жертва готова на все… Я мучаю, мешаю работе, порчу людям настроение… Я коварна и глуха к мольбам…

Я - головная боль, устрани меня, приняв таблетку!

НАРРАТИВ

Нарратив (англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – понятие философии постмодерна. Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же - это так называемый «объясняющий рассказ».

То есть нарратив - это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, - в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего

Нарратив «Я»
Я чувствую себя кувшином, стоящим у источника с живительной влагой. Я с жадностью поглощаю чудодейственные, волшебные капли и чувствую, как становлюсь богаче. Мудрая, животворящая вода делает меня чище, благороднее, умнее. Этой мудрости так много, что часть её проливается мимо меня в поисках своего кувшина. Я наполняюсь знаниями, мыслями, опытом. И вот уже из горлышка вылетают брызги, не затронувшие ни сердце, ни разум.

Сейчас мой кувшин полон до краёв, но источник не иссяк. И я с радостью отпускаю свою воду, потому что вижу, как нуждается в ней окружающая меня молодая поросль.

Пейте, растите, возвышайтесь телом и душой! И да не иссякнет никогда источник живой мудрости!

Тренинг ( training от train — обучать, воспитывать) направлен на развитие знаний, умений и навыков, а главное – утверждение социальных установок и на создание благоприятного психологического настроя
Тренинги – отличная форма для неуверенных учеников, не знающих своих возможностей, считающих их ограниченными.
Тренинговая группа позволяет ребенку получать постоянную обратную связь. А созданная при этом коллаборативная среда снимает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, помогает усвоить образцы поведения, социальные ценности, ориентированность общества.
Чтобы создать коллаборативную среду, необходим психологический настрой, доверие, дети должны не бояться высказаться, предложить решение…
Из опыта работы. Виды тренингов на уроках русского языка и литературы
УПРАЖНЕНИЕ «ДИАЛОГ СУБЛИЧНОСТЕЙ»
Чаще всего использую на уроках литературы. Например, встреча на вокзале Николаем Петровичем Аркадия и Евгения Базарова.
В каждом из нас самом уживается масса презабавных существ. Это так называемые субличности. Удобная психотерапевтическая метафора, позволяющая назвать, увидеть, установить диалог и провести работу с разнообразными личностными ролями, существующими у человека. Субличности литературных героев помогают раскрыться. Иногда ребенок находится в зажатом состоянии, да и вообще человек. Это в будущем помешает ему адаптироваться в обществе. Этот прием помогает найти опору в себе.
Так, в данном случае, примеряем на себя роль Николая Петровича, «барина лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах», который с нетерпением ждет, поглядывая то и дело вдаль;
Слуги, «молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками», старающегося казаться степенным, но и тоже – волнующегося;
Аркадия «со звонким, юношеским голосом», который стесняется чувств, рад, но старается это скрыть;
Базарова с ленивым, но мужественным голосом, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, оживляющемся спокойной улыбкой, выражающем самоуверенность и ум.
- Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда выполняли задание. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы вести себя так же?
Вариантов на самом деле много. Меняется взгляд, осанка, походка. Субличности – это маски, чужие стереотипы. Их тоже нужно знать, чтобы найти себя. Мы ведь, определяя себя, определяем только часть. Настоящий «Я» - это тот, кто как раз встречается на вокзале. Это много «Я». Тот, кто наблюдает, улыбается, глядя на всю компанию, тот, кто способен любить всех этих прибывающих. То есть всех людей.

УПРАЖНЕНИЕ «ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ»
Суть тренингового приема в следующем: + и –
Разделите лист на две части: левая «—», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с предложенным вопросом, темой, героем, а в правой все хорошее.
Например, знание орфографии, знание жаргонизмов, ВПР, образ жизни, поступки Григория Мелехова, характер доктора Живаго, талант Левши.
Извлеките выгоду из ситуации.
Второй этап: групповая работа. Объединитесь в «тройки, четверки- по ситуации» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.
Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового для себя узнали? Чему научились?
Умение анализировать ситуацию, просчитывать свои шаги, прогнозировать будущее- очень важные качества для любого человека.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕ ВСЕГДА»
Не всегда поступки людей вызывают только одобрение. Часто споры и несогласие. Это причина конфликтов в будущем. Умение встать на позицию оппонента помогает адаптироваться в обществе, успешности, воспитывает терпимость, что, несомненно, пригодится в будущем.
Вспомните, сколько раз вы говорили своим близким и друзьям: «Вот я бы на твоем месте.». Данное упражнение, собственно, и заключается в том, чтобы вы как следует представили себе, как бы вы поступили на месте другого.
Только знайте: Чтобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поставить себя на место другого, надо, как минимум, знать и всегда помнить о трех вещах:
• его происхождение
• его образование
• условия, в которых он живет и работает.
Применяю этот тренинг на уроках литературы: на месте писателя я бы …
- На месте Толстого я бы не «убил» Болконского
- На месте Матрены я бы не бросился помогать Фаддею
- На месте Бажова я бы сохранил жизнь Степану
Это мотивация, это поиск информации, это аналитические способности, это усвоение общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЕМ НА РАБОТУ»
Никто не станет оспаривать тот факт, что устройство на работу начинается с визита к руководителю учреждения или руководителю его кадровой службы. Общеизвестно также, что первое впечатление — самое сильное, поэтому очень важно все сделать так, чтобы первая встреча с работодателем не стала встречей последней. И понятно, что если мы можем чем-то помочь сейчас, то окажем большую услугу детям, поможем их социализации.
Итак, покажем себя в полном блеске!
Предварительно рассказываю о советах и рекомендациях для устраивающихся, особо обращаю внимание на одежду, манеру держаться, принимаемую позу.
Ребята, безусловно, примеряют это на себя, отвечают на вопросы небольшого теста, разбираем.
А потом обращаемся к литературным героям, иногда соединяем с приемом Диалога Субличностей. И что оказывается? Ну, понятно, Раскольников не выдерживает критики и по манере держаться, и по внешнему виду, и, как выяснили дети, по занимаемой позе. Да и не прошел бы он дальше секретаря. Чацкий – тоже не преуспел бы в современном обществе. Катя Одинцова не выдерживает стиля в цветовой гамме, а Анна Сергеевна никогда не выразит желание работать в организации, она слишком царственна для этого. Однажды мы применили этот тренинг на героев Толстого, и устроились у нас лишь Княжна Марья, Николай Ростов и, как ни странно, Элен. И то насчет последней были сомнения, сможет ли она справиться с резюме.
Что дает этот тренинг? Освоение приемов самопрезентации, развитие коммуникабельности, усвоение культурологического опыта

УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВ»
Башня, которую нужно построить в соответствии с определенными условиями. Соберем литературных героев. Посмотрим, как они будут таким коллективом ее строить.
Например, берем коллектив Литературных героев: Родион Раскольников, Мария Гринева, Владимир Ленский, Бэлла, Мцыри, Петя Трофимов, Олеся, Николка Турбин, Иван Бездомный.
Результативность опыта
Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру. любознательность учащихся;
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. А мера – это мы, педагоги.
Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:
• доброжелательность;
• отзывчивость;
• деликатность;
• внимательность;
• психологическая устойчивость;
• терпение;
• любовь к профессии и детям;
• харизма.


Категория: Блоги | Добавил: OlesyaShilina
Просмотров: 7 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
V Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
IV Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XIX Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IV Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
IV Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.01.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог