"Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Одной из задач дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
У современных детей уровень развития речи очень разный.
В своей работе мы часто встречаемся с такими проблемами как:
- бедный словарный запас,
- плохое развитие связной речи,
- бедная диалогическая речь,
- неумение согласовывать слова в предложении.
Многие дети не охотно учат стихи, у некоторых заучивание вызывает резкие отрицательные эмоции, т.к. им трудно и они быстро утомляются.
Кроме того, в современном мире дети перенасыщены информацией и необходимо, чтобы обучение было не только обучающим, но и интересным, занимательным.
Опыт нашей работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников являются приёмы мнемотехники, они помогают детям легче запомнить информацию и увеличивают объем памяти.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки. Использовать мнемотехнику можно во всех образовательных областях. Данный метод с успехом применяется для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях.
В средней группе мы активно используем мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Существует несколько правил по которым составляется мнемотаблица, необходимо:
- точно отображать свойства и отношения, которые мы хотим воспроизвести,
- быть простой для восприятия детьми и действий с ней,
- учитывать уровень развития детей.
Использование мнемотаблиц помогает детям овладеть связной речью, кроме того использование зрительного плана – схемы даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро, делает рассказы связными и последовательными. Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать.
Применение мнемотехники расширяет возможности для творчества не только для детей, но и для воспитателей. Образовательная деятельность с ее использованием проходит интересно и для детей, и для воспитателя. Все, что требуется для работы, это листок бумаги, фломастер и немного фантазии, воображения.
Благодаря зарисовкам детьми быстрее запоминаются стихи.
Вместе с детьми мы составили мнемотаблицу по стихотворению «Одуванчик» Е. Серовой. Дети предлагали разные варианты изображений, все вместе выбирали самое интересное и точное, также ребята приняли участие в зарисовках. Если дети затрудняются, не надо показывать, что они не справились, а просто помочь найти ответ.
Этот метод можно использовать для запоминания пословиц, поговорок и загадок, для пересказа и составления рассказа, при работе со сказками, ознакомлением с природой, на познавательных занятиях, т. е. практически в любом виде деятельности в любой образовательной области.
Таким образом, использование приемов мнемотехники помогает сделать процесс запоминания не только развивающим, но и интересным, дает детям возможность воспринимать сложный материал быстро и легко.
Предлагаем вам нашу мнемотаблицу по заучиванию стихотворения «Одуванчик» Е. Серовой.
Стихотворение Е. Серовой "Одуванчик"
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,
воздушное,
Ветерку послушное.
|