Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Универсальные приемы работы в педагогике находки, которые работают

СКАЧАТЬ (24.6 Kb) 10.09.2025, 09:41
Инозецева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования, ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодежи" Ульяновская область
В своей педагогической деятельности мы, как правило, неустанно ищем универсальные инструменты, способные принести максимальную пользу в самых разных обстоятельствах. Мы стремимся к таким методам, которые будут актуальны вне зависимости от возраста учащихся, специфики предмета или формата занятия. Искренне верю, что именно универсальность является ключом к успешной реализации образовательных целей, и потому с особым энтузиазмом спешу делиться с вами своими находками.
Эти находки – не просто приемы, это настоящие открытия, позволяющие мне эффективно взаимодействовать с детьми разных возрастов, стимулировать их интерес к учебе и достигать поставленных целей. Я убеждена, что эти методы будут полезны и для вас, уважаемые коллеги, ведь они обладают удивительной гибкостью и позволяют адаптировать учебный процесс к самым разным задачам.
Предлагаю вам познакомиться с тремя универсальными приемами, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания. Каждый из них – это многофункциональный инструмент, который можно подстроить под любой вид деятельности, будь то урок, внеклассное мероприятие или даже родительское собрание. Эти приемы помогут вам сделать учебный процесс более интересным, вовлечь всех участников и добиться превосходных результатов.

Фотокросс
Фотокросс – это не просто фотоконкурс.
Прием позволяет через объектив поработать над способностями креативно мыслить, умением быстро принимать решения, видеть необычное в обычном, использовать свой гаджет не только как инструмент выхода в интернет, но и использовать находящиеся в нем приложения.
В определенное время участники фотокросса собираются в точке старта, регистрируются и получают задания или кросс-лист. Задания представлены словом или фразой – темой, на которую должна быть снята фотография.
За отведенное время после старта команды должны сделать хотя бы по одной фотографии на каждую из заданных тем и прийти в точку финиша. Порядок выполнения заданий свободный. Участник должен выполнить условия, данные на старте устно организаторами или указанные в кросс-листе и прийти на финиш, уложившись в контрольное время. Команды, или участник сам не уложившиеся в срок, получают штрафные баллы. Способ передвижения участников по месту проведения фотокросса организаторами не регламентируется.
Допускается минимальная обработка цифровых фотографий – примерно в тех же операциях, что и у профессиональных фотоаппаратов (если это необходимо). В случае обычной повседневной работы достаточно использовать мобильный телефон.
Все вышеперечисленные мероприятия можно организовать с помощью социальных сетей. Возрастает эффективность приема при выстроенной моментальной системе отсмотра фотографий объединяя их под одним хештегом.

И номинации, которые будут награждены призами:
- самое первое фото;
- самое необычное фото;
- самое большое количество фото на тему (с разными объектами темы);
- и т.п.
Запрещается:
• использовать в качестве главных героев других игроков ФотоКросса и организаторов;
• использовать изображения из сети Интернет или с мобильных сервисов;
• обработка снимка после съемки.
Данный прием позволяет вычленить необходимый материал среди огромного разнообразия информационного потока, иногда обратить внимание на мир вокруг себя и понять, «Что изменилось?». Может использоваться как образовательный материал, так и воспитательной направленности, в пропедевтике или закреплении изученного материала. Большую роль для детей с проблемами социализации - это хороший способ поработать над своими проблемами.

Прием «Четыре угла»
Прием «Четыре угла» относится к психологическому компоненту.
Цель – формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, определять и нести ответственность за себя, умение обратиться за помощью в случае необходимости.
Педагогический прием, который позволяет прожить ситуацию, смоделировать пути решения проблемы, отработать на практике поведенческие стереотипы, что свидетельствует о ее актуальности. Ведь в подростковом возрасте дети ведомые, легко поддаются чужому влиянию, не осознают опасности.
Количество участников: до 30 человек.
Необходимое оборудование: просторная аудитория, в которой могут свободно перемещаться участники, с четырьмя углами; 4 листа бумаги разного цвета, обозначающие углы, размещенные так, чтобы их хорошо было видно всем участникам профилактических мероприятий; вопросы для распределения на группы с вариантами ответов.

Вопросы могут быть следующего характера:
1. Ваш любимый цвет: красный, желтый, синий, зеленый? 2. Ваше любимое время года: лето, осень, зима, весна? 3. Какому цветку вы отдаете предпочтение: розе, ромашке, георгину, гвоздике? 4. Какое дерево вам больше нравится: береза, ель, липа, дуб? и т. д.).
Время реализации — до 10 мин.
Педагог знакомит участников с правилами работы: каждому участнику предлагается ответить на вопросы, делая тот или иной выбор. После того как с выбором определились, необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, следует пройти в центр аудитории.
Когда все участники сделали выбор и разошлись по четырем углам аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет «своем углу» сделанный выбор. По каждому выбору регламент - 1-2 мин.
После коммуникации и «раскачки» настроения группы начинается серьезная работа по принятию решения.
Из всей группы детей выбирается один доброволец, который будет человеком, который берет на себя «удар», ребенок выходит за дверь до приглашения к работе ему предлагается основное условие, без знакомства с тем, что будет происходить в углах.
Каждый угол, получает свою позицию и, проявляя свои актерские способности, пытаются проигрывать ситуацию, как могло бы быть в жизни, доставшуюся углу. Дайте на обсуждение время и возможность вынести решение.
Далее, по очереди, угол за углом проигрывают ситуацию. В связи с высоким эмоциональным состоянием участников педагог должен хорошо владеть ситуацией и регулировать четко по времени и происходящее в углу. Требование к другим углам внимательно наблюдать, чтобы потом понимать, о чем идет речь в обсуждении.
Последним этапом работы должна стать рефлексия состоявшегося взаимодействия по алгоритму:
зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу реализации упражнения;
выразите свое отношение к содержанию и процессу;
какие мысли пробудила проигранная ситуация?
Далее педагог вместе с детьми, выводит правила, которые помогут ребенку действовать в ситуации, которая может случиться с ними.
Моделировать ситуации можно любые, те, которые возможны в жизни ребенка (из разряда возникновения трудной жизненной ситуации, поведения на улице, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми и другие). Главное в приеме – правила, которые помогут ребятам в решении этих сложных для них вопросов.
Несколько примеров приема профилактической работы «Четыре угла».
Ситуация «сказать НЕТ?».
Вы находитесь в компании сверстников, которые предлагают вам попробовать (алкоголь, наркотические вещества, табак и др.).
1 угол – Попробуй, что ты «не пацан»!
2 угол – Попробуй, ничего не случится…
3 угол – Прессинг и угрозы если не попробуешь, то…
4 угол - Свое - Свое мнение.
Ситуация «Я - Профилактика»
Вы человек, который хочет поговорить с ребятами о вреде табака и алкоголя
1 угол – ни в коем случае не хочет об этом слушать, все время переводят разговор на другую тему.
2 угол – утверждает, что никогда в жизни не будет сталкиваться с такой ситуацией.
3 угол – утверждают, что сами давно все изучили, и что может рассказать человек, который сам никогда не попадал в такую ситуацию и никогда таких людей не видел.
4 угол - Свое - Свое мнение.
Ситуация «Что чувствуют родители?»
Вам 35 лет, у вас дочь, которая пришла в 12 ночи домой совершенно пьяная.
1 угол - Выскажу все свое несогласие.
2 угол - Постараюсь поговорить.
3 угол - Запрещу свободный выход.
4 угол - Свое - Свое мнение.
Ситуация «Отцы и дети»
Вам 35 лет, у вас сын, который пришел домой далеко после обещанного времени на телефонные звонки все это время не отвечал, главная причина ссоры - о том, что задержится не сообщил заранее.
1 угол - Выскажу все свое несогласие.
2 угол - Постараюсь поговорить.
3 угол - Запрещу свободный выход.
4 угол - Свое - Свое мнение.

Информационная палатка или
«Ответь на вопрос (по заданной теме) и получи приз
Цель - Повышение информированности участников по предложенной организаторами теме.
Тема для работы выбирается организаторами единая. Прием может быть использован как для проверки полученных знаний, так и в качестве пропедевтики. В организации данной игры могут принимать участие как взрослые, так и дети.
Описание приема:
В месте проведения разворачивается импровизированный «информационный пункт» три стола. Каждый стол выполняет свою функцию и прохождение первого стола – обязательное условие для всех участников.

Стол № 1 - «Администратор»
За столом работают «администраторы» (2 и более человек, в зависимости от количества участников). Задача администратора – объяснить, какая последовательность действий может быть у пришедшего. На данном этапе должно быть задействовано достаточное количество администраторов, чтобы успевать рассортировать всех желающих. По мере прохождения экзамена администраторы по количеству набранных жетонов обменивают их на призы.
Для участников предусмотрены два варианта:
1 вариант: Если участник считает, что мало информирован по заявленной теме, ему предлагается получить консультацию у специалиста, находящегося за третьим столом. Там же он может познакомиться с брошюрами, плакаты, буклетами, презентациями, и другими материалами, которые имеется в наличии.
2 вариант: Если участник считает, что достаточно информирован по теме, он направляется к столу № 2 для проверки знаний. Сдав «экзамен» участнику полагается приз. Если посетитель заинтересован этим предложением, ему выдается направление на экзамен с порядковым номером.
Направление на экзамен позволяет решить две задачи: первая - точный и простой подсчет количества участников акции, второй - организовать желающих сдать экзамен повторно.

Стол № 2 - «Экзамен»
Экзаменатор забирает у участника направление на экзамен. «Экзаменуемый» участник тянет билет, отвечает на вопрос. Экзаменатор может задавать уточняющие вопросы. В случае правильного ответа участник получает жетон и «зачетную книжку», подписанную экзаменатором. В случае неверного ответа правильный ответ на данный вопрос и на любые другие он может получить у специалиста за столом № 3.
Экзамен можно сдавать несколько раз, при этом заработать большое количество жетонов и заполнить все графы зачетной книжки. Призы за участие в информационной палатке могут различаться по их качеству (например, за один жетон - маленькая конфета, за два – шоколадная конфета, за три – блокнот и т.д.).
У экзаменатора имеется свой лист регистрации, для того, чтобы фиксировать ответил или нет участник инфопалатки на вопрос.
№ Порядковый номер № билета Результат
1
2
3

Стол № 3 - «Специалист» или «Консультант»
Консультирует, дает правильные ответы на «заваленные» вопросы, предлагает литературу или информацию по теме.
Есть еще один вариант инфопалатки, упрощенный, в случае, если участников игры немного. Упраздняется стол администратора, а вместо стола специалиста используется гаджет с выходом в интернет или литературные источники, в которых возможно найти полную информацию. (механизм зависит от педагогической задачи).

Используемая литература
1. Инновационные методы обучения в гражданском образовании/ Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Мн.: «Медисонт». 2001.- с.37-39
2. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе – Мн.: Изд. ООО “Красико- Принт”, 2001. - c.19-22
3. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.


Категория: Блоги | Добавил: olga_inozemcewa
Просмотров: 25 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог