Профессиональное развитие педагога рассматривается сегодня как довольно сложный процесс совершенствования его профессионально-личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности. С введением новых Государственных образовательных стандартов изменяются требования к квалификационным умениям современных учителей. Педагоги с большим стажем работы должны изучать новые информационные технологии, а молодые специалисты должны совершенствовать свою методику преподавания, развивать свои личностные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности. Все это свидетельствует о необходимости управления профессиональным развитием педагогических работников.
Управление включает несколько этапов: анализ, планирование, организацию и контроль. На каждом этапе разрабатываются необходимые мероприятия и процедуры, позволяющие педагогу получить новые знания и повысить свою квалификацию.
Анализ начинается с выявления актуальных проблемных зон, которые наблюдаются у педагога. Затем выделяется наиболее актуальная проблема, решение которой необходимо в первую очередь. Также, важно понимать, как повлияет решение данной проблемы на учебный процесс и профессиональный рост педагога. Поэтому, следующим шагом является определение цели профессионального саморазвития педагога. Данную цель ставит сам учитель.
После определения проблемы и цели, необходимо найти материальные (финансовые возможности школы) и технические (мероприятия, литературу, курсы, обмен опытом и др.) ресурсы, способные помочь в профессиональном росте педагогу. Подобранные ресурсы позволяют планировать и проектировать ожидаемые результаты.
В соответствии с заданной целью и ресурсами осуществляется деятельность по профессиональному росту педагога.
Итогом является анализ результатов, который предполагает осознание успешности деятельности. Продуктивность проделанной работы можно определить, проведя повторную диагностику.
Модель управления профессиональным ростом педагога не завершается решением одной проблемы. Развитие педагога предполагает поэтапное решение возникающих у него проблем и за счет их решения осуществляется переход на новый уровень. Профессиональный рост педагога – это циклический процесс, который сопровождает его на всем пути его трудовой деятельности.
Среди мероприятий, которые проводит наше учебное заведение, для создания условий профессионального роста педагогических работников, можно выделить следующие:
обсуждение актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги школы, в ходе проведения методических семинаров, тематических педагогических советов, анализа посещенных уроков;
включение всех педагогов в работу методических объединений;
проведение открытых уроков и мероприятий в рамках проведения предметных недель, графика проведения открытых уроков;
прохождение курсов повышения квалификации;
привлечение педагогов к участию в научно-практических, научно-методических конференциях различных уровней, мастер-классах, вебинарах, тренингах по профилю деятельности;
представление опыта своей работы учителями в средствах массовой информации через публикацию своих статей и тезисов;
организация мероприятий для молодых специалистов (наставничество, план работы с молодыми специалистами);
создание дидактических материалов для обучения;
организация занятий, тренингов с педагогом-психологом школы по управлению своими эмоциями и профилактикой профессионального выгорания;
самообразование;
аттестация на квалификационную категорию;
материальное стимулирование.
Профессиональное развитие учителей сегодня должно быть ориентировано на необходимость создания индивидуальных траекторий профессионального развития. Очень важно регулярно заниматься самообразованием. Это не просто работа над методической темой, а подлинное саморазвитие и самосовершенствование, которое даёт ощущение личностного роста, уверенности в своей значимости и необходимости, осознание высокой миссии учителя.
Говоря о профессиональном развитии педагога, необходимо помнить, что подтверждением повышения профессионального уровня учителя, являются только курсы повышения квалификации и процедура аттестации.
Список литературы
1. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЕРСЭПресс, 2004. – 367 с.
2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
3. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002 – 336 с.
4. Митина Л.М.: Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, Издательство: Нестор-История, 2018 г.
|