Сегодня: 19.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по теме "Климат Африки". Урок 7 класс

СКАЧАТЬ (279.5 Kb) 09.03.2025, 23:08
Орлов Сергей Генрихович
учитель, Школа при Посольстве России в Лондоне
Тема урока: Климат Африки
Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.
Задачи:
• научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
• формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Предполагаемый учебный результат.
• Умение отметить информацию на контуре континента, используя условные обозначения.
• Умение искать климатические показатели на картах и давать характеристику климата.
• Делать выводы о влиянии климатообразующих факторов на климат.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1), цветные карандаши, контур континента из картона.

Тип урока. Изучение нового материала.
Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

ХОД УРОКА
1. Актуализация темы

Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.
Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

2. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.
Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)
(Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики
Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?
Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории
По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.
Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?
Предполагаемый ответ. Нет
Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?
Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.
Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.
Предполагаемый ответ. Экваториальный – влажный, теплый.
Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.
Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.
Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).
(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.
По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.
Учитель. На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.
Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)
Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?
Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.
Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур
Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?
Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.
Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.
Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.
(Enter) нанести течения на контур.
Вопрос. Как влияют течения на климат?
Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.
Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.
Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.
Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.
Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?
Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.
Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.
Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?
Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.
Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.
Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?
Предполагаемый ответ. С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.
Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений
Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.
Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.
Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1)
Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.
Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

4. Заключение
Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)
В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal


Категория: Блоги | Добавил: Egelsor262009
Просмотров: 148 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 19.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог