Сегодня: 28.03.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по теме "Климат Африки". Урок 7 класс

СКАЧАТЬ (279.5 Kb) 09.03.2025, 23:08
Орлов Сергей Генрихович
учитель, Школа при Посольстве России в Лондоне
Тема урока: Климат Африки
Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.
Задачи:
• научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
• формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Предполагаемый учебный результат.
• Умение отметить информацию на контуре континента, используя условные обозначения.
• Умение искать климатические показатели на картах и давать характеристику климата.
• Делать выводы о влиянии климатообразующих факторов на климат.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1), цветные карандаши, контур континента из картона.

Тип урока. Изучение нового материала.
Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

ХОД УРОКА
1. Актуализация темы

Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.
Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

2. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.
Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)
(Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики
Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?
Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории
По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.
Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?
Предполагаемый ответ. Нет
Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?
Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.
Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.
Предполагаемый ответ. Экваториальный – влажный, теплый.
Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.
Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.
Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).
(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.
По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.
Учитель. На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.
Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)
Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?
Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.
Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур
Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?
Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.
Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.
Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.
(Enter) нанести течения на контур.
Вопрос. Как влияют течения на климат?
Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.
Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.
Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.
Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.
Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?
Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.
Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.
Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?
Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.
Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.
Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?
Предполагаемый ответ. С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.
Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений
Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.
Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.
Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1)
Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.
Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

4. Заключение
Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)
В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal


Категория: Блоги | Добавил: Egelsor262009
Просмотров: 49 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
IV Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
IX Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
XXV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог