Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок-экскурсия в 11 классе "Естественные и искусственные экосистемы"

СКАЧАТЬ (24.2 Kb) 03.08.2021, 20:27
Разгуляева Анна Игоревна
учитель биологии, Школа экономики и права
Предмет: биология
Класс: 11
Место проведения: Полежаевский парк

Основные организационно-методические положения:
а) разработка маршрута экскурсии и посещение его учителем;
б) комплексный экологический подход к содержанию экскурсии (сочетание теории и практики),
в) анализ результатов, сравнение с предыдущими, параллельными или внешними результатами.

Предварительная подготовка:
- деление класса на 2 группы
- назначение капитана в каждой группе (команде)

Вид экскурсии: исследовательская, практико-ориентированная
Место проведения экскурсии: окрестности школы, на расстоянии 1 км от школы
Методы и приемы: рассказ учителя (инструктаж), беседа, самостоятельная исследовательская работа учащихся (наблюдение, систематизация, выводы).
Цель: комплексный расчет уровня антропогенного воздействия на окружающую среду.

Задачи:
Образовательные (познавательно-исследовательские):
  • познакомить учащихся с основными естественными и искусственными экосистемами в районе школы;
  •  создать условия для осознания ценности природы;
  • показать степень влияния и последствия влияния человека на природу, связь с ней;
  • познакомить с некоторыми методами ее изучения;
  • закрепить понятия и знания, полученные на уроках;
  •  создать условия для их практического применения при выполнении самостоятельных исследовательских работ в природе;
  • Проверить умения учащихся применять полученные знания на практике.
Развивающие (деятельностные):
  • способствовать развитию и актуализации логических умений: обобщение и анализ результатов, обобщение, умение делать выводы;
  • помочь учащимся овладеть навыками экологически-грамотного поведения;
  • научить осуществлять практические дела по сохранению природы;
  • собрать материалы для дальнейшего использования на уроках;
  • научить использовать природные богатства без нанесения вреда природе;
  • повысить интерес к предмету;
  • научить ориентироваться на местности.
Воспитательные (эмоционально-ценностные):
  • показать эстетическую ценность природы;
  • способствовать осуществлению трудового воспитания;
  • акцентировать внимание на здоровье учащихся;
  • вызвать чувство сопереживания природе и ощущение себя частью природы;
  • воспитать выносливость, активизировать физическое воспитание.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Учащиеся должны:
- использовать полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и практике рационального природопользования;
- применять знания темы для оценки экологического состояния конкретной экосистемы;
- выявлять связи между действием экологических факторов и формированием у организмов адаптаций к конкретной экосистеме.

Метапредметные
Учащиеся должны уметь:
- извлекать информацию, используя методы наблюдения и постановки эксперимента, применять приемы умственной деятельности для обработки этой информации;
- использовать речевые средства в ходе обсуждения результатов практической работы;
- ставить перед собой цель и добиваться ее реализации при самостоятельном выполнении заданий, корректировать свою деятельность, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные
- формирование целостного научного мировоззрения, включающего и представления о структуре экосистем, об адаптации организмов к среде, взаимоприспособленности, позволяющей поддерживать равновесие в природе;
- осознание учащимися необходимости сохранения естественных местообитаний видов как основы для поддержания биоразнообразия;
- формирование мотивов к познавательной деятельности;
- формирование основ экологической культуры и правил поведения в природе.

Основные понятия урока
Естественные и искусственные экосистемы, экологические факторы, антропогенное воздействие

Деятельность учащихся:
- самостоятельная работав учащихся в группе по заданиям
- составление отчета по результатам экскурсии

Средства обучения
Блокнот, карандаш, фотоаппарат, карточки с заданиями, компас, шагомер

Ход экскурсии
1. Организационный момент (по дороге к месту экскурсии)
Учитель сообщает о цели и задачах экскурсии, ее содержании, напоминает правила поведения в природе и на экскурсии, разбивает класс на группы и определяет капитанов в каждой группе (5 минут)

2. Вводная беседа на местности.
Актуализации знаний учащихся о признаках, характеризующих естественную и искусственную экосистемы, об антропогенных факторах и их возможном влиянии на экосистемы  (5 минут)
Вопросы для беседы:
- Как называется это природное сообщество?
- Какие экологические факторы могут воздействовать на него? В чем они проявляются? К каким группам их относят?
- Что вкладывается в понятие антропогенное воздействие? Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?

3. Исследовательская часть (30 минут)
Самостоятельная работа каждой группы по карточкам (задания составляются с учетом содержания тем: «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности»)
Самостоятельная работа проводится методом «случайного» маршрута, то есть каждая группа идет в свою сторону, с использованием компаса. Напоминаем учащимся, что через 30 минут мы должны собраться все вместе в определенной точке.
Инструктаж для работы:
Каждый из вас должен отвечать за свое направление деятельности:
1) капитан команда ведет группу по компасу и следит за временем (15 минут в одну сторону и 15 минут дорога обратно)
2) помощник капитана подсчитывает пройденное расстояние при помощи шагомера, чтобы потом можно было определить площадь исследованной местности
3) оставшиеся участники команды делятся на 2 группы, чтобы исследовать территорию по левой и правой стороне. Ширина учетной полосы 10 метров (по 5 метров в каждую сторону от линии маршрута)

Задания для первой группы (карточки с заданиями учитель готовит заранее)
1. Изучите деревья, произрастающие на выбранному участке. Определите их название и количество.
2. Изучите санитарное состояние деревьев. Определите какие виды повреждений встречаются чаще всего (деревья могут быть повреждены животными (насекомыми), стихийными бедствиями: ураган, удар молнии; повреждения деревьев человеком: нарушение целостности коры, поломка ветвей, наличие линии электропередач, близость к дороге, спиленные деревья).
3. Подсчитайте количество поврежденных деревьев и укажите характер повреждений.
4. Обратите внимание на наличие скамеек по пути вашего маршрута
5. Определите количество деревьев, покрытых лишайником, и определите к какому типу они принадлежат (накипные, кустистые, листоватые)
6. Предположите к каким последствиям для деревьев могут привести различные повреждения?
Подумайте, что можно сделать для сохранения этих деревьев?

Задания для второй группы
1. Подсчитайте количество специально сделанных дорожек в парке и тропинок с вытоптанной поверхностью, подсчитайте количество кострищ. Визуально определите, какой процент территории поврежден.
2. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинки.  Определите их название и оцените санитарное состояние этих растений
3. Определите степень механического загрязнения парка и количество урн на пути следования
4. Перечислите, какое количество разного мусора вам встретилось на выбранном участке (бумага, пластик, стекло, полиэтилен).
5. Определите санитарное состояние водоема и предположите какие факторы могли привести к ухудшению его состояния
6. Предположите, к каким последствиям для растений может привести механическое загрязнение местности?
Подумайте, что можно сделать, чтобы предотвратить вытаптывание травянистого покрова?

4. Подведение итогов экскурсии по дороге к школе (5 минут)
Систематизация данных, предварительный анализ полученных результатов, обсуждение полученных результатов. Делается комплексный вывод об уровне антропогенного воздействия

Домашнее задание
Каждому учащемуся необходимо подготовить отчет по результатам экскурсии.
- При оформлении отчета указываем дату, место проведения, тему экскурсии, класс, фамилию и имя ученика
- Определяем площадь обследованной территории
- Оформляем все полученные данные в табличной форме
- На основе полученных данных формулируем выводы
- Предлагаем способы борьбы с негативным воздействием на природу
- Полученные в ходе экскурсии фотографии оформляются группой в формате презентации
Параграф 81 в учебнике (Экологические сообщества): прочитать, ответить на вопросы, выучить термины


Категория: Блоги | Добавил: annet070776
Просмотров: 864 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог