Урок физики в 7-м классе по теме "Плавание тел"
Дидактические цели:
создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний об условиях плавания тел
способность осмысления связей этого материала с ранее изученным.
Тип учебного занятия: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цели урока:
Образовательные:
повторить материал об Архимедовой силе
изучить (исследовать) условия плавания тел
сформировать умения объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает), сравнение силы тяжести и силы Архимеда, плотности тела и плотности жидкости.
Научить объяснять физические явления с точки зрения нового материала.
Развивающие:
развивать грамотную физическую речь
развивать навыки познавательной активности
развивать познавательный интерес к предмету
развивать умение анализировать, делать выводы, расширять кругозор
развитие коммуникативных умений
Воспитывающие:
создание ситуаций для самостоятельного принятия решений и проявления инициативы
воспитание навыков культуры общения с товарищами, умение слушать и слышать других (коммуникативность)
воспитывать устойчивый интерес к предмету
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная
Групповая
коллективная
Структура урока
(этапы)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. организационный момент
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД №1
Приветствие, позитивный настрой на урок.
Включение детей в деятельность.
Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы повторим силу Архимеда, а также изучим новую тему.
На экране написано:
Я буду умным
Я буду знающим
Я буду стараться
И у меня всё получится Готовность к уроку.
2. Вход в урок.
Актуализация знаний.
Задание №2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙДЫ
№ 2- 20
Вызов уже имеющихся знаний по изученному вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
В качестве повторения или входа в урок используются приём верные и неверные утверждения:
• На все тела, погружённые в жидкость или газ, действует выталкивающая сила (ДА)
• Эту силу называют силой тяжести (НЕТ)
• Сила Архимеда – это сила, выталкивающая тело из жидкости или газа. (ДА)
• Сила Архимеда направлена вертикально вверх (НЕТ)
• Сила Архимеда зависит от плотности жидкости (ДА)
• Сила Архимеда зависит от глубины погружения (НЕТ)
• Чем больше объём тела, тем Fa меньше (НЕТ)
• На все тела на Земле действует сила тяжести (ДА)
• Направление FТЯЖ совпадает с направлением Fa (НЕТ)
• FТЯЖ направлена вертикально вниз (ДА)
• Fa направлена вверх (ДА)
• Чем тяжелее тело, тем Fa больше (НЕТ)
• Каждую силу можно вычислить по формуле (ДА)
Как же можно вычислить эти силы?
Учитель листает презентацию с вопросами.
После открытия всех картинок на магнитную доску закрепить карточки с формулами.
Ученик вспоминает, что ему уже известно по изучаемому вопросу, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Ученик отвечает на вопрос ДА или НЕТ или сигнальными карточками
КРАСНАЯ - нет
ЗЕЛЁНАЯ -да
Ученики ищут правильный ответ, и открывается картинка
3. Постановка проблемы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД № 21
Приложение Карточка № 1
Итак, ребята, давайте проведём эксперимент (работа в парах).
На каждой парте у вас приборы
- мензурка с водой
- тело - цилиндр (из под фотоплёнки)
Как вы считаете, одинаковая ли Fa будет действовать на это тело вводе?
Почему?
Погрузите тела в воду.
Что произошло с телом?
• 1-ый ряд?
• 2-ой ряд?
• 3-ий ряд?
??? Вы сказали, что Fa одинакова, почему же тела одинакового объёма повели себя в воде неодинаково?
??? А интересно знать, почему так происходит?
Учитель формулирует цель урока: Изучить, при каких условиях тела плавают, тонут и находятся на поверхности.
И тема нашего урока: ПЛАВАНИЕ ТЕЛ (пишу на доске)
??? Как вы думаете, зачем нам необходимо разобраться в вопросе о плавании тел? Возьмите карточку № 1 Прочитайте и найдите ответ в тексте, подчеркните и зачитайте.
Карточка № 1
Зачем нам необходимо разобраться в вопросе о плавании тел?
Этот вопрос - совсем не праздный. Ведь сегодня идет быстрое освоение Мирового океана человеком: не только надводные корабли разных типов и тоннажа, пароходы, лодки и плоты плавают на морских просторах, но и подводные лодки, батискафы и батисферы помогают человеку изучать подводный мир, отыскивать скрытые в прибрежных шельфах полезные ископаемые, например нефть. А сам человек? На планете, где две трети поверхности покрыты морями и океанами, человек должен плавать, “как рыба в воде”. К тому же мы живём в Калининградской области – морском крае.
Учащиеся отвечают: У этих тел одинаковый объём и они погружены в одну и туже жидкость. Значит на эти тела будет действовать одинаковая Fa.
1-ый ряд – тело утонуло
2-ой ряд – тело плавает внутри жидкости
3-ий ряд – тело на поверхности жидкости.
Ученики затрудняются ответить.
Да, интересно.
Работа с тестом. Ученики читают текст, ищут ответ на вопрос и отвечают.
4. « Открытие» учащимися нового знания – решение проблемы.
Приложение Карточка № 2 Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить опытным путём. (работа в парах).
8. Сравните силу тяжести Fт и силу Архимеда FА._____
______________________________
9. Сделайте вывод о положении тела в жидкости и значениях Fт и FА.
______________________________________________________ 1-ый ряд – тело утонуло
Fa < FТЯЖ
2-ой ряд – тело плавает внутри жидкости
Fa = FТЯЖ
3-ий ряд – тело на поверхности жидкости.
Fa > FТЯЖ
Приложение Карточка № 3 Опорный конспект Обсуждение результатов.
По мере обсуждения заполняем опорный конспект
Карточка № 3 Опорный конспект по теме « Плавание тел».
ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛА
ТОНЕТ
ПЛАВАЕТ
ВСПЛЫВАЕТ
РИСУНОК
СРАВНЕНИЕ СИЛ
Fa < FТЯЖ
Fa = FТЯЖ
Fa > FТЯЖ
СРАВНЕНИЕ ПЛОТНОСТЕЙ
плотность жидкости меньше плотности тела
плотность жидкости равна плотности тела
плотность жидкости больше плотности тела
ФИЗМИНУТКА !!! По рисунку определить, что происходит с телом: тонет - приседаем (вниз), всплывает – тянем руки вверх.
5. Вторая учебная проблема
Приложение Карточка №4
Фронтальный эксперимент. Две несмешивающиеся жидкости, например вода и растительное масло, располагаются в сосуде в соответствии со своими плотностями.
Учитель показывает опыт!
??? Почему?
Вывод: Более плотная жидкость располагается в нижней части сосуда, менее плотная – в верхней.
Постановка второй проблемы.
Как вы думаете? Зависит ли плавание тел от плотности жидкостей жидкости и тела?
Давайте проверим. Возьмите Карточку № 4
Внимательно прочитайте и выполните задание. Чётко следуйте пунктам задания. (работа в парах).
Даны три тела сделанные из железа, дерева, парафина.
Обсуждаем результаты и заполняем опорный конспект. Ученики по таблице учебника Стр. 50 находят и сравнивают плотности масла и воды. Делают вывод
Карточка № 4
1) Понаблюдать, какие из предложенных тел тонут а какие плавают в воде.
2) Найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды.
3) Результаты записать в таблицу.
4) Сделать вывод о зависимости плавания тел от плотности жидкости и плотности тела.
Плотность жидкости
ρЖ (кг/м3) Плотность вещества
ρт (кг/м3) Вещество Тонет или нет Поставьте значения
<, > , =
ρт ρЖ
ρт ρЖ
ρт ρЖ
Вывод: Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело…………, если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело……………, если плотность тела приблизительно равна плотности жидкости, то тело……………………
6. Первичное закрепление. Ещё раз возвращаемся к вопросу о плавании тел. Рассматриваем опорный конспект.
Учитель? Таким образом мы выяснили, от чего зависит плавание тел. (вызвать 3-х сильных учеников).
7. Закрепление. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙДЫ № 23-33
8. Итог. Оценки, домашнее задание. Карточка №5
9. Рефлексия. И последнее, пусть каждый из вас на листочках напишет, что дал ему сегодняшний урок, что понравилось, что получилось, что не очень .
Дополнительный материал.
Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее.
Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из самых больших ледоколов “Садко”, по халатности капитана затонувший в Белом море в 1916г., пролежал на морском дне 17 лет, его затем подняли понтонами, и он снова вступил в строй.
Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объёмов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне плюс Fa дерева; истинный вес железа равен 1 тонне плюс Fa железа.
“Рыбы. Плотность живых организмов, населяющих водную среду, очень мало отличаются от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой. Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь массивных скелетах, как наземные. Интересна роль плавательного пузыря у рыб. Это единственная часть тела рыбы, обладающая заметной сжимаемостью. Сжимая пузырь усилиями грудных и брюшных мышц, рыба меняет объём своего тела и тем самым среднюю плотность, благодаря чему она может в определённых пределах регулировать глубину своего погружения”.
( Примерно такой вопрос можно задать: “Почему рыба имеет более слабый скелет, чем существа, живущие на суше”).
Почему человек может лежать на воде, положив руки под голову?
Ответ: масса человеческого тела, если полости лёгких заполнены воздухом, хотя и не на много, но всё же меньше вытесненной им воды, поэтому человек может свободно лежать на воде, положив руки под голову.
Для чего ботинки водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами
Ответ: тяжёлые свинцовые ботинки помогают водолазу преодолевать выталкивающую силу воды.
Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
Ответ: Плотность морской воды больше пресной, поэтому в море на человека действует большая выталкивающая сила.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.