Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок географии 6 класс Движение земной коры. Зелетрясение.

СКАЧАТЬ (183.0 Kb) 10.12.2020, 19:51
Полуденная Полина Петровна
учитель георафии, МАОУ "Зерновская ООШ"
Тема урока: Движение земной коры. Землетрясения.

Цели урока:
- сформировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры;
- ознакомление учащихся с видами движений земной коры;
- сформировать представление об эпицентре и очаге землетрясения, горсте и грабене.

Оборудование: презентация «Движение земной коры. Землетрясения», физическая карта мира, таблица «Сила землетрясения по 12-бальной шкале», макеты из бумаги показывающие движение литосферных плит, широкий сосуд с водой, лист бумаги, схема «Причинно-следственные связи», пружина.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в форме опроса. При этом обязательно вспомнить:
-каково внутреннее строение Земли?
- какие типы земной коры выделяют, чем они отличаются друг от друга;
- на какие группы делятся горные породы;

3. Изучение нового материала.

(Проецирование слайда 2.)
Учитель:
Поверхность всей планеты Земля состоит из тектонических плит. Они перемещаются относительно друг друга с разными скоростями, от нескольких сантиметров до 20 см в год и более. Существует «Теория дрейфа тектонических плит», в которой говориться, что тектонические плиты находятся в постоянном движении. При этом им свойственно сталкиваться и расходиться. И на сегодняшнем уроке мне хотелось бы поговорить о том, к чему приводят движения тектонических плит.

(Проецирование слайда 3)
Учитель:
- На побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)
-Что же из этого следует? (Что Скандинавский полуостров испытывает поднятие.)

Нужно обратить внимание учащихся на существование причинно-следственных связей.
На доске схема:

ПРИЧИНА СЛЕДСТВИЕ

Учитель:
- Давайте вспомним, в каком состоянии находится мантия? (1) в жидком; 2) подвижном;


- При движении мантии в недрах Земли, что происходит с земной корой на поверхности? (Земная кора приходит в движение.)

ПРИЧИНА СЛЕДСТВИЕ

Движение вещества мантии Движение земной коры

Земная кора находится в непрерывном движении, которая по-разному проявляется в разных ее участках. Движение земной коры природное явление, происходящее в твердой оболочке земли.
Учитель:
- Итак, первая часть темы нашего сегодняшнего урока, будет следствием данной причины, т.е. «Движение земной коры.»

(Проецирование слайда 4.)
На экране схема. (См. Приложение 1.)

Учитель:
- Какие движения земной коры выделяют? (Вертикальные и горизонтальные.)
По ходу беседы, учащиеся должны поэтапно перенести схему в тетрадь.

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ

горизонтальные вертикальные

Учитель:
- И те и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет.

Решите задачу: (на доске или в виде карточки)
- Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия-2 см в год при условии равномерного поднятия?
(2 см ∙100 лет = 200 см = 2м.)

Учитель:
- А сейчас мы рассмотрим к чему же приводят горизонтальные и вертикальные движения земной коры. И первые движения, о которых мы поговорим будут- горизонтальные.

1) 2)

(Проецирование слайда 5)
1) Сдвигающиеся тектонические плиты приводят к их трению или образованию складок.

Учитель:
- Возьмите лист бумаги и представьте, что это земная поверхность. При этом на края листа положите свои ладони. Начните двигать ладони (по бумаге) навстречу друг другу- бумага сминается. Так и тектонические плиты при движении навстречу друг другу сминают горные породы образуя складки и горы. (Или же здесь можно показать макет из картона, показывающий результат столкновения плит( см. Приложение 2.))

- А теперь возьмите этот же лист бумаги и сложите его пополам Это сделать легко. Продолжайте сгибать еще несколько раз.
- после шести раз согнуть лист будет уже трудно. Так же и с земной корой – чем она толще, тем труднее смять ее.

2) Расходящиеся платформы (тектонические разломы)

Учитель:
- Круговорот магмы может заставить платформы расходиться. В тех местах, где они разделяются, магма выходит на поверхность , остывает, твердеет и образует горные хребты. Обычно это происходит под водой. Ярким примером этого является Срединно- Атлантический хребет. Но в Исландии это видно на суше (см. слайд 5).

(Демонстрация макета из картона- тектонические разломы (См. Приложение 3.) )

(Проецирование слайда 6)
Учитель:
-Давайте сделаем небольшой вывод
.
- К чему же приводят горизонтальные движения земной коры? (К разрывам в земной коре и образованию гор и складок.)

- А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений.

1) 2)

1) При поднятии участка земной поверхности- образуются возвышенности или плоскогорья.

2) при опускании земной поверхности- образуются низменности.

(Проецирование слайда 7.)
Учитель:
- Вертикальные движения приводят к резкому опусканию или поднятию пород. Обычно смещение составляет несколько см, но энергия выделяемая при перемещении миллиардов тонн породы даже на малое расстояние, огромна.

(Проецирование слайда 8)
- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.

Грабен- это глубокие впадины, в результате опускания участков земной коры.

Горст- это выступы в результате поднятия участков земной коры.

- Есть только одно движение земной коры, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения- это землетрясение. Это и будет второй частью нашей темы.

- Ежегодно происходит до 10.000 землетрясений, катастрофических около 10. Любое землетрясение, это деформация земной коры из-за возникшего давления внутри литосферы.

(Проецирование слайда 10)
Землетрясение- это грозное природное явление представляющее собой подземные толчки
и колебания земной поверхности, к которым приводит резкий разрыв и
смещение горных пород на глубине.

(Проецирование слайда 11)
Учитель:
- Как было сказано выше, любое землетрясение- это грозное явление.
- Так, в городе Кобе (Япония) подземный толчок приподнял и обвалил 500- метровый участок автострады. Эта дорога была построена еще до введения в 1971 г жестких строительных стандартов.
- А землетрясение 1985 г в Мехико не повредило некоторые многоэтажные здания.
- в зонах частых землетрясений многие сооружения построены по специальным проектам, предполагающим дополнительную сейсмостойкость.

Сообщение учащихся «Беспокойная планета.» (См. Приложение 5)

(Проецирование слайда 12)
-Какова же причина землетрясения?
Причина- внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере горных пород.

(Проецирование слайда 13)
Учитель:
- Давайте рассмотрим, что же происходит в земной коре при землетрясении.
- Представьте, что есть пружина, сжав ее мы придаем пружине давление, которое сдерживает наша рука (параллельно рассказу можно показать это действие). Так и в природе: пружина- это очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений нефти и т.д. вызывают разрядки напряжения, тем самым появляются сейсмические колебания.

(Проецирование слайда 14)
Очаг землетрясения- место в литосфере, где происходит внезапный разрыв или смещение и
возникают упругие колебания, передающиеся на большие расстояния.

(Проецирование слайда 15)
Эпицентр землетрясения- место на земной поверхности, непосредственно над очагом
землетрясения.

- В эпицентре и вокруг него наблюдаются наибольшие разрушения. По мере удаления от эпицентра, интенсивность сейсмических волн уменьшается. Скорости сейсмических волн могут достичь 8 км/ с.

- Любое землетрясение имеет силу. Сила землетрясения- степень проявления землетрясения на земной поверхности- разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах.

(Проецирование слайда 16)
- Для оценивания и сравнения землетрясений и сравнения землетрясений используются шкала магнитуд (шкала Рихтера) и шкала интенсивности (в США Модифицированная шкала Меркалли (ММ)), в Европе- Европейская макросейсмическая шкала (EMS), в Японии- шкала Шиндо (Shindo).

(Проецирование слайда 17)
- В большинстве стран принята 12-бальная шкала Меркалли.
- Шкала названа в честь Джузеппе Меркалли. Определяет силу землетрясения в конкретной местности.

(Проецирование слайдов 18,19,20,21,22)
Раздать ученикам таблицу «Сила землетрясения по 12-бальной шкале» (См. Приложение 6)
Если позволяет время некоторые характеристики по баллам зачитать.

Учитель:
- Конечно же, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать?
(Предсказывать землетрясения.)

(Проецирование слайда 23)
-Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн, используются специальные приборы- сейсмографы.

(Проецирование слайда 24, 25)
Учитель:
- Корпус сейсмографа, при содроганиях почвы начинает дрожать. В приборе имеется тяжелый груз, который в силу инерции не участвует в дрожании и остается почти неподвижным. Записывающая часть прибора регистрирует колебания корпуса, а следовательно, и почвы относительно неподвижного груза. Время начала и окончания колебания автоматически отмечается по точным часам.

Заранее подготовленный ученик готовит сообщение (см. Приложение 7) о предсказании землетрясений. Параллельно сообщению учитель показывает слайды соответствующие тексту.(Слайды 26- 33)

4. Закрепление изученного материала.

- О каких движениях земной коры вы узнали на сегодняшнем уроке?
- К чему приводят те или иные движения земной коры?
- Что такое землетрясение, очаг, эпицентр?
- Прочтите главные слова, характеризующие силу землетрясений в 12-бальной системе.
- Где происходят землетрясения?
- На территории Брянской области могут произойти землетрясения? Почему?
- Как предсказать землетрясения?

5. Итоги урока.
- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

6. Выставление и комментарии оценок.

7. Домашнее задание.

Приложение №1

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ

горизонтальные вертикальные

РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЯ

Складки

Возвышенности и
Тектонические плоскогорья
разломы

низменности


Приложение №4



Приложение № 5

« Беспокойная планета»

Каждые сутки на земном шаре происходит в среднем более двухсот землетрясений,
за год- около 10.000. Это очень много. Правда, большинство землетрясений слабые, и подчас их могут заметить только приборы. Но бывают очень сильные землетрясения, например, Чилийское.
На рассвете 21 мая 1960 года от сильных подземных толчков содрогнулась земля. В городе Консепсьоне рухнули четыреста зданий, под обломками которых погибли тысячи жителей.
Повторные толчки разрушили еще несколько городов и населенных пунктов. Почти целый месяц содрогалась и растрескивалась земля. В горах произошли крупные обвалы и оползни. Появились новые реки, исчезли озера. В других местах появились новые острова.
От подземных толчков изменилась поверхность морского дна, что вызвало большие волнения в океане. Он забурлил, застонал, потом отошел от берега на несколько десятков метров; обнажив дно, замер на несколько минут, после чего огромная волна высотой в шестиэтажный дом со страшной силой обрушилась на побережье, смыв несколько городов и поселений.

Приложение № 6

Сила землетрясения по 12-бальной шкале.

Баллы
Характеристики землетрясения.
1 Не ощущается. Отмечается только специальными приборами.

2 Очень слабое, ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий.

3 Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовиков.

4 Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясения ощущается большинством людей.

5 Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и во вне зданий.

6 Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7 Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и колодцах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи.

8 Разрушительное. Деревья сильно качаются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания

9 Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10 Уничтожающие. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи., плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

11 Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12 Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны.

Приложение № 7

Предсказание землетрясения.

• Непосредственно перед землетрясением поверхность Земли по обе стороны будущего очага землетрясения (разлома) испытывает упругую деформацию, близкую к предельной и которую можно измерить с помощью теодолита или лазерного луча. Иногда используют также наклономеры.
Вблизи крупных разломов размещены приборы, информация от которых передаётся через спутники связи в центры, где подвергается обработке.
Змеи, особенно ядовитые, в предчувствии приближающегося землетрясения уже за несколько дней покидают обжитые норы. То же самое делают ящерицы и муравьи. Некоторые ученые склонны объяснять этот неоспоримый факт высокой чувствительностью кожи к температурному изменению почвы.
• По части экстрасенсорики не уступают пресмыкающимся и крокодилы.
• 17 декабря 1987 года на острове Кюсю десятки особей начали издавать тревожное рычание и, изгибаясь дугой, исполнять замысловатый танец.
Обитатели аквариумов могут предсказывать и стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, стали беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытались выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны легли на дно аквариума...
• Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить по меньшей мере 130 животных.
• Люди с повышенной чувствительностью также могут предчувствовать приближение стихии: недомогания, головные боли, легкая тошнота.
Новый тип землетрясений открыли японские ученые. Землетрясения, описанные исследователями под руководством профессора Иосихиро Ито, имеют сверхнизкую частоту.

Выявленные сейсмические процессы могут привести к колебаниям магнитудой от 3 до 3,5 баллов. Однако толчки настолько медленны, что человек их не чувствует. Тем не менее, эти колебания способствуют росту давления в сейсмически активных зонах.

ЛИТЕРАТУРА.

1. География: Поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой и др. «География. 6 класс» /Сост. Т.Н. Воробцова – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
2. Т.П. Герасимова Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений
/ Т. П.Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002
3. Детская энциклопедия «Махаон» Горы.
4. Детская энциклопедия. «Древо познания»
5. Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: «ВАКО», 2004 –
(В помощь школьному учителю).
6. Ридерз Дайджест. Иллюстрированный атлас мира.

Министерство Образования
Российской Федерации
МОУ Невдольская СОШ
Суземского района

РАЗРАБОТКА УРОКА
на конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
в 6 классе
по геграфии
« ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. »
Разработал:
учитель географии 1 категории
Немченко П.П.
с. Невдольск
= 2010 г=

Содержание

1. Анкета - заявка…………………………………..……………………...2
2. Содержание. ……………………………………………………………3
3. Разработка урока………………………………………..…………… 4-9
4. Приложение №1……………………………………………. .………..10
5. Приложение №2………………….. ………………………….…….....11
6. Приложение №3……………………...……………………….…….....12
7. Приложение №4……………………………….………………..……...13
8. Приложение №5 ….. …………………………………………………..14
9. Приложение №6 ……………………………………………………….15
10. Приложение №7………………………………………………………..16
11. Список литературы…………………………………………………….17


Категория: Блоги | Добавил: Полуденная
Просмотров: 809 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог