Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок географии в 5 классе на тему: "Оболочка жизни"

СКАЧАТЬ (41.1 Kb) 11.01.2022, 19:42
Джумабаев Сарсенбай Кубергенович
учитель географии, МКОУ "Полдневская СОШ" Камызякского района, Астраханской области
ФИО автора: Джумабаев Сарсенбай Кубергенович
Место работы: МКОУ «Полдневская СОШ» Камызякского района Астраханской области
Должность: учитель географии и химии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Оболочка жизни (урок №30)
Базовый учебник Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2016 г.

Цель урока: Создание условий для формирования представления о биосфере как об оболочке жизни на Земле.

Планируемые результаты:
Предметные:

Рассмотреть живую оболочку Земли – биосферу.
Составить представление о составе биосферы, изучить границы биосферы.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «биосфера», «живое вещество»,
«палеонтология»
Личностные:
Осознать необходимость изучения биосферы.
Выработать умение составлять палеонтологическую коллекцию и её описание.
Метапредметные:
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.
Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать свою точку зрения, подтверждая фактами.
Уметь работать с учебником для поиска информации.
Уметь составлять схемы.

Универсальные учебные действия:
Личностные:

Оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять цель, планировать свою деятельность с помощью учителя, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
Находить информацию о биосфере, её строении, происхождении жизни в текстах,
иллюстрациях учебника и других источниках, в том числе используя ИКТ.
Анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Представлять информацию в виде схемы, таблицы.
Коммуникативные:
Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, излагать свое мнение, аргументируя его, участвовать в диалоге, работать в паре.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия нового знания
Тип урока по форме проведения: урок-диалог
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интернет, ЭОР, персональный
компьютер.
Понятийный аппарат: биосфера, живое вещество, палеонтология
Ресурсы урока: презентации, интернет – ресурсы, учебники, рабочие тетради «Дневник географа
следопыта», смайлики, иллюстрации, кружки красного, желтого, зелёного цвета, контур
светофора, магниты.

Структура и ход урока
Во время урока демонстрируются слайды презентации «Биосфера»
1. Организационный блок (2 мин.) (0 – 2 мин)
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока (смайлики) Ребятки, а какое у вас сейчас настроение? (слайд 2)

Надеюсь, в конце урока у вас будет прекрасное настроение.
- А теперь, друг к другу повернитесь, посмотрите в глаза и улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Перед вами «Светофор » (слайд 3). Он откроет Вам дорогу в новую тему. Вам предстоит украсить его кружочками. В ходе урока вы будете оценивать свою работу и прикреплять кружочки на светофор:
зелёный – я работал легко, я все понял, узнал новое. Оценивается в 3 балла.
жёлтый – я понял почти всё, но были незначительные затруднения. Оценивается в 2 балла.
красный – было сложно, я многое не понял, мне было трудно работать. Оценивается в 1 балл.
Оценивание. На уроке у нас будет 6 этапов оценивания, поэтому максимальное количество баллов – 18 баллов. 16 – 18 баллов (89 – 100%) – «5»; 12 – 15 баллов (67 - 83%) – «4»; 8 – 11 баллов (44 – 61%) – «3». 0 – 7 баллов – «2». За отдельные ответы – бонусный балл (заносится в лист контроля) (слайд №4)
(Рефлексия деятельности проходит на каждом этапе урока).

2. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин.) (3 – 6 мин)
Что мы будем изучать?
Очень хочется узнать!
Посмотрите на объект.
Кто готов сказать ответ?
Показ иллюстраций разных планет на фоне музыки (слайды 5 – 12).

Групповая работа (слайд №13):
1 ряд: отметить черты сходства планет Солнечной системы.
2 ряд: найти черты отличий планет Солнечной системы.
3 ряд: в чем уникальность планеты Земля?
Беседа: по одному ученику краткий отчет (бонусный балл).
Рефлексия (самооценка).
Вывод: На Земле есть жизнь!

Учитель:
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась как ни жаль,
А теперь зовет нас вдаль
Очередная оболочка!
Только рано ставить точку
Знания наши о Земле
Пригодятся детворе!

3. Определение темы, цели и задач урока (4 мин.) (7 – 10 мин)
Учитель зачитывает загадку:
Живые организмы находятся во мне
Развивалась очень долго я в воде.
Включаю я в себя немного атмосферы
А также верхний слой наземной литосферы! (биосфера)
- Как вы думаете, что же сегодня мы будем изучать?
(Учащиеся коллективно формируют предполагаемые тему, цель, задачи урока, к каким результатам должны придти)

Итак, мы будем изучать живую оболочку Земли. Мы ответим на вопросы:
1) Что такое биосфера?
2) Состав биосферы.
3) Каковы её границы?
4) Где появилась и как развивалась жизнь на Земле?
5) Какая наука изучает ископаемые останки организмов?
(слайды №14 – 18)

4. Актуализация знаний (5 мин.) (11 – 15 мин)
Вопросы учителя:
1) А что вы знаете о живых организмах?
2) Что вам известно о появлении и развитии жизни на Земле? (работа с вопросами 1,2,3,4 на странице 115 в учебнике)

Задание (работа в парах). Ребятки! Вспомните:
1) Как переводится слово «сфера»?
2) Какие сферы мы изучили?
3) Какую сферу мы будем изучать? (не проговариваются)
4) Приведите примеры слов, в состав которых входит слово «био» (Всего 134 слова) Не надо!
(слайд №19)
Рефлексия (взаимопроверка)

5. Организация изучения нового материала (20 мин.) (16 – 35 мин)
1. Биосфера – оболочка жизни (6 мин) (16 – 21 мин)
Индивидуальная работа.Ученики работают с текстом п. 20, стр.115-116, читают и отвечают на вопросы :
1) Что такое «биосфера»?
2) Что входит в состав биосферы?
3) Кем создано учение о биосфере?
4) Каково значение живых организмов?
5) Выполнить задание 1, стр.60 в дневнике географа-следопыта. (слайд №20)
Фронтальный опрос (бонусные баллы).
Рефлексия (самооценка)

Презентация «Биосфера» (слайды №21 – 27)
2. Границы биосферы (6 мин) (21 – 27 мин)

Индивидуальная работа: (слайд №28)
Ученики работают с текстом п. 20, стр.116, читают и отвечают на вопросы:
1) Где проходят границы биосферы?
2) Выполнить письменно задание №3 в дневнике географа-следопыта
Беседа.

Групповая работа: (слайд №28)
1) Проблемный вопрос: Почему жизнь отсутствует выше и ниже границ биосферы?
Рефлексия (самооценка)
Презентация «Биосфера» (слайд №29)
Динамическая пауза. Физкультминутка «Речка» (1 мин) (28 мин)

3. Появление и развитие жизни на Земле. (7 мин) (29 – 35 мин)
Учитель: существует несколько гипотез происхождения жизни, с которыми вы познакомитесь чуть позднее.

Групповая работа: «Где и как зародилась жизнь?» (слайд №30)
Ответить на вопросы, используя стр.116 – 117.
1) Как появилась и развивалась жизнь?
2) Как современные учёные узнают о появлении и развитии жизни?
3) Как называется наука об ископаемых остатках растений и животных?
Беседа - отчет по группам (бонусные баллы)

Индивидуальная работа
1) Выполнить задание 2 на стр. 60 в дневнике географа-следопыта.
Самооценка.
4) Презентация «Биосфера» (слайды №31 – 47)

6. Контроль за сформированностью знаний (5 мин.) (36 – 40 мин)
Тест (слайд №48 - 49)
А1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами:
1) атмосфера 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера
А2. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы:
1) наличие жизни 2) небольшие размеры 3) наличие воды 4) наличие атмосферы
А3. Учение о биосфере создал:
1) В.И. Вернадский 2) Ж.Б. Ламарк 3) К. Линней 4) Э. Зюсс
А4. Количество видов, населяющих Землю:
1) 3,5 млн 2) 2.5 млн 3) 2 млн 4) 3 млн
А5. Биосфера охватывает:
1) нижнюю часть литосферы, всю атмосферу, верхнюю часть гидросферы
2) верхнюю часть литосферы, верхнюю часть атмосферы, всю гидросферу
3) верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу
А6. Верхняя граница биосферы:
1) 15-20 км 2) 20-25 км 3) 25-30 км 4) 30-35 км
А7. Жизнь зародилась:
1) в воздухе 2) на суше 3) в воде 4) в земной коре
А8. Наука об ископаемых останках растений и животных:
1) биология 2) экология 3) палеогеография 4) палеонтология
Взаимопроверка (слайд №50)
Ответы: А1 – 2 А2 – 1 А3 – 1 А4 – 1 А5 – 3 А6 – 2 А – 3 А8 - 4

Уч-ся выполняют задание по инструкции индивидуально на листочках. Далее по инструкции происходит взаимопроверка (подсчитывают количество правильных ответов)
При проведении закрепления в виде теста рефлексия «Светофор»
зелёный – 0 – 1 ошибка – 3 б.
жёлтый – 2 - 3 ошибки – 2 б.
красный – 4 - 5 ошибок – 1 б.

7. Рефлексия (3 мин.)
Рефлексия деятельности в конце урока
Наш «Светофор» обрастает кружочками:
зеленый – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Оценивание. На уроке у нас было 6 этапов оценивания, поэтому максимальное количество баллов – 18 баллов. 16 – 18 баллов (89 – 100%) – «5»; 12 – 15 баллов (67 - 83%) – «4»; 8 – 11 баллов (44 – 61%) – «3». 0 – 7 баллов – «2». За отдельные ответы – бонусный балл (заносится в лист контроля) (слайд №51)

Рефлексия содержания учебного материала (слайд №52)
Закончите фразу
1. сегодня я узнал…
2. я понял, что…
3. теперь я могу…
4. я научился…
5. я смог…
6. урок дал мне для жизни…

8. Домашнее задание (2 мин.) (слайд №53)
Выберите любое из трёх предложенных. Помните: задание 1 – оценка «3», задание 2 – оценка «4», задание 3 – оценка «5»
1. Ответьте на вопросы 1, 2,3 на странице 120 учебника. (базовый уровень)
2. Ответьте на вопрос 4 на странице 120 учебника. (повышенный уровень)
3. Составьте презентацию «Древние животные Земли (хищники)». (высокий уровень)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце урока (смайлики) Какое у вас настроение после занятия на уроке? (слайд №54)

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Понравился вам наш урок? (слайд №55)

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Спасибо за урок! До следующей встречи!


Категория: Блоги | Добавил: Джумабаев
Просмотров: 782 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог