ФИО автора: Джумабаев Сарсенбай Кубергенович
Место работы: МКОУ «Полдневская СОШ» Камызякского района Астраханской области
Должность: учитель географии и химии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Оболочка жизни (урок №30)
Базовый учебник Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2016 г.
Цель урока: Создание условий для формирования представления о биосфере как об оболочке жизни на Земле.
Планируемые результаты:
Предметные:
Рассмотреть живую оболочку Земли – биосферу.
Составить представление о составе биосферы, изучить границы биосферы.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «биосфера», «живое вещество»,
«палеонтология»
Личностные:
Осознать необходимость изучения биосферы.
Выработать умение составлять палеонтологическую коллекцию и её описание.
Метапредметные:
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.
Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать свою точку зрения, подтверждая фактами.
Уметь работать с учебником для поиска информации.
Уметь составлять схемы.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять цель, планировать свою деятельность с помощью учителя, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
Находить информацию о биосфере, её строении, происхождении жизни в текстах,
иллюстрациях учебника и других источниках, в том числе используя ИКТ.
Анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Представлять информацию в виде схемы, таблицы.
Коммуникативные:
Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, излагать свое мнение, аргументируя его, участвовать в диалоге, работать в паре.
Тип урока по дидактической цели: урок открытия нового знания
Тип урока по форме проведения: урок-диалог
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интернет, ЭОР, персональный
компьютер.
Понятийный аппарат: биосфера, живое вещество, палеонтология
Ресурсы урока: презентации, интернет – ресурсы, учебники, рабочие тетради «Дневник географа
следопыта», смайлики, иллюстрации, кружки красного, желтого, зелёного цвета, контур
светофора, магниты.
Структура и ход урока
Во время урока демонстрируются слайды презентации «Биосфера»
1. Организационный блок (2 мин.) (0 – 2 мин)
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока (смайлики) Ребятки, а какое у вас сейчас настроение? (слайд 2)
Надеюсь, в конце урока у вас будет прекрасное настроение.
- А теперь, друг к другу повернитесь, посмотрите в глаза и улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Перед вами «Светофор » (слайд 3). Он откроет Вам дорогу в новую тему. Вам предстоит украсить его кружочками. В ходе урока вы будете оценивать свою работу и прикреплять кружочки на светофор:
зелёный – я работал легко, я все понял, узнал новое. Оценивается в 3 балла.
жёлтый – я понял почти всё, но были незначительные затруднения. Оценивается в 2 балла.
красный – было сложно, я многое не понял, мне было трудно работать. Оценивается в 1 балл.
Оценивание. На уроке у нас будет 6 этапов оценивания, поэтому максимальное количество баллов – 18 баллов. 16 – 18 баллов (89 – 100%) – «5»; 12 – 15 баллов (67 - 83%) – «4»; 8 – 11 баллов (44 – 61%) – «3». 0 – 7 баллов – «2». За отдельные ответы – бонусный балл (заносится в лист контроля) (слайд №4)
(Рефлексия деятельности проходит на каждом этапе урока).
2. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин.) (3 – 6 мин)
Что мы будем изучать?
Очень хочется узнать!
Посмотрите на объект.
Кто готов сказать ответ?
Показ иллюстраций разных планет на фоне музыки (слайды 5 – 12).
Групповая работа (слайд №13):
1 ряд: отметить черты сходства планет Солнечной системы.
2 ряд: найти черты отличий планет Солнечной системы.
3 ряд: в чем уникальность планеты Земля?
Беседа: по одному ученику краткий отчет (бонусный балл).
Рефлексия (самооценка).
Вывод: На Земле есть жизнь!
Учитель:
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась как ни жаль,
А теперь зовет нас вдаль
Очередная оболочка!
Только рано ставить точку
Знания наши о Земле
Пригодятся детворе!
3. Определение темы, цели и задач урока (4 мин.) (7 – 10 мин)
Учитель зачитывает загадку:
Живые организмы находятся во мне
Развивалась очень долго я в воде.
Включаю я в себя немного атмосферы
А также верхний слой наземной литосферы! (биосфера)
- Как вы думаете, что же сегодня мы будем изучать?
(Учащиеся коллективно формируют предполагаемые тему, цель, задачи урока, к каким результатам должны придти)
Итак, мы будем изучать живую оболочку Земли. Мы ответим на вопросы:
1) Что такое биосфера?
2) Состав биосферы.
3) Каковы её границы?
4) Где появилась и как развивалась жизнь на Земле?
5) Какая наука изучает ископаемые останки организмов?
(слайды №14 – 18)
4. Актуализация знаний (5 мин.) (11 – 15 мин)
Вопросы учителя:
1) А что вы знаете о живых организмах?
2) Что вам известно о появлении и развитии жизни на Земле? (работа с вопросами 1,2,3,4 на странице 115 в учебнике)
Задание (работа в парах). Ребятки! Вспомните:
1) Как переводится слово «сфера»?
2) Какие сферы мы изучили?
3) Какую сферу мы будем изучать? (не проговариваются)
4) Приведите примеры слов, в состав которых входит слово «био» (Всего 134 слова) Не надо!
(слайд №19)
Рефлексия (взаимопроверка)
5. Организация изучения нового материала (20 мин.) (16 – 35 мин)
1. Биосфера – оболочка жизни (6 мин) (16 – 21 мин)
Индивидуальная работа.Ученики работают с текстом п. 20, стр.115-116, читают и отвечают на вопросы :
1) Что такое «биосфера»?
2) Что входит в состав биосферы?
3) Кем создано учение о биосфере?
4) Каково значение живых организмов?
5) Выполнить задание 1, стр.60 в дневнике географа-следопыта. (слайд №20)
Фронтальный опрос (бонусные баллы).
Рефлексия (самооценка)
Презентация «Биосфера» (слайды №21 – 27)
2. Границы биосферы (6 мин) (21 – 27 мин)
Индивидуальная работа: (слайд №28)
Ученики работают с текстом п. 20, стр.116, читают и отвечают на вопросы:
1) Где проходят границы биосферы?
2) Выполнить письменно задание №3 в дневнике географа-следопыта
Беседа.
Групповая работа: (слайд №28)
1) Проблемный вопрос: Почему жизнь отсутствует выше и ниже границ биосферы?
Рефлексия (самооценка)
Презентация «Биосфера» (слайд №29)
Динамическая пауза. Физкультминутка «Речка» (1 мин) (28 мин)
3. Появление и развитие жизни на Земле. (7 мин) (29 – 35 мин)
Учитель: существует несколько гипотез происхождения жизни, с которыми вы познакомитесь чуть позднее.
Групповая работа: «Где и как зародилась жизнь?» (слайд №30)
Ответить на вопросы, используя стр.116 – 117.
1) Как появилась и развивалась жизнь?
2) Как современные учёные узнают о появлении и развитии жизни?
3) Как называется наука об ископаемых остатках растений и животных?
Беседа - отчет по группам (бонусные баллы)
Индивидуальная работа
1) Выполнить задание 2 на стр. 60 в дневнике географа-следопыта.
Самооценка.
4) Презентация «Биосфера» (слайды №31 – 47)
6. Контроль за сформированностью знаний (5 мин.) (36 – 40 мин)
Тест (слайд №48 - 49)
А1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами:
1) атмосфера 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера
А2. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы:
1) наличие жизни 2) небольшие размеры 3) наличие воды 4) наличие атмосферы
А3. Учение о биосфере создал:
1) В.И. Вернадский 2) Ж.Б. Ламарк 3) К. Линней 4) Э. Зюсс
А4. Количество видов, населяющих Землю:
1) 3,5 млн 2) 2.5 млн 3) 2 млн 4) 3 млн
А5. Биосфера охватывает:
1) нижнюю часть литосферы, всю атмосферу, верхнюю часть гидросферы
2) верхнюю часть литосферы, верхнюю часть атмосферы, всю гидросферу
3) верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу
А6. Верхняя граница биосферы:
1) 15-20 км 2) 20-25 км 3) 25-30 км 4) 30-35 км
А7. Жизнь зародилась:
1) в воздухе 2) на суше 3) в воде 4) в земной коре
А8. Наука об ископаемых останках растений и животных:
1) биология 2) экология 3) палеогеография 4) палеонтология
Взаимопроверка (слайд №50)
Ответы: А1 – 2 А2 – 1 А3 – 1 А4 – 1 А5 – 3 А6 – 2 А – 3 А8 - 4
Уч-ся выполняют задание по инструкции индивидуально на листочках. Далее по инструкции происходит взаимопроверка (подсчитывают количество правильных ответов)
При проведении закрепления в виде теста рефлексия «Светофор»
зелёный – 0 – 1 ошибка – 3 б.
жёлтый – 2 - 3 ошибки – 2 б.
красный – 4 - 5 ошибок – 1 б.
7. Рефлексия (3 мин.)
Рефлексия деятельности в конце урока
Наш «Светофор» обрастает кружочками:
зеленый – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Оценивание. На уроке у нас было 6 этапов оценивания, поэтому максимальное количество баллов – 18 баллов. 16 – 18 баллов (89 – 100%) – «5»; 12 – 15 баллов (67 - 83%) – «4»; 8 – 11 баллов (44 – 61%) – «3». 0 – 7 баллов – «2». За отдельные ответы – бонусный балл (заносится в лист контроля) (слайд №51)
Рефлексия содержания учебного материала (слайд №52)
Закончите фразу
1. сегодня я узнал…
2. я понял, что…
3. теперь я могу…
4. я научился…
5. я смог…
6. урок дал мне для жизни…
8. Домашнее задание (2 мин.) (слайд №53)
Выберите любое из трёх предложенных. Помните: задание 1 – оценка «3», задание 2 – оценка «4», задание 3 – оценка «5»
1. Ответьте на вопросы 1, 2,3 на странице 120 учебника. (базовый уровень)
2. Ответьте на вопрос 4 на странице 120 учебника. (повышенный уровень)
3. Составьте презентацию «Древние животные Земли (хищники)». (высокий уровень)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце урока (смайлики) Какое у вас настроение после занятия на уроке? (слайд №54)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Понравился вам наш урок? (слайд №55)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Спасибо за урок! До следующей встречи!
|