Цель урока: Изучить ЭГП, природные условия и природные ресурсы Северного экономического района.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
- Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
- Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся
Оборудование к уроку: раздаточный материал (задания и дополнительная информация); презентация; Экономическая карта Европейского Севера.
Ход урока
- Организационный момент. (Приветствие)
- Актуализация знаний.
Сегодня мы будем изучать экономический район России, на территории которого расположены уникальные культурные и природные памятники. Посмотрите на фотографии, что вы можете сказать. (Фото: 1.Водопад Кива́ч на реке Суна в Карелии, высота которого достигает 11 метров – третий по высоте в Европе. 2. Всемирно известный архитектурный ансамбль Ки́жи, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков. 3. Остров Валаа́м в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества).
- На территории какого экономическом районе России, расположены они?
- Попробуйте определить тему урока.
- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?
- Изучение нового материала.
Европейский Север будем изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, с большей долей самостоятельной работы.
Работа с атласами и контурными картами.
Какие субъекты входят в состав СЭР?
(Архангельская область, Ненецкий Автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми)
Работа с текстом учебника.
Определите площадь района, численность населения.
(Площадь района составляет 1466,2 тыс. кв. км., это 9% S всей страны. Он является самым большим по S в европейской части России, но в то же время он самый малочисленный по населению – 4 млн. 629тыс. человек (3,2 % населения страны).
Работа в парах
Оцените экономико-географическое положение Европейского Севера по плану
1. Положение района на территории страны.
2. Экономическое окружение (соседние государства, районы).
3. Положение по отношению к транспортным магистралям.
(Ответы учащихся)
Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Территорию можно разделить на две области: Кольско-Карельская (западная) и Двино-Печорская (восточная). Оцените природные условия экономического района (работа с учебником, дополнительной литературой).
Самопроверка
Кольско – Карельская область:
-основание Балтийский щит
-характерные формы рельефа «бараньи лбы» (последствия прохождения ледника)
-много озёр: на Кольском п-ве свыше 110 тыс. озёр, а в Карелии около 40 тыс. озёр
-на Кольском п-ве – горы Хибины
-большая часть территории занята лесом, кроме северной части |
Двино-Печорская:
климат суровый (продолжительная зима, сильные морозы)
-Тиманский и Канинский кряжи, далее на восток Полярный Урал
-северная часть – тундра, южнее – тайга
-реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень
-много лесов – 80% хвойные породы
|
Вопросы для обсуждения:
- Какими природными ресурсами богат Европейский Север?
- Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Основой экономики района являются мощные лесные ресурсы
- Назовите лесоизбыточные районы.
- Что можно сказать о плодородии почв?
- Какие особенности природы позволяют на Севере уже с 17 века выращивать рожь, пшеницу, лен, картофель, некоторые овощи?
Выступление обучающихся (опережающее задание) «Рекреационные ресурсы».
- Закрепление
Сегодня начали знакомство с самым северным районом с суровой, но богатой природой и уникальным географическим положением. В истории России Европейский Север выполнил роль «пионерного освоения, на территории которого россияне приобрели бесценный опыт обживания новых земель с непривычными условиями жизни.
Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте. (Самопроверка)
Северный экономический район имеет не очень выгодное ЭГП – Докажите.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
- §31, сделать прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природных ресурсов (1 группа)
- Изучить карты с 120-121, выполнить задание (2 группа).
|