Сегодня: 04.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок географии в 9 классе по теме "Европейский Север: экономико – географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

СКАЧАТЬ (19.5 Kb) 06.06.2025, 07:32
Докучаева Татьяна Леонидовна
учитель географии, заместитель директора, МКОУ "СОШ №26 г.Нижнеудинск"
Цель урока: Изучить ЭГП, природные условия и природные ресурсы Северного экономического района.

Задачи:
  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся
Оборудование к уроку: раздаточный материал (задания и дополнительная информация); презентация; Экономическая карта Европейского Севера.

Ход урока
  1. Организационный момент. (Приветствие)
  2. Актуализация знаний.
Сегодня мы будем изучать экономический район России, на территории которого расположены уникальные культурные и природные памятники. Посмотрите на фотографии, что вы можете сказать. (Фото: 1.Водопад Кива́ч на реке Суна в Карелии, высота которого достигает 11 метров – третий по высоте в Европе. 2. Всемирно известный архитектурный ансамбль Ки́жи, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков. 3. Остров Валаа́м в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества).
- На территории какого экономическом районе России, расположены они?
- Попробуйте определить тему урока.
- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?

 
  1. Изучение нового материала.
Европейский Север будем изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, с большей долей самостоятельной работы.
Работа с атласами и контурными картами.
Какие субъекты входят в состав СЭР?
(Архангельская область, Ненецкий Автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми)

Работа с текстом учебника.
Определите площадь района, численность населения.
(Площадь района составляет 1466,2 тыс. кв. км., это 9% S всей страны. Он является самым большим по S в европейской части России, но в то же время он самый малочисленный по населению – 4 млн. 629тыс. человек (3,2 % населения страны).

Работа в парах
Оцените экономико-географическое положение Европейского Севера по плану 
1. Положение района на территории страны.
2. Экономическое окружение (соседние государства, районы).
3. Положение по отношению к транспортным магистралям.
(Ответы учащихся)
Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Территорию можно разделить на две области: Кольско-Карельская (западная) и Двино-Печорская (восточная). Оцените природные условия экономического района (работа с учебником, дополнительной литературой).

Самопроверка
Кольско – Карельская область:
-основание Балтийский щит
-характерные формы рельефа «бараньи лбы» (последствия прохождения ледника)
-много озёр: на Кольском п-ве свыше 110 тыс. озёр, а в Карелии около 40 тыс. озёр
-на Кольском п-ве – горы Хибины
-большая часть территории занята лесом, кроме северной части
Двино-Печорская:
климат суровый (продолжительная зима, сильные морозы)
-Тиманский и Канинский кряжи, далее на восток Полярный Урал
-северная часть – тундра, южнее – тайга
-реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень
-много лесов – 80% хвойные породы

 

Вопросы для обсуждения:
- Какими природными ресурсами богат Европейский Север?
- Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Основой экономики района являются мощные лесные ресурсы 
- Назовите лесоизбыточные районы.
- Что можно сказать о плодородии почв?
- Какие особенности природы позволяют на Севере уже с 17 века выращивать рожь, пшеницу, лен, картофель, некоторые овощи?
Выступление обучающихся (опережающее задание) «Рекреационные ресурсы».
  1. Закрепление
Сегодня начали знакомство с самым северным районом с суровой, но богатой природой и уникальным географическим положением. В истории России Европейский Север выполнил роль «пионерного освоения, на территории которого россияне приобрели бесценный опыт обживания новых земель с непривычными условиями жизни.
Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте. (Самопроверка) 

Северный экономический район имеет не очень выгодное ЭГП – Докажите.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание
  1. §31, сделать прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природных ресурсов (1 группа)
  2. Изучить карты с 120-121, выполнить задание (2 группа).


Категория: Блоги | Добавил: tanyadokuchaeva
Просмотров: 23 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог