Цели урока:
• формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообра- зованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отноше- ние к слову, пополнять словарный запас; формировать мотивацию для изучения географии;
• анализировать, структурировать знания, находить и извлекать одну необходимую информации из текста, переводить один вид текстовой информации в другой, строить устный монологический ответ, аргументировать свою позицию; работать в группах: брать на себя ответственность, максимально полно и точно понимать содержание текста;
• овладение основными навыками нахождения и использования геогра- фической информации.
Инструментарий учителя: тексты о различных видах колодцев мира, видеофрагмент «Колодцы Крыма», QR-коды, презентация, метод обучения в сотрудничестве (приём «Учимся вместе»), работа в группах.
Методический комментарий к уроку. Вся работа на уроке осуществляется в группах. Ученики получают задание, выполняют его и представляют результаты работы. Каждая группа получает одно задание; оно является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый её член, контролирует правильность выполнения задания.
В ходе работы каждая группа работает над проектом, продуктом которого является создает брошюра, в которой где каждая страница – итог выполнения задания.
Каждый обучающийся по итогу выполнения работы выставляет себе оценку по 3х бальной шкале: 3 б-задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе, 1 – наблюдал за работой.
ФИ_________________________________________________ класс_____
3 б - задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе,
1б – наблюдал за работой.
Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5
Итого баллов:
Учителем контролируется как успешность познавательной деятельности школьников, так и культура их общения.
Работает 5 групп по 5- 6 чел.
Ход урока
Учитель. На уроке русского языка вы познакомились с удивительным изобретением человечества. Колодец… Разобрали какой это вид текста, разбирали слова, подбирали синонимы. А с точки зрения географии, чем может быть интересен колодец? Ответы учеников.
Учитель. География – это пространство, это путешествие… А не отправиться ли нам в кругосветку? Колодезную!
Что нужно для путешествия?
- Чемодан.
Учитель. Чемоданы собраны, они у вас на столе.
- какие на какие вопросы вы бы хотели найти ответы в нашей кругосветке. Ответы обучающихся
Учитель. Начнем с самой загадочной страны. Ее искали путешественники. Ошибочно открывали другие страны, континенты…..
-Индия.
Учитель. Достаем для работы лист 1. «Ступенчатые колодцы Индии»
Наша задача внимательно прочитать тест (разрезан на части), соотнести вопросы, которые заданы и вопросы из текста. Вклеить в таблицу.
Учитель. Проверяем ответы, сверяем с оригиналом в презентации. Оцениваем себя.
Обсуждение
Учитель. Двигаемся дальше. Нет, не пешком, а на верблюдах по Великому шелковому пути. Достаем Листы. Они жёлтого пустынного цвета.
Лист 2 Великий шёлковый путь: почему в колодцах посреди пустыни всегда была вода?
Великий шелковый путь, связывающий Китай и города Центральной Азии со странами Средиземноморья, в течение многих веков играл главную роль в процессах товарного и культурного обмена между этими регионами. Зародившись во II веке до нашей эры как торговый путь между Китаем и городами Ферганской долины, позднее он приобрел статус важнейшей транспортной артерии между Востоком и Западом и просуществовал до Средневековья.
Самая главная проблема, с которой сталкивались путешественники — это отсутствие воды на большей части маршрута. И для того, чтобы верблюды не несли на себе емкости с водой, которые занимали полезное место и снижали объемы перевозимого груза, гениальные конструкторы древности сооружали посреди раскаленных песков колодцы. Они назывались «сардоба», и в них всегда была вода.
Почему в них всегда была вода, что они из себя представляли?
По аналогии с первым заданием работаем с текстом, заполняем таблицу.
Обсуждение. Оценивание.
Учитель. Наш путь продолжается. Крым. Смотрим видеоролик. Он сопровождается текстом. У вас на столах лежит файл фиолетового цвета, там есть конверт, в котором набор слов. По ходу просмотра ролика, нужно отобрать слова, словосочетания, которое есть в тесте. Отложить ненужные. Из слов составить «Облако слов», пример в презентации. Но форма «облака» может быть любой.
Села степного Крыма располагались либо вдоль рек, либо в балках .Балка не только укрывала от зимних ветров, но и позволяла рыть неглубокие колодцы, так как здесь легче достичь водонесущего горизонта. В 1785 году учёный- энциклопедист Карл Габлиц писал: «В окружности Козлова (Евпатории) иные колодцы до 50 сажень в глубину (около 115м)простираются; оттуду их лошадьми вытаскивают. Вода столь чиста и холодна, что самой лучшей ключевой или речной воде ничем не уступит». «Такие колодцы встречались по всей необозримой крымской степи», писал историк Валерий Возгрин.
Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов. Оценивание.
Составление «Облако слов»
Учитель. Следующая страница нашей брошюры – зелёная. Колодцы бывают не только рукотворные, но и природные. Сейчас вы найдете информацию о некоторых из них. Это тот редкий случай, когда я разрешаю пользоваться смартфоном. Ваша задача – отсканировать предложенные куар коды, сопоставить информацию с предложенной таблицей и вклеить куар код в соответствующую колонку.
Работа в группах. Обсуждение
Учитель: Последняя страница нашей брошюры – обложка. Ваша задача – используя рисунки, фломастеры, клей ножницы, подготовить обложку и придумать название вашей работе, обобщив при этом все, что мы видели, слышали ранее. Не забудьте скрепить работу.
Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов.
Учитель: Домашнее задание: придумать шестую страницу на тему «Колодцы Ярославской области»
Выражение благодарности за урок и выставление отметок за работу
Приложение к уроку
Лист 1.
Ступенчатые колодцы Индии
Прочтите текст. В пустые столбцы таблицы добавьте недостающую информацию
Для чего делали колодцы?
Первые ступенчатые колодцы появились в Индии еще в первых веках нашей эры (между II и IV столетиями). В тех краях, где часто бывает засуха (например, в штатах Гуджарат и Раджастан) было крайне необходимо обеспечить жителей бесперебойной поставкой воды. Именно для этих целей и были придуманы такие колодцы.
Какой водой наполнялись? Суть такого колодца в том, что во время продолжительного периода дождей он наполняется водой, которой будут пользоваться люди в последующее засушливое время. Такой способ сбережения воды использовали в Индии не одну сотню лет.
Как устроен колодец? Для строительства этого сооружения рыли яму-скважину квадратной, треугольной или круглой формы (она сужалась по мере углубления). Внутренняя поверхность колодца была ступенчатой, чтобы люди могли спускаться вниз. Также колодец имел дренажные каналы. В период дождей такой колодец мог наполниться до краев.
Известные колодцы Индии? Один из самых глубоких колодцев на территории Индии – Чанд Баори, расположенный в Гуджарате. У него 3500 ступеней и 13 уровней, а глубина – два десятка метров.
Лист 2.
Лист 3.
Крымский колодец («облако слов»)
Балка,
вдоль реки,
неглубокие колодцы, водоносный горизонт, лошадь,
чиста,
холодна,
не уступит ключевой и речной,
крымская степь,
строят и сейчас,
каменные колодцы, дождевая вода
Лист 4.
«Природные колодцы»
Колодец Иакова (Техас, США)
Это естественный карстовый источник, наполненный чистейшей водой и соединенный с крупной системой подводных гор, который привлекает своей загадочностью многих туристов.
Большой артезианский бассейн Австралии
Вода из подземного водохранилища естественным образом вытекает из трещин в скале, впадая в родники, неглубокие грунтовые воды, ручьи и реки. Это происходит в основном в южной части бассейна, где она близка к поверхности.
В Китае был найден самый глубокий в мире природный колодец
Данный глубоководный колодец образовался так же как и многие другие за счёт эрозии горной породы, а затем он постепенно наполнился морской водой, образовав глубокий водоём.
Лист 5.
Обложка
Полная информация во вложении.
|