Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок географии "Колодезная кругосветка" (формирование функциональной грамотности)

СКАЧАТЬ (1.20 Mb) 07.11.2023, 11:28
Савинова Елена Виктороовна
учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Пошехонье
Цели урока:
• формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообра- зованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отноше- ние к слову, пополнять словарный запас; формировать мотивацию для изучения географии;
• анализировать, структурировать знания, находить и извлекать одну необходимую информации из текста, переводить один вид текстовой информации в другой, строить устный монологический ответ, аргументировать свою позицию; работать в группах: брать на себя ответственность, максимально полно и точно понимать содержание текста;
• овладение основными навыками нахождения и использования геогра- фической информации.

Инструментарий учителя: тексты о различных видах колодцев мира, видеофрагмент «Колодцы Крыма», QR-коды, презентация, метод обучения в сотрудничестве (приём «Учимся вместе»), работа в группах.

Методический комментарий к уроку. Вся работа на уроке осуществляется в группах. Ученики получают задание, выполняют его и представляют результаты работы. Каждая группа получает одно задание; оно является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый её член, контролирует правильность выполнения задания.

В ходе работы каждая группа работает над проектом, продуктом которого является создает брошюра, в которой где каждая страница – итог выполнения задания.

Каждый обучающийся по итогу выполнения работы выставляет себе оценку по 3х бальной шкале: 3 б-задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе, 1 – наблюдал за работой.
ФИ_________________________________________________ класс_____
3 б - задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе,
1б – наблюдал за работой.
Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5

Итого баллов:

Учителем контролируется как успешность познавательной деятельности школьников, так и культура их общения.
Работает 5 групп по 5- 6 чел.

Ход урока
Учитель. На уроке русского языка вы познакомились с удивительным изобретением человечества. Колодец… Разобрали какой это вид текста, разбирали слова, подбирали синонимы. А с точки зрения географии, чем может быть интересен колодец? Ответы учеников.
Учитель. География – это пространство, это путешествие… А не отправиться ли нам в кругосветку? Колодезную!
Что нужно для путешествия?
- Чемодан.
Учитель. Чемоданы собраны, они у вас на столе.
- какие на какие вопросы вы бы хотели найти ответы в нашей кругосветке. Ответы обучающихся
Учитель. Начнем с самой загадочной страны. Ее искали путешественники. Ошибочно открывали другие страны, континенты…..
-Индия.

Учитель. Достаем для работы лист 1. «Ступенчатые колодцы Индии»
Наша задача внимательно прочитать тест (разрезан на части), соотнести вопросы, которые заданы и вопросы из текста. Вклеить в таблицу.
Учитель. Проверяем ответы, сверяем с оригиналом в презентации. Оцениваем себя.

Обсуждение
Учитель. Двигаемся дальше. Нет, не пешком, а на верблюдах по Великому шелковому пути. Достаем Листы. Они жёлтого пустынного цвета.

Лист 2 Великий шёлковый путь: почему в колодцах посреди пустыни всегда была вода?
Великий шелковый путь, связывающий Китай и города Центральной Азии со странами Средиземноморья, в течение многих веков играл главную роль в процессах товарного и культурного обмена между этими регионами. Зародившись во II веке до нашей эры как торговый путь между Китаем и городами Ферганской долины, позднее он приобрел статус важнейшей транспортной артерии между Востоком и Западом и просуществовал до Средневековья.

Самая главная проблема, с которой сталкивались путешественники — это отсутствие воды на большей части маршрута. И для того, чтобы верблюды не несли на себе емкости с водой, которые занимали полезное место и снижали объемы перевозимого груза, гениальные конструкторы древности сооружали посреди раскаленных песков колодцы. Они назывались «сардоба», и в них всегда была вода.
Почему в них всегда была вода, что они из себя представляли?
По аналогии с первым заданием работаем с текстом, заполняем таблицу.

Обсуждение. Оценивание.
Учитель. Наш путь продолжается. Крым. Смотрим видеоролик. Он сопровождается текстом. У вас на столах лежит файл фиолетового цвета, там есть конверт, в котором набор слов. По ходу просмотра ролика, нужно отобрать слова, словосочетания, которое есть в тесте. Отложить ненужные. Из слов составить «Облако слов», пример в презентации. Но форма «облака» может быть любой.
Села степного Крыма располагались либо вдоль рек, либо в балках .Балка не только укрывала от зимних ветров, но и позволяла рыть неглубокие колодцы, так как здесь легче достичь водонесущего горизонта. В 1785 году учёный- энциклопедист Карл Габлиц писал: «В окружности Козлова (Евпатории) иные колодцы до 50 сажень в глубину (около 115м)простираются; оттуду их лошадьми вытаскивают. Вода столь чиста и холодна, что самой лучшей ключевой или речной воде ничем не уступит». «Такие колодцы встречались по всей необозримой крымской степи», писал историк Валерий Возгрин.

Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов. Оценивание.
Составление «Облако слов»
Учитель. Следующая страница нашей брошюры – зелёная. Колодцы бывают не только рукотворные, но и природные. Сейчас вы найдете информацию о некоторых из них. Это тот редкий случай, когда я разрешаю пользоваться смартфоном. Ваша задача – отсканировать предложенные куар коды, сопоставить информацию с предложенной таблицей и вклеить куар код в соответствующую колонку.

Работа в группах. Обсуждение
Учитель: Последняя страница нашей брошюры – обложка. Ваша задача – используя рисунки, фломастеры, клей ножницы, подготовить обложку и придумать название вашей работе, обобщив при этом все, что мы видели, слышали ранее. Не забудьте скрепить работу.
Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов.
Учитель: Домашнее задание: придумать шестую страницу на тему «Колодцы Ярославской области»
Выражение благодарности за урок и выставление отметок за работу

Приложение к уроку

Лист 1.
Ступенчатые колодцы Индии

Прочтите текст. В пустые столбцы таблицы добавьте недостающую информацию
Для чего делали колодцы?

Первые ступенчатые колодцы появились в Индии еще в первых веках нашей эры (между II и IV столетиями). В тех краях, где часто бывает засуха (например, в штатах Гуджарат и Раджастан) было крайне необходимо обеспечить жителей бесперебойной поставкой воды. Именно для этих целей и были придуманы такие колодцы.

Какой водой наполнялись? Суть такого колодца в том, что во время продолжительного периода дождей он наполняется водой, которой будут пользоваться люди в последующее засушливое время. Такой способ сбережения воды использовали в Индии не одну сотню лет.

Как устроен колодец? Для строительства этого сооружения рыли яму-скважину квадратной, треугольной или круглой формы (она сужалась по мере углубления). Внутренняя поверхность колодца была ступенчатой, чтобы люди могли спускаться вниз. Также колодец имел дренажные каналы. В период дождей такой колодец мог наполниться до краев.
Известные колодцы Индии? Один из самых глубоких колодцев на территории Индии – Чанд Баори, расположенный в Гуджарате. У него 3500 ступеней и 13 уровней, а глубина – два десятка метров.

Лист 2.

Лист 3.
Крымский колодец («облако слов»)

Балка,
вдоль реки,
неглубокие колодцы, водоносный горизонт, лошадь,
чиста,
холодна,
не уступит ключевой и речной,
крымская степь,
строят и сейчас,
каменные колодцы, дождевая вода

Лист 4.
«Природные колодцы»
Колодец Иакова (Техас, США)

Это естественный карстовый источник, наполненный чистейшей водой и соединенный с крупной системой подводных гор, который привлекает своей загадочностью многих туристов.

Большой артезианский бассейн Австралии
Вода из подземного водохранилища естественным образом вытекает из трещин в скале, впадая в родники, неглубокие грунтовые воды, ручьи и реки. Это происходит в основном в южной части бассейна, где она близка к поверхности.
В Китае был найден самый глубокий в мире природный колодец
Данный глубоководный колодец образовался так же как и многие другие за счёт эрозии горной породы, а затем он постепенно наполнился морской водой, образовав глубокий водоём.

Лист 5.
Обложка

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: ElenaSEV11
Просмотров: 210 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог