Сегодня: 30.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок географии "Колодезная кругосветка" (формирование функциональной грамотности)

СКАЧАТЬ (1.20 Mb) 07.11.2023, 11:28
Савинова Елена Виктороовна
учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Пошехонье
Цели урока:
• формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообра- зованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отноше- ние к слову, пополнять словарный запас; формировать мотивацию для изучения географии;
• анализировать, структурировать знания, находить и извлекать одну необходимую информации из текста, переводить один вид текстовой информации в другой, строить устный монологический ответ, аргументировать свою позицию; работать в группах: брать на себя ответственность, максимально полно и точно понимать содержание текста;
• овладение основными навыками нахождения и использования геогра- фической информации.

Инструментарий учителя: тексты о различных видах колодцев мира, видеофрагмент «Колодцы Крыма», QR-коды, презентация, метод обучения в сотрудничестве (приём «Учимся вместе»), работа в группах.

Методический комментарий к уроку. Вся работа на уроке осуществляется в группах. Ученики получают задание, выполняют его и представляют результаты работы. Каждая группа получает одно задание; оно является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый её член, контролирует правильность выполнения задания.

В ходе работы каждая группа работает над проектом, продуктом которого является создает брошюра, в которой где каждая страница – итог выполнения задания.

Каждый обучающийся по итогу выполнения работы выставляет себе оценку по 3х бальной шкале: 3 б-задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе, 1 – наблюдал за работой.
ФИ_________________________________________________ класс_____
3 б - задание выполнил правильно, активно работал в группе, 2б - помогал группе,
1б – наблюдал за работой.
Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5

Итого баллов:

Учителем контролируется как успешность познавательной деятельности школьников, так и культура их общения.
Работает 5 групп по 5- 6 чел.

Ход урока
Учитель. На уроке русского языка вы познакомились с удивительным изобретением человечества. Колодец… Разобрали какой это вид текста, разбирали слова, подбирали синонимы. А с точки зрения географии, чем может быть интересен колодец? Ответы учеников.
Учитель. География – это пространство, это путешествие… А не отправиться ли нам в кругосветку? Колодезную!
Что нужно для путешествия?
- Чемодан.
Учитель. Чемоданы собраны, они у вас на столе.
- какие на какие вопросы вы бы хотели найти ответы в нашей кругосветке. Ответы обучающихся
Учитель. Начнем с самой загадочной страны. Ее искали путешественники. Ошибочно открывали другие страны, континенты…..
-Индия.

Учитель. Достаем для работы лист 1. «Ступенчатые колодцы Индии»
Наша задача внимательно прочитать тест (разрезан на части), соотнести вопросы, которые заданы и вопросы из текста. Вклеить в таблицу.
Учитель. Проверяем ответы, сверяем с оригиналом в презентации. Оцениваем себя.

Обсуждение
Учитель. Двигаемся дальше. Нет, не пешком, а на верблюдах по Великому шелковому пути. Достаем Листы. Они жёлтого пустынного цвета.

Лист 2 Великий шёлковый путь: почему в колодцах посреди пустыни всегда была вода?
Великий шелковый путь, связывающий Китай и города Центральной Азии со странами Средиземноморья, в течение многих веков играл главную роль в процессах товарного и культурного обмена между этими регионами. Зародившись во II веке до нашей эры как торговый путь между Китаем и городами Ферганской долины, позднее он приобрел статус важнейшей транспортной артерии между Востоком и Западом и просуществовал до Средневековья.

Самая главная проблема, с которой сталкивались путешественники — это отсутствие воды на большей части маршрута. И для того, чтобы верблюды не несли на себе емкости с водой, которые занимали полезное место и снижали объемы перевозимого груза, гениальные конструкторы древности сооружали посреди раскаленных песков колодцы. Они назывались «сардоба», и в них всегда была вода.
Почему в них всегда была вода, что они из себя представляли?
По аналогии с первым заданием работаем с текстом, заполняем таблицу.

Обсуждение. Оценивание.
Учитель. Наш путь продолжается. Крым. Смотрим видеоролик. Он сопровождается текстом. У вас на столах лежит файл фиолетового цвета, там есть конверт, в котором набор слов. По ходу просмотра ролика, нужно отобрать слова, словосочетания, которое есть в тесте. Отложить ненужные. Из слов составить «Облако слов», пример в презентации. Но форма «облака» может быть любой.
Села степного Крыма располагались либо вдоль рек, либо в балках .Балка не только укрывала от зимних ветров, но и позволяла рыть неглубокие колодцы, так как здесь легче достичь водонесущего горизонта. В 1785 году учёный- энциклопедист Карл Габлиц писал: «В окружности Козлова (Евпатории) иные колодцы до 50 сажень в глубину (около 115м)простираются; оттуду их лошадьми вытаскивают. Вода столь чиста и холодна, что самой лучшей ключевой или речной воде ничем не уступит». «Такие колодцы встречались по всей необозримой крымской степи», писал историк Валерий Возгрин.

Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов. Оценивание.
Составление «Облако слов»
Учитель. Следующая страница нашей брошюры – зелёная. Колодцы бывают не только рукотворные, но и природные. Сейчас вы найдете информацию о некоторых из них. Это тот редкий случай, когда я разрешаю пользоваться смартфоном. Ваша задача – отсканировать предложенные куар коды, сопоставить информацию с предложенной таблицей и вклеить куар код в соответствующую колонку.

Работа в группах. Обсуждение
Учитель: Последняя страница нашей брошюры – обложка. Ваша задача – используя рисунки, фломастеры, клей ножницы, подготовить обложку и придумать название вашей работе, обобщив при этом все, что мы видели, слышали ранее. Не забудьте скрепить работу.
Работа в группах. Обсуждение. Представление результатов.
Учитель: Домашнее задание: придумать шестую страницу на тему «Колодцы Ярославской области»
Выражение благодарности за урок и выставление отметок за работу

Приложение к уроку

Лист 1.
Ступенчатые колодцы Индии

Прочтите текст. В пустые столбцы таблицы добавьте недостающую информацию
Для чего делали колодцы?

Первые ступенчатые колодцы появились в Индии еще в первых веках нашей эры (между II и IV столетиями). В тех краях, где часто бывает засуха (например, в штатах Гуджарат и Раджастан) было крайне необходимо обеспечить жителей бесперебойной поставкой воды. Именно для этих целей и были придуманы такие колодцы.

Какой водой наполнялись? Суть такого колодца в том, что во время продолжительного периода дождей он наполняется водой, которой будут пользоваться люди в последующее засушливое время. Такой способ сбережения воды использовали в Индии не одну сотню лет.

Как устроен колодец? Для строительства этого сооружения рыли яму-скважину квадратной, треугольной или круглой формы (она сужалась по мере углубления). Внутренняя поверхность колодца была ступенчатой, чтобы люди могли спускаться вниз. Также колодец имел дренажные каналы. В период дождей такой колодец мог наполниться до краев.
Известные колодцы Индии? Один из самых глубоких колодцев на территории Индии – Чанд Баори, расположенный в Гуджарате. У него 3500 ступеней и 13 уровней, а глубина – два десятка метров.

Лист 2.

Лист 3.
Крымский колодец («облако слов»)

Балка,
вдоль реки,
неглубокие колодцы, водоносный горизонт, лошадь,
чиста,
холодна,
не уступит ключевой и речной,
крымская степь,
строят и сейчас,
каменные колодцы, дождевая вода

Лист 4.
«Природные колодцы»
Колодец Иакова (Техас, США)

Это естественный карстовый источник, наполненный чистейшей водой и соединенный с крупной системой подводных гор, который привлекает своей загадочностью многих туристов.

Большой артезианский бассейн Австралии
Вода из подземного водохранилища естественным образом вытекает из трещин в скале, впадая в родники, неглубокие грунтовые воды, ручьи и реки. Это происходит в основном в южной части бассейна, где она близка к поверхности.
В Китае был найден самый глубокий в мире природный колодец
Данный глубоководный колодец образовался так же как и многие другие за счёт эрозии горной породы, а затем он постепенно наполнился морской водой, образовав глубокий водоём.

Лист 5.
Обложка

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: ElenaSEV11
Просмотров: 134 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог