Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок-игра "Страницы истории" (1953-1964гг)

СКАЧАТЬ (39.2 Kb) 26.04.2021, 20:31
Мухаметшина Сирина Ренатовна
учитель истории, МОБУ СОШ с.Ермекеево, Республики Башкортостан
Урок – игра
«Страницы истории»
(1953-1964гг)

 
Цель: повторение и обобщение пройденного материала (последние годы правления И.В. Сталина и СССР в годы «оттепели»);
Повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта действий в нестандартных условиях.

Оборудование: карточки с заданиями, портреты И.В. Сталина и Н.С. Хрущева, тестовые задания, конверты с «неожиданными» заданиями, карта
Заранее было дано дом. зад. Провести социологический опрос родственников: «Как жили 50-60 лет назад мои бабушки и дедушки»
2. Приготовить речь (письмо) колхозника, как изменилась жизнь в деревне после 1953 года. Письмо бывшим односельчанам.

Игра разделена на индивидуальные туры.
Охватывает хронологический период с 1945 по 1953 годы и с 1953 по 1964гг.

Эпиграфы урока:
1. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой – нибудь важный урок» П.Я. Чаадаев
2. «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький
3. …Век двадцатый – век необычайный
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
П.Гладков

Ход урока
I.Организационный момент.

Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы пройдемся по страницам истории 20 века, который охватывает 2 хронологических периода: с 1945 по 1953 год (год окончания ВОВ и последние годы правления И.В. Сталина) и с 1953 по 1964 год, который в исторической литературе принято называть «Оттепелью» или «великим десятилетием). Остановимся на важных исторических моментах этих периодов.

Урок проведем в виде игры.
Будьте внимательны, отвечайте на вопросы четко и ясно.

II. Итак, игру начинаем словами Чаадаева
«…И мы давали миру многих важных уроков».

I тур.
Блиц – турнир. Личный зачет.

1. Кто является автором самого популярного в годы войны стихотворения «Жди меня»? (Симонов)
2. С какой целью была создана Организация Объединенных Наций? (для обеспечения стабильного мира и международной безопасности).
3. Последним из готовившихся по инициативе Сталина репрессивных процессов и дел стало… (дело врачей)
4. В каком году была создана организация НАТО? (1949г.)
5. Какие меры предусматривал «план Маршалла» ( оказание экономической помощи странам Европы послевоенной разрухи).
6. В каком городе в 1954 году была построена первая в мире атомная электростанция? (в Обнинске)
7. Американский президент, пытавшийся шантажировать СССР атомной дубинкой? (Трумэн)
8. В каком году СССР впервые вошел в двадцатку самых развитых стран мира по производству промышленной продукции? (1953г)
9. В каком году состоялся 20 съезд КПСС? (1953г.)
10. Лидерами СССР и США во время Карибского кризиса являлись… (Хрущев и Кеннеди)
11. В каком году было создано в СССР ядерное оружие? (1949г)
12. Как стал называться совет народных комиссаров с 1946г.? ( Совет Министров)
13. Как называли людей, обвиненных в низкопоклонстве перед Западом, которое затронуло в первую очередь евреев? (космополитами)
14. Как назывались дома с минимальными удобствами, рассчитанные на 20-25 лет? (хрущевки)
15. Как назывался период правления Н.С. Хрущева? (оттепель).
После каждого правильного ответа, игрок получает карточку с правильным ответом, по количеству которых подводится итог личного первенства.

II тур
Проверяется домашнее задание.

1.Социологический опрос: Как жили 50-60 лет назад мои бабушки и дедушки»
2. Прочитать приготовленную речь (письмо) колхозника, как изменилась жизнь в деревне после 1953 года. Письмо бывшим односельчанам.

III тур
«Кому принадлежат слова»

Каждому игроку раздается карточки с цитатами. Определить, кто автор высказываний или из какого документа (произведения) они взяты. Дается время на подготовку.
1. «Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого , к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость». ( Из речи Черчилля в Фултоне в 1946г.)
2. «Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937-1938 годах «врагами», в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями не являлись, что они, по существу, всегда являлись честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали. (Из доклада Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О преодолении культа личности и его последствий).
3. «Представим себе, что могло бы произойти, если бы мы уподобились твердолобым политикам и отказались пойти на взаимные уступки. Это было бы похоже на то, как в сказке два козла встретились на мостике над пропастью и, упершись лбами, отказывались уступить друг другу дорогу. Как известно, они оба рухнули в пропасть. Разумно ли так поступать политикам?» (Из доклада Хрущева об итогах Карибского кризиса).
4. «Я поехал на целину, чтобы наш народ жил богаче и краше. Я хотел, чтобы вы продолжали мое дело. Самое главное – нужно быть в жизни человеком» (письмо студента – заочника В.Рагузова своей семье, сыновьям).

IV тур
Работа с хронологией.

Заполнить таблицу. Если в графе «дата» стоит цифра»1» - необходимо указать годы, если цифра «2» - месяц и год.
Событие Дата
20 съезд КПСС 1-
Победа Н.С. Хрущева над Г.М. Маленковым 1-
Разгром Берии 1-
Смещение Г.К. Жукова с должности министра обороны 1-
Смерть И.В. Сталина 2 -
Второй Берлинский кризис 1-
Карибский кризис 1-
Создание ОВД, нормализация советско – югославских отношений 1-
Создание совнархозов 1-
Начало освоения целины 1-
Полет Ю. Гагарина в космос 2 -

V тур
Работа с источниками.

1.Это событие считают апогеем «холодной» войны, так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. «Железный занавес»– это образное выражение. Позже, 13.08.1961 году в столице Германии, появилось его материальное воплощение. Что именно стало таким символом?
2.Назовите событие, произошедшее в 1950-1053гг., определившее границу «холодной войны» в Азии. Назовите и покажите эту границу.
3. Альберт Эйнштейн сказал: « Каким видом оружия будет вестись третья мировая война? Не знаю, но единственным оружием четвертой - будет каменный топор». Объясните смысл высказывания.
4.Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха. На эмблеме этой организации, основанной в 1949 году, окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным противником СССР и всего социалистического лагеря. Назовите этот блок (организацию).
А, кстати, НАТО – это «он», «она» или «оно»? (Расшифровка аббревиатуры по– английски North Atlantic Treaty Organization – «она». По правилам русского языка эта аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс в мужском роде.
Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО и в каком году?

VI тур
Работа с картой

1. Покажите на политической карте районы наиболее острых внешнеполитических кризисов в период правления Н.С. Хрущева (Куба, Китай, Корея, Венгрия).
2. Районы освоения целинных земель (Казахстан, Южная Сибирь).

VII тур
«О ком речь?»

Словесный портрет исторического деятеля. Нужно определить о ком речь?
1. В 1938 году обвинен в том, что якобы продавал чертежи фирме «Мессершмит». Приговорив к 10 годам лишения свободы, отправлен на Колыму. Освобожден в 1944 году, реабилитирован только в 1957 году. В 1954 году написал письмо в ЦК КПСС о создании и запуске искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 года весь мир узнал имя первого человека, побывавшего в космосе. Его же имя так и осталось за кадром. Дважды комитет по Нобелевской премии обращался к правительству СССР с просьбой назвать его имя. Хрущев неизменно отвечал, что в Советском Союзе творцом новой техники является весь народ. Он так и не стал Нобелевским лауреатом. Вместо этого получил еще одну Звезду Героя Социалистического Труда (Королев Сергей Павлович, теоретик космонавтики, конструктор).
2. Уроженец с. Калиновка Курской губернии, работал пастухом, слесарем на заводах и шахтах Донбасса. Окончил рабфак Донецкого индустриального института. Быстро продвигался по партийным ступеням. Обладал импульсивным характером, некомпететен во многих вопросах, экспериментировал с сельским хозяйством, запрещал держать домашний скот. Угрозы «закопать» Америку, производить ракеты «как сосиски» не создавали стабильных отношений с Западом. (Н.С.Хрущев)
3. Наиболее молодой и образованный из «наследников» Сталина. Он понимал необходимость реформирования многих сторон советского общества. Важнейшей частью его экономического курса было уделить больше внимания на производство потребительских товаров и повышению жизненного уровня населения, снижение налогов для колхозников, повышение закупочных цен на сельхозпродукты. В народе в то время ходила частушка: «Берия, Берия, вышел из доверия, а товарищ…, дал нам масла и блинов» (Маленков)
4. Претендовал на главенствующую роль в стране, первым выступил с критикой в адрес Сталина, предложил изменить весь политический курс. Предложил расширить права республик СССР, вывести войска из Германии, распустить колхозы. Но после заседания Президиума ЦК его арестовали. Исключили из партии как врага народа , списали на него все неудачи и репрессии сталинского времени. (Л. Берия)
5. При его поддержке был созван пленум ЦК КПСС, который осудил «антипартийную» группу Молотова, Маленкова, Кагановича. Его решающая роль в этих событиях вызвала опасения у Хрущева. В октябре 1957 года он был снят с поста министра обороны и подвергнут жестокой критике.

VIII тур
Словарь «холодной войны»

1. Состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками с одной стороны, и западными государствами с другой, продолжавшееся с 1946г. до конца 80-х
2. Возмещение государством после войны причиненного им ущерба в денежной или иной форме, определяемое мирным договором
3 В советское время – условный термин для обозначения границы между «свободным» и «коммунистическим» миром или стены, отделяющей социализм от капитализма
4 Одна из форм национализма, направленная против евреев
5 Идеология мирового гражданства, отрицание узких рамок национального патриотизма и восхваления своей самобытности, замкнутости своей национальной культуры
6 В советское время – система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола
7 Союз государств, разделяющих общие интересы и готовых оказать друг другу военную поддержку в случае конфликта одного из участников блока с какой - либо враждебной державой

IX тур - заключительный
Вопрос: Какое место, по вашему мнению, Н.С. Хрущев занимает в отечественной истории?

III. Подведение итога урока.
Определение абсолютного победителя.

IV.Оценивание.
Д/З. Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления являющееся отголосками «холодной войны» в настоящее время.


Категория: Блоги | Добавил: sirina1966
Просмотров: 494 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог