Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок – игра "Открываем возможности лексики" Изобразительно-выразительные средства языка

СКАЧАТЬ (51.2 Kb) 12.08.2025, 23:43
Дульман Валерия Григорьевна
преподаватель, КГБ ПОУ ХАМК
Ход урока
1. Актуализация полученных знаний о изобразительных средствах языка, сообщение темы, совместная постановка целей урока. Привести в систему знания о ИВС, развивать навыки употребления их в речи..

Лингвист 1.
Хочу познакомить вас с фрагментом из книги Дж.Даррела «Говорящий сверток». Джеральд Малкольм Даррелл (англ. Gerald Durrell; 7 января 1925 — 30 января 1995) — английский учёный-зоолог, писатель-анималист написал удивительную книгу. В которой есть говорящий попугай и говорящий словарь , удивительные сказочные персонажи и необыкновенные приключения.

ПОПУГАЙ:
Обыкновенная средняя личность пользуется изо дня в день и день за
днем одними и теми же словами.
Тут глаза его наполнились слезами
- Да, - продолжал он, всхлипывая. - А что, вы думаете, происходит со
всеми неиспользованными словами?
- Что происходит? - переспросила Пенелопа, широко раскрыв глаза.
- Если за ними не присматривать, - пояснил Попугай, - если не давать им упражняться, они чахнут и исчезают, бедняги. В этом и аключается моя работа: раз в году я обязан сесть и перечитать вслух весь Словарь, чтобы все слова получали должный моцион. Но и в течение года я стараюсь употреблять как можно больше слов, а то ведь одной тренировки в году для слов недостаточно.

Слово учителя
Здравствуйте, путешественники и исследователи лексики! Чтобы слова не застаивались и не чахли – нужно их употреблять в своей речи! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым потребуется всё ваше внимание и находчивость. Наше путешествие мы совершим- по двум областям Лексики. У каждого маршрута свои особенности и свои трудности, поэтому нужно подготовиться - собрать материалы для экспедиции и пройти тренировочные задания. По пути за каждый пройденный этап вы получите вымпел, в конце путешествии это поможет вам подвести итоги. Каждый из вас будет вести дневник лингвиста-путешественника – это рабочие тетради, туда вы будете записывать свои открытия. Запишем дату путешествия, тему «Исследование изобразительно-выразительных средств речи» и в путь.

Лингвист - В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Давайте сформулируем цель, которую нужно достичь.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)
– Что такое лексическое значение слова? Что такое изобразительные средства языка?
(цель занятия: исследование изобразительно-выразительных средств языка)

2. Сбор материалов.
А теперь проверим, готовы ли лингвисты к путешествию.
КООРДИНАТОР
 Кроссворд
По горизонтали:
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
2. Словарный состав языка.
3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
4. Основная единица языка.
5. Слова, противоположные по лексическому значению.
6. Устаревшие слова.
7. Новые слова.

Летописец
Словари – наши помощники. Вот и сегодня они с нами (Выставка словарей) В разговорном языке культурных людей, писателей, поэтов – от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин располагает словарём более чем 20 000 слов. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 000 слов. А сколько слов знаете вы? Чтобы пополнить свой словарный запас вы можете обращаться к толковым словарям. В Толковом словаре живого великорусского языка более 200 тысяч слов
В однотомном Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова около 57 тысяч слов.
В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова их более 85 тысяч.
В Большом Академическом Толковом словаре русского языка - 120 480 слов. (проверьте как вы справились).
Слово учителя
Практические задачи тренинга
Для того чтобы отправиться в путешествие по стране Лексика, нужно потренироваться в исследовании лексики и вспомнить прямое и переносное значение слов.

КООРДИНАТОР
Тест ( вам нужно справиться за 10 минут)
( проверьте себя по маршрутным листам)
Отметьте прохождение этого этапа.
3. Мы отправляемся в лингвистическое путешествие и команды при подготовке уже определились с материалом исследований
КООРДИНАТОР
Давайте узнаем, какие же маршруты выбрали команды
1 команда (тропы- это)
2 команды ( фигуры речи это)

 КООРДИНАТОР
– команды представляют своё исследование
Первый маршрут по стране Лексика привел нас в область тропов
Что лингвисты нам расскажут о тропах? .
Получите вымпелы для карты и отправляемся в путешествие.
Выступление команды Тропы

КООРДИНАТОР
 Область фигур речи тоже исследована нашими лингвистами.
 Давайте послушаем , что они открыли.
Выступление команды Фигуры речи
Оформление карты
 Остановка по требованию. Интересные легенды – байки
 (Презентация)

КООРДИНАТОР
Последний слайд
Помогите узнать троп в имени супергероя
(Работа со слайдом в презентации)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Для уточнения дальнейшего путешествия мы будем работать с текстами- и исследовать употребление изобразительно-выразительных средств языка.
( координатор раздает тексты – каждая команда читает и отвечает)
1 команда – выступление с текстом и заданием
2 команда - чтение текста и задания

Рефлексия
Получилось ли у вас исследовать область изобразительно-выразительных средств языка?
Что было самым интересным в этом путешествии?
Подведение итогов занятия
Слово учителя:
а) чем фигур речи отличаются от тропов?
б) для чего используются тропы и фигуры речи?

Домашнее задание на доске: темы мини-сочинений, в которых вы должны использовать тропы и фигуры речи.
( Мой самый интересный поход в…
Открытия, которые помогла сделать книга…
Что скрывалось за географическим названием…)
Занятие окончено. До свидания

Текст 1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И серенькое настроение. (3)Я пришёл в Тимирязевский парк прогуляться.
(4)Пустынно было в парке и тихо. (5)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (6)Он не пробежал, а медленно пропрыгал мимо, удостоив меня лишь косым взглядом. (7)Невдалеке от меня он остановился, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (8)Эко событие, скажете. (9)Однако настроение моё сразу переменилось. (10)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (11)Дома за чаем опять зайца вспомнил. (12)И стало на душе хорошо и тепло.
(13)Явление это обычное. (14)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки с ощущением, что чего-то важного не было. (15)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (16)Это могут быть увлекательные, захватывающие сцены поединка двух летунов – легкокрылой стрекозы и длиннохвостой сороки. (17)Или вдруг в бинокль увидел: трудолюбивый дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники.
(18)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собой чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной. (19)Всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (20)Из всех человеческих ценностей главная ценность – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав.
(21)Образы природы сопровождают людей с самой глубокой древности. (22)Сцены охоты древние люди оставили нам в наследство на стенах пещер, на камнях в виде скупых царапин, изображающих лосей, кабанов, туров. (23)Нынешняя техника даёт возможность увидеть зверей и птиц в естественных красках и обстановке. (24)Мы видим эпизоды их жизни, и в душе появляется тёплое чувство. (25)Они где-то есть, эти звери, они ещё бегают, рычат, прячутся или проявляют, как и мы, люди, любопытство…
(26)Желая испытать это тёплое чувство, на городских этажах мы держим кошек, собак, попугаев, белок, рыбок в аквариуме. (27)Врачи говорят, что поглаживание кошки или кормление синицы с ладони целительны для человеческой психики. (28)Заяц, встреченный в парке, исправил моё настроение. (29)А сколько случаев, когда человека с жизнью связывает только ниточка общения с собакой, с обыкновенными воробьями или воронами!
(30)Бывшая работница нашей редакции время от времени по телефону докладывает мне о жизни ворон во дворе, о том, что они любят есть, как безошибочно узнают её в массе людей.
(31)А старушка у нас во дворе каждое утро носит воробьям крошки. (32)И я вижу радость на лице женщины, наблюдающей, как суетливые птички подбирают рассыпанный корм. (33)Иногда мне кажется: не прилетят воробьи к её выходу из подъезда, и старушка умрёт от обрыва последней ниточки, соединяющей её с жизнью. (34)Как-то мы разговорились с ней, и она призналась, что ни разу не видела в жизни, как пролетают и кричат журавли. (35)Я рассказал ей, как журавли весною танцуют, разбившись на пары, и кричат так, что голоса их сливаются в один торжествующий звук любви. (36)Старушка слушала внимательно и, прощаясь, сказала три слова: «Какой вы счастливый…» (37)Яснополянский мудрец говорил то же самое в дневниках: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник.

Задание №1.
Из предложения 30 выпишите один фразеологизм.

Задание №2.
«В.М. Песков не только создаёт выразительные образы природы, но и передаёт настроение человека, его состояние. С этой целью в тексте использованы тропы: (А)_________ («серенький день» в предложении 1, «серенькое настроение» в предложении 2, «легкокрылой стрекозы» в предложении 16, «тёплое чувство» в предложениях 24 и 26) и (Б)_________ (в предложениях 29 и 33). Стремление писателя представить перед мысленным взором читателя развёрнутые картины природы и полнее выразить свои мысли обнаруживает синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 6, 7, 20, 29). Убедительности высказываниям автора придаёт использование такого приёма, как (Г)_________ (в предложении 37)».
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) ирония
4) метафора
5) парцелляция
6) ряды однородных членов предложения
7) цитирование
8) противопоставление
9) назывные предложения

Задание №3.
Назовите средства выразительности в тексте. Объясните их роль.

Текст 2
(1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать
о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном
и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
(20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам
и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.


Категория: Блоги | Добавил: Vlerkashl
Просмотров: 19 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог