Сегодня: 31.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок-игра по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

СКАЧАТЬ (1.15 Mb) 25.02.2022, 23:43
Махдиева Светлана Ивановна
учитель старших классов, ГБОУ Школа 2120 г. Москва
Пояснительная записка

«Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить»
Ф.Рабле

Новые условия развития российского общества диктуют необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.  Отличительной особенностью нового стандарта современной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. И учитель, чтобы отвечать современным  требованиям,  должен научиться не просто давать сумму знаний  и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Но как перестроиться на новую волну рядовому учителю? Как превратить традиционное обучение в  школе в живой заинтересованный процесс развития личности ребенка? Какие технологии, методы и формы обучения выбрать, чтобы развить в ребёнке всё то, что останется навсегда? На сегодняшний день такие вопросы волнуют не только начинающего педагога, но и учителей с большим педагогическим стажем.

Пройдя курсовую подготовку по теме  «Особенности использования ФГОС в деятельности учителя русского языка» и изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что эффективной формой обучения в современных условиях становится игровая деятельность учащихся. Она, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала. Игра таит в себе колоссальные обучающие возможности: активизирует деятельность обучаемого, представляет его главным действующим лицом в учебном процессе, стимулирует познавательный интерес, учит работать в команде, развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций, создаёт комфортные условия для обучения. Помимо предметных результатов игровая технология позволяет формировать универсальные учебные действия.

На личном опыте я убедилась, что, обучая посредством игры, можно учить детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В ходе игры все учащиеся  незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять. Те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к предмету и обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

Таким образом, с помощью игровой методики можно добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, сделать обучение интересным и увлекательным, как требуют того новые ФГОС.
Урок, который представлен в основной части, построен в игровой технологии. 

Основная часть
Урок литературы
Класс: 5 класс
УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».
Тема урока: Урок-игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма проведения: информационно-развлекательная игра «Литературный ринг».

Цель урока: на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести с учащимися комплексный анализ текста, формируя  собственное отношение к событиям и героям произведения, способствуя развитию активной жизненной позиции учащихся.

Задачи урока:
I. Предметные:
- выявить уровень знания текста и уровень глубины понимания изученного произведения;
- выявить уровень умений интерпретировать художественный текст;
-развивать мышление, навыки устной и монологической речи учащихся;
- приобщать учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
II. Метапредметные:
1.Познавательные УУД:
- проводить сравнение, анализировать и делать выводы;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания); 
- развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
2.Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свою деятельность и  действовать по плану;
- формировать умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- развивать умение высказывать свою точку зрения на основе учебного материала;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
3.Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- умение находить выход из спорных ситуаций;
- формировать умение критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения.
4. Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету.

Предполагаемый результат
-  закрепят знания по художественному тексту;
- оценят результаты своей деятельности и соотнесут их с целью урока.

Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Оборудование: листы самооценки, карточки для выполнения заданий, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, гонг для подачи сигнала.

Проведение урока:
При подготовке к уроку учтены возрастные особенности детей: недостаточно развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении; память имеет наглядно-образный характер; мышление также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Урок проходит в форме игры «Литературный ринг». Мною запланировано деление класса в ходе урока на три группы игроков. Ребята выбирают капитанов команд, придумывают название командам и небольшое приветствие для начала игры. Остальные участники  - по очереди являются спикерами. В качестве ведущего и жюри выступает учитель. Для создания групп игроков детям предлагаются фрагменты картинки с определённым заданием.

Основная часть урока  - использование коллективных способов работы в сотрудничестве с каждым членом команды, с учителем. Между членами команды распределяются обязанности спикеров при ответе на вопросы заданий игры с учётом их индивидуальных особенностей и интересов.

В ходе урока идёт соревнование между командами. Команда получает задание, обсуждают вопросы все члены команды, спикер от группы даёт ответ. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы, в конце урока подсчитывается количество баллов, выигрывает та команда, у кого набрано больше всего баллов.

В ходе урока возможно изменение модели игры в зависимости от степени включения детей в деятельность при выполнении заданий, тогда на помощь приходят дети из другой группы, либо учитель. Если команда не справляется с заданием, то не получает балл, балл получает другая команда.


Работа команды оценивается на листе оценки деятельности команды, каждый сам себя оценивает на листе самооценки в конце урока.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Раисата
Просмотров: 208 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 31.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог