Пояснительная записка
«Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить»
Ф.Рабле
Новые условия развития российского общества диктуют необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта современной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. И учитель, чтобы отвечать современным требованиям, должен научиться не просто давать сумму знаний и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.
Но как перестроиться на новую волну рядовому учителю? Как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности ребенка? Какие технологии, методы и формы обучения выбрать, чтобы развить в ребёнке всё то, что останется навсегда? На сегодняшний день такие вопросы волнуют не только начинающего педагога, но и учителей с большим педагогическим стажем.
Пройдя курсовую подготовку по теме «Особенности использования ФГОС в деятельности учителя русского языка» и изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что эффективной формой обучения в современных условиях становится игровая деятельность учащихся. Она, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала. Игра таит в себе колоссальные обучающие возможности: активизирует деятельность обучаемого, представляет его главным действующим лицом в учебном процессе, стимулирует познавательный интерес, учит работать в команде, развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций, создаёт комфортные условия для обучения. Помимо предметных результатов игровая технология позволяет формировать универсальные учебные действия.
На личном опыте я убедилась, что, обучая посредством игры, можно учить детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять. Те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к предмету и обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.
Таким образом, с помощью игровой методики можно добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, сделать обучение интересным и увлекательным, как требуют того новые ФГОС.
Урок, который представлен в основной части, построен в игровой технологии.
Основная часть
Урок литературы
Класс: 5 класс
УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».
Тема урока: Урок-игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма проведения: информационно-развлекательная игра «Литературный ринг».
Цель урока: на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести с учащимися комплексный анализ текста, формируя собственное отношение к событиям и героям произведения, способствуя развитию активной жизненной позиции учащихся.
Задачи урока:
I. Предметные:
- выявить уровень знания текста и уровень глубины понимания изученного произведения;
- выявить уровень умений интерпретировать художественный текст;
-развивать мышление, навыки устной и монологической речи учащихся;
- приобщать учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
II. Метапредметные:
1.Познавательные УУД:
- проводить сравнение, анализировать и делать выводы;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания);
- развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
2.Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свою деятельность и действовать по плану;
- формировать умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- развивать умение высказывать свою точку зрения на основе учебного материала;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
3.Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- умение находить выход из спорных ситуаций;
- формировать умение критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения.
4. Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету.
Предполагаемый результат
- закрепят знания по художественному тексту;
- оценят результаты своей деятельности и соотнесут их с целью урока.
Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся.
Оборудование: листы самооценки, карточки для выполнения заданий, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, гонг для подачи сигнала.
Проведение урока:
При подготовке к уроку учтены возрастные особенности детей: недостаточно развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении; память имеет наглядно-образный характер; мышление также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Урок проходит в форме игры «Литературный ринг». Мною запланировано деление класса в ходе урока на три группы игроков. Ребята выбирают капитанов команд, придумывают название командам и небольшое приветствие для начала игры. Остальные участники - по очереди являются спикерами. В качестве ведущего и жюри выступает учитель. Для создания групп игроков детям предлагаются фрагменты картинки с определённым заданием.
Основная часть урока - использование коллективных способов работы в сотрудничестве с каждым членом команды, с учителем. Между членами команды распределяются обязанности спикеров при ответе на вопросы заданий игры с учётом их индивидуальных особенностей и интересов.
В ходе урока идёт соревнование между командами. Команда получает задание, обсуждают вопросы все члены команды, спикер от группы даёт ответ. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы, в конце урока подсчитывается количество баллов, выигрывает та команда, у кого набрано больше всего баллов.
В ходе урока возможно изменение модели игры в зависимости от степени включения детей в деятельность при выполнении заданий, тогда на помощь приходят дети из другой группы, либо учитель. Если команда не справляется с заданием, то не получает балл, балл получает другая команда.
Работа команды оценивается на листе оценки деятельности команды, каждый сам себя оценивает на листе самооценки в конце урока.
Полная информация во вложении.
|