Сегодня: 03.07.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок химии в 10 классе по теме "Пространственное строение алканов"

СКАЧАТЬ (14.5 Kb) 15.12.2021, 18:35
Мудрова Любовь Анатольевна
учитель, МАОУ "Лавровская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Д.Черняховского"
Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии:  информационно – коммуникационные технологии (работа в группе), демонстрационный эксперимент.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства атома углерода, способность атомов углерода соединятся в цепочки, образовывать изомеры.

Формы работы: групповая (совместное выполнение задания, проведение опытов), индивидуальная.

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде презентации, демонстрационные опыты), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: Исследовать важнейшие свойства атома углерода, способность атомов углерода соединятся в цепочки, образовывать изомеры.

Задачи:
Образовательная:  понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов.
Развивающая:  развитие пространственного воображения  учащихся, совершенствование умения устанавливать логические связи между изученным и новым материалом, обобщать, делать выводы.
Воспитательная -  формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение, продолжить развитие навыков самообразования.

Дидактические средства: презентация, учебник химии О.С. Габриелян 10 класс.
Оборудование: плакат «Гомологический ряд предельных углеводородов», компьютер, пластилин, палочки.

Основные элементы урока
  • Строение атома углерода
  • Образование σ – связи
  • Первый представитель класса алканов
  • Гомологический ряд алканов
  • Явление изомерии
  • Номенклатура алканов
                                              
                                              Ход урока.
Вводно-мотивационный этап
Психологическая установка на урок
- Здравствуйте ребята!
Мы проведем урок-исследование. Сегодня мы будем работать в группах и индивидуально. Желаю успеха в получении новых знаний!

Включаются в деловой ритм урока.
Самоопределяются, настраиваются на урок

Актуализация знаний.
А. Вспомним строение атома углерода (на доске ученик). (слайд №2)
Б. Просмотр на компьютере форм электронных орбиталей и переход основного состояния атома углерода в возбуждённое, образование σ – связи, понятие валентность. (слайд №3-8)
В. Постановка темы урока
Тема нашего урока «Пространственное строение алканов».
Г. Сегодня на уроке мы должны  понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов. (слайд №9)

Изучение нового материала.

Предельные углеводороды (алканы).

Лабораторная работа.
               Моделирование молекул предельных углеводородов.
Оборудование: пластилин 2-х цветов, палочки.
В ходе работы заполняем таблицу.   Лабораторную работу проводим парами.
                                        Опыт 1.
  1. Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На шарике, имитирующем атом углерода, наметьте четыре равноудалённые друг от друга точки и вставьте стержни, к которым присоединены водородные шарики.  Получили модель молекулы метана. Сделайте пять одинаковых моделей. (слайд №10)
  2.  Отнимите от каждой из двух молекул по 1 атому водорода и соедините остатки (радикалы) вместе. Получили модель молекулы этана. Сделайте 2-ю такую же модель. (слайд №11)
  3. Если отнять от этана молекулу водорода, то получим радикал – этил. К этилу присоединим радикал метил и получим пропан.
  4. При соединении между собой двух этилов образуется молекула    бутана. (слайд №12)
  5. Отнимем от молекулы бутана один водород, и на его место присоединим радикал метил. Получили ещё один гомолог – пентан. (слайд №13,14)
Название
алкана
Молек
формула
Структурная
формула
Полуструктурная
формула
Радикал
название
формула


метан


СН4
        Н
         |
 Н – С – Н
         |
        Н


 


метил


СН3


этан


С2Н6
       Н    Н
        |      |
Н – С – С – Н
        |      |
       Н    Н


СН3 – СН3


этил


С2Н5

пропан

С3Н8
       Н    Н    Н
        |      |      |
Н – С – С – С – Н
        |      |      |
       Н    Н    Н


СН3 –  СН2 –  СН3 


пропил


С3Н7

Бутан

С4Н10
       Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |
Н – С – С – С – С – Н 
        |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н


СН3 –  СН2 –  СН2 –  СН3 


бутил


С4Н9

пентан

С5Н12
       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н  
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н


СН3 –  СН2 –  СН2 –  СН2 –  СН3 


пентил


С5Н11

Метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д. – гомологи. (слайд №15)
 
Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – СН2 – .
                                            Опыт 2.
Возьмём модель молекулы пентана. (слайд №16)
       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н          пентан   С5Н12
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н

 Отнимем группу СН3 – и  присоединим её на место Н у второго атома С. Получим  
       Н    Н    Н    Н    
        |      |      |      |     
Н – С – С – С – С – Н        С5Н12           
        |      |      |      |    
       Н НСН Н    Н  
              |
             Н               
                                                                                             
Отнимем ещё одну группу СН3 – и присоединим её опять  у второго атома С
 на место второго атома Н. Получим:
            Н
             |
       Н НСН Н       
        |      |      |           
Н – С – С – С – Н        С5Н12           
        |      |      |          
       Н НСН Н      
              |
             Н               

 
Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разные строение и свойства.

Назовём эти вещества:

Алгоритм
                       составления названий органических веществ.
  1. Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов.
  2. Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы.
  3. Основа названия – название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи.
  4. Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра-  и т. д.
  5. Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды.
    Углеводороды нормального строения обозначают буквой н, например:

       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н             С5Н12   н-пентан
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н

       Н    Н    Н    Н   
        |      |      |      |     
Н – С – С – С – С – Н        С5Н12           2-метилбутан
        |      |      |      |    
       Н НСН Н    Н  
              |
             Н               
     
            Н
             |
       Н НСН Н       
        |      |      |           
Н – С – С – С – Н        С5Н12           2,2 –диметилпропан
        |      |      |          
       Н НСН Н      
              |
             Н               

Закрепление материала. Нам осталось проверить, что запомнилось на уроке. Итак, мы изучили пространственное строение предельных углеводородов, узнали, что такое гомологи, изомеры, научились их называть.
Проверим наши знания. (слайд №17,18)
Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры.
Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.

 
  1. СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3
 
  1.  СН3 – СН – СН2 – СН3
                  |
                СН3

                СН3
                 |
  1. СН3 – С – СН2 – СН3
                 |
                СН3

 
  1. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

     5.  СН3 – СН  –  СН – СН3
                  |         |
                СН3   СН3

6.             СН3
                 |
     СН3 – С – СН3
                 |
                СН3

Ответы: Гомологи 1 и 4, 3 и 6
               Изомеры 1,3 и 5; 2, 4 и 6 (слайд №19)

Домашнее задание:
с. 156 – 158, упр. 4 с. 160 (слайд №20)


Категория: Блоги | Добавил: sehnovo2008
Просмотров: 110 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"
III Всероссийский творческий конкурс ко Дню семьи, любви и верности "Наша дружная семья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.07.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог