Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок химии в 10 классе по теме "Пространственное строение алканов"

СКАЧАТЬ (14.5 Kb) 15.12.2021, 18:35
Мудрова Любовь Анатольевна
учитель, МАОУ "Лавровская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Д.Черняховского"
Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии:  информационно – коммуникационные технологии (работа в группе), демонстрационный эксперимент.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства атома углерода, способность атомов углерода соединятся в цепочки, образовывать изомеры.

Формы работы: групповая (совместное выполнение задания, проведение опытов), индивидуальная.

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде презентации, демонстрационные опыты), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: Исследовать важнейшие свойства атома углерода, способность атомов углерода соединятся в цепочки, образовывать изомеры.

Задачи:
Образовательная:  понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов.
Развивающая:  развитие пространственного воображения  учащихся, совершенствование умения устанавливать логические связи между изученным и новым материалом, обобщать, делать выводы.
Воспитательная -  формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение, продолжить развитие навыков самообразования.

Дидактические средства: презентация, учебник химии О.С. Габриелян 10 класс.
Оборудование: плакат «Гомологический ряд предельных углеводородов», компьютер, пластилин, палочки.

Основные элементы урока
  • Строение атома углерода
  • Образование σ – связи
  • Первый представитель класса алканов
  • Гомологический ряд алканов
  • Явление изомерии
  • Номенклатура алканов
                                              
                                              Ход урока.
Вводно-мотивационный этап
Психологическая установка на урок
- Здравствуйте ребята!
Мы проведем урок-исследование. Сегодня мы будем работать в группах и индивидуально. Желаю успеха в получении новых знаний!

Включаются в деловой ритм урока.
Самоопределяются, настраиваются на урок

Актуализация знаний.
А. Вспомним строение атома углерода (на доске ученик). (слайд №2)
Б. Просмотр на компьютере форм электронных орбиталей и переход основного состояния атома углерода в возбуждённое, образование σ – связи, понятие валентность. (слайд №3-8)
В. Постановка темы урока
Тема нашего урока «Пространственное строение алканов».
Г. Сегодня на уроке мы должны  понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов. (слайд №9)

Изучение нового материала.

Предельные углеводороды (алканы).

Лабораторная работа.
               Моделирование молекул предельных углеводородов.
Оборудование: пластилин 2-х цветов, палочки.
В ходе работы заполняем таблицу.   Лабораторную работу проводим парами.
                                        Опыт 1.
  1. Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На шарике, имитирующем атом углерода, наметьте четыре равноудалённые друг от друга точки и вставьте стержни, к которым присоединены водородные шарики.  Получили модель молекулы метана. Сделайте пять одинаковых моделей. (слайд №10)
  2.  Отнимите от каждой из двух молекул по 1 атому водорода и соедините остатки (радикалы) вместе. Получили модель молекулы этана. Сделайте 2-ю такую же модель. (слайд №11)
  3. Если отнять от этана молекулу водорода, то получим радикал – этил. К этилу присоединим радикал метил и получим пропан.
  4. При соединении между собой двух этилов образуется молекула    бутана. (слайд №12)
  5. Отнимем от молекулы бутана один водород, и на его место присоединим радикал метил. Получили ещё один гомолог – пентан. (слайд №13,14)
Название
алкана
Молек
формула
Структурная
формула
Полуструктурная
формула
Радикал
название
формула


метан


СН4
        Н
         |
 Н – С – Н
         |
        Н


 


метил


СН3


этан


С2Н6
       Н    Н
        |      |
Н – С – С – Н
        |      |
       Н    Н


СН3 – СН3


этил


С2Н5

пропан

С3Н8
       Н    Н    Н
        |      |      |
Н – С – С – С – Н
        |      |      |
       Н    Н    Н


СН3 –  СН2 –  СН3 


пропил


С3Н7

Бутан

С4Н10
       Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |
Н – С – С – С – С – Н 
        |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н


СН3 –  СН2 –  СН2 –  СН3 


бутил


С4Н9

пентан

С5Н12
       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н  
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н


СН3 –  СН2 –  СН2 –  СН2 –  СН3 


пентил


С5Н11

Метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д. – гомологи. (слайд №15)
 
Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – СН2 – .
                                            Опыт 2.
Возьмём модель молекулы пентана. (слайд №16)
       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н          пентан   С5Н12
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н

 Отнимем группу СН3 – и  присоединим её на место Н у второго атома С. Получим  
       Н    Н    Н    Н    
        |      |      |      |     
Н – С – С – С – С – Н        С5Н12           
        |      |      |      |    
       Н НСН Н    Н  
              |
             Н               
                                                                                             
Отнимем ещё одну группу СН3 – и присоединим её опять  у второго атома С
 на место второго атома Н. Получим:
            Н
             |
       Н НСН Н       
        |      |      |           
Н – С – С – С – Н        С5Н12           
        |      |      |          
       Н НСН Н      
              |
             Н               

 
Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разные строение и свойства.

Назовём эти вещества:

Алгоритм
                       составления названий органических веществ.
  1. Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов.
  2. Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы.
  3. Основа названия – название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи.
  4. Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра-  и т. д.
  5. Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды.
    Углеводороды нормального строения обозначают буквой н, например:

       Н    Н    Н    Н    Н
        |      |      |      |      |
Н – С – С – С – С – С – Н             С5Н12   н-пентан
        |      |      |      |      |
       Н    Н    Н    Н   Н

       Н    Н    Н    Н   
        |      |      |      |     
Н – С – С – С – С – Н        С5Н12           2-метилбутан
        |      |      |      |    
       Н НСН Н    Н  
              |
             Н               
     
            Н
             |
       Н НСН Н       
        |      |      |           
Н – С – С – С – Н        С5Н12           2,2 –диметилпропан
        |      |      |          
       Н НСН Н      
              |
             Н               

Закрепление материала. Нам осталось проверить, что запомнилось на уроке. Итак, мы изучили пространственное строение предельных углеводородов, узнали, что такое гомологи, изомеры, научились их называть.
Проверим наши знания. (слайд №17,18)
Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры.
Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.

 
  1. СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3
 
  1.  СН3 – СН – СН2 – СН3
                  |
                СН3

                СН3
                 |
  1. СН3 – С – СН2 – СН3
                 |
                СН3

 
  1. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

     5.  СН3 – СН  –  СН – СН3
                  |         |
                СН3   СН3

6.             СН3
                 |
     СН3 – С – СН3
                 |
                СН3

Ответы: Гомологи 1 и 4, 3 и 6
               Изомеры 1,3 и 5; 2, 4 и 6 (слайд №19)

Домашнее задание:
с. 156 – 158, упр. 4 с. 160 (слайд №20)


Категория: Блоги | Добавил: sehnovo2008
Просмотров: 442 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог