Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок -конференция "Правописание приставок и суффиксов"

СКАЧАТЬ (45.5 Kb) 30.04.2023, 18:27
Цехмейстер Ирина Николаевна
учитель начальных класов, МБОУ "Гимназия №1"
Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.
создать условия для формирования ранее полу­ченных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:
- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;
- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;
-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,
любовь к природе
- здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Планируемые результаты:
Предметные: понимать, как правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.
Метапредметные:
- Регулятивные: определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  
- Познавательные: находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный)
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Ход урока.
1.Организационный момент.
В.Я.Брюсов писал:
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб…
-О ком или о чем говорил В.Я.Брюсов? (О родном языке)
Работа с текстом.
-Поднимите руки для кого язык— друг, враг, царь, раб? Почему?
-Для нас родной язык — русский язык. На уроках русского языка мы изучаем его законы, правила, учимся применять их на практике.
Формула грамотного человека: Я знаю + Я умею = Я грамотный человек.
Начинает работу научно-практическая конференция, на которой мы будем решать проблемы языка по теме «Части слова».

2.Минутка делового общения.
Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме «Части слова».
-Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?
Блиц интервью. Выборочно опрашиваю учащихся по теме.
-Какие части слова выполняют одинаковую функцию? (Приставка и суффикс)
-Какую?

3.Сообщение темы и целей урока.
Тема нашей конференции «Приставка и суффикс».
Проблема: Какие трудности могут возникнуть при изучении приставки и суффикса?
Повестка.
1.Правописание приставок и суффиксов.
2.Значение приставок и суффиксов.
3.Способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
(Дети сидят по группам.)
Каждая группа получает задание.
 1 -правописание приставок,
2-правописание суффиксов,
3-значение приставок и суффиксов,
4-образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

4.Правописание приставок.
-Сколько групп приставок мы изучили? Какие?
-Правила о правописании приставок. Алгоритм.
На доске запись: [Па]бежать, [а]смотреть, [на]грузить, [за]пить, [да]жить, [па]нести, [над]резать, [за]ливать.
Задание. 1).Заменить запись буквенной, доказать, используя алгоритм.
2).Самостоятельно выписать по два слова с приставкой с буквой «а», с буквой «о». Взаимопроверка.
Проблемная ситуация.
ЗАВУТ НАВИЧОК
Вывод. Необходимо определить в какой части слова находится безударная гласная, а затем применять правило.

5.Правописание суффиксов.
Учащиеся рассказывают правила о правописании суффиксов:
-ик-, -ек-,
-онок-, -ёнок-,
-ив-, -ев-,
-лив-, -чив-,
-ость-.
Задание. Детям выдаются длинные листы, проводится «голосование», т.е. учащиеся под диктовку записывают слова: ленивый
дубочек
волевой
храбрость
винтик
доверчивый
заботливый
звоночек
песик
глупость
Самопроверка. Учитель проговаривает суффиксы, дети проверяют и на месте ошибок прокалывают «дырки». У кого все верно, те сдают работу, у кого ошибки, те работают дома.
Вывод. Ошибки из-за незнания правил, неумения выделить суффикс.

6.Значение приставок и суффиксов.
Игра «Найди свое место». (Физминутка.) Играют дети 1, 2, 3 группы, 4-проверяет. У каждого ученика карточка, с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:
Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.
Детям нужно найти свой дом-плакат.
Проблемная ситуация. БАРАБАНЧИК ЛЁТЧИК (Одинаковые ли это суффиксы?)
-Кто не прав, образуя название человека по профессии, роду занятий?
Вывод. Суффиксы имеют разное значение, нужно быть внимательным при их употреблении.
Творческая работа. Групповая.
Задание. Подобрать приставки к словам.
-нести вред (нанести)
-нести сумку (донести)
-нести мусор (вынести)
-нести посуду (унести)
Вывод. Нужно быть внимательным, думать об употреблении приставок, чтобы значение было верным.

7.Словообразование.
Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов.
Экспозиция.
 город
телефон
дорога
береза
Задание. Образовать новые слова разными способами.
Проблемная ситуация. ЖУК — ЖУКОК ЛУГ — ЛУГОК
Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования.
 Словарная работа.

8.Подведение итогов конференции. Рефлексия.
-Мы выявили трудности, которые возникают при изучении приставок и суффиксов, рассмотрели эту тему с разных позиций.
-Кому интереснее было работать с правилами правописания, над образованием новых слов, уточнять значение слов?
-Кому захотелось дальше изучать эту трудную и в то же время интересную тему?
-Благодарю всех учеников за плодотворный серьезный труд.

Рефлексия.
Тестовая работа.
1.Приставка – часть слова, которая стоит:
а) перед корнем   в) после окончания
б) после корня       г) после суффикса
2.Не существует приставки:
а) с-    в) з-
б) в-    г) о-
3.Укажите случай раздельного написания.
а) (про)студа    в) (про)лог
б) (про)мах       г) (про)дрог
4.Укажите слово с приставкой с-.
а) (з, с)делка       в) (з, с)десь
б) (з, с)дравие     г) (з, с)дание
5.Суффикс служит для:
а) связи слов в предложении
б) изменения слов
в) образования новых слов
г) соединения корня и окончания
6.Укажите слово с суффиксом – ик.
а) ключ..к           в) замоч..к
б) кармаш..к     г) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка      в) липка
б) рыбка     г) стопка
(Коллективная проверка.)
 - Оцените свою работу на уроке.
 
Подведение итогов урока.
 - Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
 - Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
 - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?


Категория: Блоги | Добавил: mediy
Просмотров: 330 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог