Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.
создать условия для формирования ранее полученных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока:
- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;
- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;
-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,
любовь к природе
- здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Планируемые результаты:
Предметные: понимать, как правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.
Метапредметные:
- Регулятивные: определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- Познавательные: находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный)
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;
Ход урока.
1.Организационный момент.
В.Я.Брюсов писал:
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб…
-О ком или о чем говорил В.Я.Брюсов? (О родном языке)
Работа с текстом.
-Поднимите руки для кого язык— друг, враг, царь, раб? Почему?
-Для нас родной язык — русский язык. На уроках русского языка мы изучаем его законы, правила, учимся применять их на практике.
Формула грамотного человека: Я знаю + Я умею = Я грамотный человек.
Начинает работу научно-практическая конференция, на которой мы будем решать проблемы языка по теме «Части слова».
2.Минутка делового общения.
Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме «Части слова».
-Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?
Блиц интервью. Выборочно опрашиваю учащихся по теме.
-Какие части слова выполняют одинаковую функцию? (Приставка и суффикс)
-Какую?
3.Сообщение темы и целей урока.
Тема нашей конференции «Приставка и суффикс».
Проблема: Какие трудности могут возникнуть при изучении приставки и суффикса?
Повестка.
1.Правописание приставок и суффиксов.
2.Значение приставок и суффиксов.
3.Способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
(Дети сидят по группам.)
Каждая группа получает задание.
1 -правописание приставок,
2-правописание суффиксов,
3-значение приставок и суффиксов,
4-образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
4.Правописание приставок.
-Сколько групп приставок мы изучили? Какие?
-Правила о правописании приставок. Алгоритм.
На доске запись: [Па]бежать, [а]смотреть, [на]грузить, [за]пить, [да]жить, [па]нести, [над]резать, [за]ливать.
Задание. 1).Заменить запись буквенной, доказать, используя алгоритм.
2).Самостоятельно выписать по два слова с приставкой с буквой «а», с буквой «о». Взаимопроверка.
Проблемная ситуация.
ЗАВУТ НАВИЧОК
Вывод. Необходимо определить в какой части слова находится безударная гласная, а затем применять правило.
5.Правописание суффиксов.
Учащиеся рассказывают правила о правописании суффиксов:
-ик-, -ек-,
-онок-, -ёнок-,
-ив-, -ев-,
-лив-, -чив-,
-ость-.
Задание. Детям выдаются длинные листы, проводится «голосование», т.е. учащиеся под диктовку записывают слова: ленивый
дубочек
волевой
храбрость
винтик
доверчивый
заботливый
звоночек
песик
глупость
Самопроверка. Учитель проговаривает суффиксы, дети проверяют и на месте ошибок прокалывают «дырки». У кого все верно, те сдают работу, у кого ошибки, те работают дома.
Вывод. Ошибки из-за незнания правил, неумения выделить суффикс.
6.Значение приставок и суффиксов.
Игра «Найди свое место». (Физминутка.) Играют дети 1, 2, 3 группы, 4-проверяет. У каждого ученика карточка, с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:
Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.
Детям нужно найти свой дом-плакат.
Проблемная ситуация. БАРАБАНЧИК ЛЁТЧИК (Одинаковые ли это суффиксы?)
-Кто не прав, образуя название человека по профессии, роду занятий?
Вывод. Суффиксы имеют разное значение, нужно быть внимательным при их употреблении.
Творческая работа. Групповая.
Задание. Подобрать приставки к словам.
-нести вред (нанести)
-нести сумку (донести)
-нести мусор (вынести)
-нести посуду (унести)
Вывод. Нужно быть внимательным, думать об употреблении приставок, чтобы значение было верным.
7.Словообразование.
Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов.
Экспозиция.
город
телефон
дорога
береза
Задание. Образовать новые слова разными способами.
Проблемная ситуация. ЖУК — ЖУКОК ЛУГ — ЛУГОК
Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования.
Словарная работа.
8.Подведение итогов конференции. Рефлексия.
-Мы выявили трудности, которые возникают при изучении приставок и суффиксов, рассмотрели эту тему с разных позиций.
-Кому интереснее было работать с правилами правописания, над образованием новых слов, уточнять значение слов?
-Кому захотелось дальше изучать эту трудную и в то же время интересную тему?
-Благодарю всех учеников за плодотворный серьезный труд.
Рефлексия.
Тестовая работа.
1.Приставка – часть слова, которая стоит:
а) перед корнем в) после окончания
б) после корня г) после суффикса
2.Не существует приставки:
а) с- в) з-
б) в- г) о-
3.Укажите случай раздельного написания.
а) (про)студа в) (про)лог
б) (про)мах г) (про)дрог
4.Укажите слово с приставкой с-.
а) (з, с)делка в) (з, с)десь
б) (з, с)дравие г) (з, с)дание
5.Суффикс служит для:
а) связи слов в предложении
б) изменения слов
в) образования новых слов
г) соединения корня и окончания
6.Укажите слово с суффиксом – ик.
а) ключ..к в) замоч..к
б) кармаш..к г) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка в) липка
б) рыбка г) стопка
(Коллективная проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока.
- Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
- Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
|