Урок на тему "Кто такие добрые и злые люди"
(18.8 Kb)
| 27.03.2022, 13:43 |
Юматова Ирина Викторовна |
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ с. Тимофеевка |
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;
- формировать умения различать их;
- показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
- поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята , сегодня мы с вами поговорим о главных моральных понятиях. О каких понятиях идёт речь , вы узнаете прочитав пословицу. (Слайд 2. )
«Добро побеждает зло».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Добро всегда сильнее зла.
- Все мы должны делать как можно больше добра.
- Хороших поступков всегда больше чем плохих.
Сегодня весь урок мы будем говорить о добре и зле.
Добро и зло существовали на земле во все времена. Добро и зло – главные моральные понятия. Именно этими понятиями люди руководствуются, совершая поступки. А люди совершают как добрые поступки , так и злые.
- Так какова цель нашего урока? ( Понять кто такой добрый человек и кто такой злой человек. Как отличить добрые поступки от злых.)
- А как вы понимаете слова « добро» и «зло» ?
-Да! Многие из вас, верно понимают, что такое добро и зло. А более точно посмотрим в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова. (Работа со словарем. Учащиеся находят и читают вслух определения слов).
Актуализация знаний.
-Ребята, мы уже встречались на уроках с пословицей «Добро побеждает зло». Давайте вспомним на каких. ( Ответы детей: на уроках литературного чтения, когда говорили о народных сказках. Это особенности сказок). (Слайд 3)
- Давайте вспомним сказки, в которых добро побеждает зло. (Слайд 4)
Работа с притчей о императоре, который любил птиц.( Слайд 5)
- Послушайте притчу и подумайте , в чем смысл этой притчи? Каким вы увидели императора? А его поступок?
Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
- Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума - не лучше!
Дети отвечают на вопросы.
Физминутка. Динамическая пауза. ( Слайд 6)
Звучит песня кота Леопольда «Доброта».
- Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте , как тепло переходит от одной ладошки к другой. Поднимем ручки вверх и построим свою пирамиду Добра. Посмотрите, какая получилась у нас высокая пирамида. Впереди у нас много хороших дел, и наша пирамида Добра будет расти.
Проблемный вопрос. (Слайд 7)
- Легко ли быть добрым человеком? Что необходимо для этого? (Ответы детей)
- Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное и истинное. Что по вашему мнению относится к каждому типу добра? ( Полезное – посадил дерево, приятное – сделал подарок, истинное – помог в беде).
- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты. (Слайд 8)
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.
Давайте составим словесный портрет доброго человека. Каким вы его себе представляете? ( Слайд 9) ( Делает добрые дела, счастливый человек, помогает окружающими т. д. ). Много хороших качеств у доброго человека, можно перечислять их бесконечно.
- Какое слово противоположно по значению слову «добро»? ( Зло)
-Даже звучат эти слова совершенно по-разному: «добро» - мягко, ласково, «зло» - резко, угрожающе.
- Давайте составим словесный портрет злого человека. Каким вы его себе представляете? ( Слайд 10) ( Делает зло другим, издевается над животными и т.д.)
- Как вы думаете, что может помочь злому человеку стать добрым? ( Необходимо преодолеть себя…)
Рефлексия.
- У меня в руках «Сердечко». В нём стрелы от плохих поступков и слов. Вынимая их мы видим, что раны заживают , но остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми делами и словами. Давайте подарим добрые слова друг другу, чтобы ваша доброта навсегда поселилась в других сердцах. ( Звучит песня Барбарики « Доброта»).
Итог урока.
- Подведем итог урока составлением синквейна.
Первая строчка – существительное. ( Главная тема)
Вторая строчка – 2 прилагательных. ( Какой? …)
Третья строчка - 3 глагола. ( Что делает ? )
Четвертая строчка – фраза, предложение , пословица.
Пятая строчка – слово- резюме, личное отношение учащихся к теме.
Примерный ответ.
1. Человек.
2. Добрый, искренний.
3. Помогает, выручает, защищает.
4. « Жизнь дана на добрые дела».
5. Добро.
- Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)
|
Категория: Блоги | Добавил: Юматова
|
Просмотров: 386 | Загрузок: 30
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|