Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».
Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
- Орг. момент
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы в ответ улыбнулись мне и друг другу. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Скажите, когда человеку хочется улыбнуться?
Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас было хорошее настроение.
- Введение в тему.
а) Актуализация знаний.
- О каком писателе эти слова – вы поймете, послушав информацию о нем.
- Его книги уже более 200-сот лет читают люди во всем мире.
- Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. Открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
О каком писателе идет речь?
- Совершенно верно. С каким произведением этого автора вы познакомились на прошлом уроке?
- Какое было домашнее задание?
- Пересказ рассказа «Акула»
б) Переход к новому материалу.
Речевая разминка
Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит «Поскорей!»
Мышь пищит «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю – грозится ёж,-
Если снимок не пришлешь».
(выразительное чтение стихотворения, чтение по ролям)
- Какие животные есть в этом стихотворении?
- Как вы думаете, а чтобы сказала обезьяна?
Физминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали,
Вы резвиться не устали?
- Прочитайте тему урока. Какое произведение мы будем читать? Как вы думаете, о чем будет это произведение?
- Какая работа нам предстоит?
(будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать свое отношение к прочитанному.)
а) Знакомство с текстом.
а) первоначальное чтение учителем, читать до слов ( она подпрыгнула к 12-летнему мальчику) с.157
- как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?
(Кругосветное путешествие из жарких стран)
- Что о характере обезьяны мы уже говорили?
- Вам интересно, что было дальше?
(чтение рассказа до конца).
б) Работа по тексту
- Понравился ли вам рассказ?
- Почему мальчик залез на мачту корабля?
- Кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
- Как вели себя матросы в самом начале?
- Почему мальчик покраснел?
(он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись)
- Что изменилось, когда матросы поняли что проделки обезьяны и мальчика могут плохо закончиться?
- Как находчивость капитана спасла мальчика (зачитать отрывок).
- Почему капитан заплакал?
- В каком месте вы особенно переживали за мальчика?
- Какие черты характера присущи мальчику?
- Геройство
- Смелость
- Хвастовство
- Желание испытать себя
- Желание покрасоваться
- Сделать все по-своему
- Какой совет вы дали бы этому мальчику?
4. Рефлексия.
Подведение итогов.
- Похожи ли эти два рассказа «Акула» и «Прыжок»?
( похожи местом действия – корабль на воде, настроением, переживанием, в одном и другом отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты.)
- Чему учит этот рассказ вас?
- Закончите предложения
- Было интересно…
- Урок дал мне для жизни…
Итог урока.
Оценки. Домашнее задание – пересказать рассказ от имени мальчика.
|