Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок литературного чтения в 3 классе

СКАЧАТЬ (41.3 Kb) 13.04.2021, 09:34
Наумова Ольга Викторовна
учитель начальных классов, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат"
Название работы: «Разработка урока по литературному чтению»
Тема урока: Пословицы и поговорки русского народа.
В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Вид методической разработки: конспект урока по литературному чтению.
Возрастная категория (класс) обучающихся: учащиеся 3 класса.
Предметная область: литературное чтение.
Тип урока: изучение нового материала.

Цели:
а) образовательные:
- пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнять значения некоторых из них в словарях;
- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию в словарях, как печатных, так и на современных словарных сайтах в Интернете;
- познакомить учащихся 3 класса с творчеством В.И. Даля и «Толковым словарем живого великорусского языка»;
- организовать работу по поиску информации в словарях, определять значения слов, сравнивая и объясняя смысл каждого слова.

б) развивающие:
- создавать проблемные ситуации на уроке, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся;
- формировать читательскую компетентность, речевую культуру;
- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к литературному чтению, к информации, собранной в словарях;
- расширять кругозор обучающихся;

в) воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, чувство гордости за свой язык;
- воспитывать уважение к истории и творчеству своего народа.

Задачи:
а) предметные:
- Различать малые жанры устного народного творчества;
- находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
- -осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
- -находить самостоятельно книгу по заданным параметрам;
- стимулировать учащихся к самостоятельной работе со словарями с целью получения нового личностного опыта.

б) метапредметные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план действий совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

в) личностные:
- уважать и уметь выслушивать чужое мнение;
- развивать умения оценивать результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная
Планируемый результат:
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Формы работы: групповая работа, повторение учебного материала, умения работать с дополнительной литературой (словарями), фронтальный опрос.
Оборудование:
компьютер учителя, подключённый к Интернету, словари, карточки с заданиями, маршрутная карта урока, презентация;
Ожидаемый результат:
- изучение и закрепление основных понятий в теме «Пословицы и поговорки русского народа»;
- повышение интереса у учащихся к работе со словарями;
- оценивание процесса и результатов деятельности на уроке;
- расширение кругозора обучающихся, знакомство с творчеством писателя В.И. Даля.

Основная часть

Ход урока

Этап урока/ время Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
предметные УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.
(1 мин)
Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку и настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу.
Долгожданный дан звонок начинается урок.
Руки на месте?
Ноги на месте?
Локти у края? Спина прямая?
Я желаю всем удачи и успешности в придачу!
Ребята, вы объединились в группы. В каждой группе есть капитан и маршрутная карта урока.
На листочках для вас приготовлены задания. Выполнив задания верно, вы приклеиваете стикер зеленого цвета на маршрутную карту на маршрутную карту, выполнив с ошибкой- желтый стикер, выполнив неверно- красный. В конце урока мы проанализируем и оценим работу каждой группы.
Слайд №1. Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку.
Ответы детей Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.
(3 мин)
Цель: сформулировать самостоятельно тему и цели урока. У каждой группы конверт со словами. Вам необходимо из этих слов собрать свое предложение.
1 группа: дана, жизнь, добрые, на, дела.
2 группа: платье, а, смолоду, береги, честь, снову.
3 группа: щепки, лес, летят, рубят.
Как вы думаете, что вы составили?
Сформулируйте тему урока и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Слайд №2
Оцените работу своей группы. Высыпают содержимое конверта на парты и собирают предложение.
Затем зачитывают получившееся.
Учащиеся составляют предложения.
1 группа: Жизнь дана на добрые дела.
2 группа: Береги платье снову, а честь смолоду.
3 группа: Лес рубят-щепки летят.
Это пословицы и поговорки. Знать пословицы и поговорки русского народа.
Уметь формулировать тему урока.
Уметь ставить цель. Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать, строить монологические высказывания.

III. Актуализация знаний. (4 мин)
Цель: организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка. Объяснять смысл изречения.
Мудрость кого отражена в пословицах и поговорках?
К какому разделу литературного чтения относятся пословицы и поговорки?
Сможете вы объяснить, что такое пословица и что такое поговорка?
Как вы думаете, где можем найти ответ на данный вопрос?
В каком словаре будем искать ответ?
Слайд №3.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
- Давайте оформим наши знания в виде схемы:
Пословица
Краткость, меткость, мудрость
Поучительность,
содержит вывод
Ритм, рифма
Поговорка
Образное крылатое выражение
Отношение к чему-либо без вывода.
Оцените свою работу стикером соответствующего цвета. Отвечают на вопросы учителя.
Пытаются объяснить
В словаре Ожегова.
Предлагают варианты, находят ответы в словарях. Находить выход из проблемной ситуации.
Работа с дополнительной литературой Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Работа по теме урока (7 мин)
Цель: Познакомить обучающихся с творчеством писателя В.И.Даля. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович – русский писатель, собиратель фольклора, военный врач, родился в Луганской губернии 22 ноября 1801 года, сейчас это город Луганск. Отец Владимира Ивановича – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.
На составление «Толкового словаря живого великорусского словаря» ушло 53 года.
Слайд № 4
В день рождения В.И. Даля с 2010 года в России отмечается День Словаря.
Кто запомнил, когда родился писатель?

Как вы думаете, для чего нам нужны словари?
Найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля по одной пословице и поговорке в качестве примера слов.
Оцените работу групп. 1 группа оценивает работу второй, вторая - третьей, третья-первой. Слушают рассказ учителя, задают интересующие вопросы

Рассматривают и изучают словарь В.И. Даля, делятся мнениями.
Называют дату.

Высказывают свои мнения.
Выполняют задание, работают со словарем.

Оценивают работу своих товарищей. Получение новой информации.
Работают со словарем, дают оценку работы своих друзей.

Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

V. Физпауза (2 мин.)
Цель: Повышение работоспособности и сохранения здоровья детей
Организует проведение динамической паузы. Выполняют зарядку Уметь выполнять действия по инструкции.

VI. Работа по теме урока (10 мин)
Цель: распределять пословицы по темам. Объяснять и понимать смысл пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки возникли в древности, ученые затрудняются назвать то время, когда в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Пословицы являются украшением нашей речи, делают ее яркой, живой.
Многие пословицы и поговорки стали крылатыми выражениями.
Нам, порой, бывает трудно объяснить их смысл и происхождение. Каждой группе заранее было дано задание - рассказать о происхождении одной из поговорок или пословиц.
Что помогло вам справиться с заданием?
Слайд № 5,6,7
Оцените работу групп. Учащиеся рассказывают о происхождении пословиц и поговорок.
Словарь фразеологизмов.

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Развивать наблюдательность, уметь применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение. Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII. Работа в группах (7 мин)
Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.
Перед вами пословицы. Попробуем найти мудрость в пословицах, объяснить их смысл.
О чем могут быть пословицы и поговорки?
Следующее задание: 1 группе – найти и объяснить смысл пословиц о животных;
2 группе – о временах года;
3 группе – о дружбе.
1.Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. 2. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.3. Дружбу помни, а зло забывай. 4. Дружные сороки гуся съедают.5. Март с водой, апрель с травой. 6. Кошки грызутся — мышам раздолье.7. Лето — припасиха, а зима — подбериха.8. Январь — году начало, зиме середина.9. Лиса и во сне кур считает.10. Не мил и свет, когда друга нет. 11.Старый друг, лучше новых двух. 12. Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Оценивание работы. Работают в группах
Выполняют задания. Уметь работать в группах.
Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, прививать этические качества личности - доброту, скромность. Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

VIII. Итог урока. (3 мин)
Цель. Подвести итоги работы на уроке Делает итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок.
Перед вами незаконченные предложения:
Могу похвалить свою группу, за…..
Для меня было открытием….
Нам было трудно…..
Мы научились….

Отвечают на вопросы.
Продолжают предложения. Уметь рассуждать, высказывать свое мнение. Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи.

IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Цель: зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу.
А как вы оценили работу своей команды? ( Работа с маршрутными листами)
Если у вас больше зеленых стикеров, вы блестяще справились с работой.
Если больше желтых, возможно вы немного ошибались, при ответах на вопросы.
Если же больше красных стикеров, то вы немножечко не справились с заданиями, но не отчаивайтесь, вы ещё сможете проявить себя на других уроках.
- Я важно объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. Эмоциональная оценка урока. Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.

Х. Домашнее задание (1 мин)
Цель. Объяснение содержания и способов выполнения задания.
Найти и подобрать к русским народным пословицам и поговоркам, которые мы собрали в начале урока, аналогичные по смыслу пословицы и поговорки разных народов. Записывают задание в дневник. Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог.

Заключение – выводы
Проведение мероприятий в рамках празднования Дня Словаря является значимым событием в жизни не только русского народа, но и людей разных национальностей. Русский язык объединяет многонациональное население России. Русский язык – кладезь народной мудрости, накопленный за тысячелетия. Использование на уроках различных словарей, справочников и многого другого материала позволяет улучшить качество преподавания. В начальной школе закладывается фундамент образования. Каким будет этот фундамент, во многом зависит от деятельности педагога. Наша задача научить ребенка самостоятельно ориентироваться в многообразии источников. Главное, чтобы такая работа была систематической. Знания, полученные в ходе уроков, на которых используются информационные технологии, разнообразный дополнительный материал пригодятся в дальнейшей учебе в среднем и старшем звене.

Список использованной литературы
1. Литературное чтение 3 класс Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Перспектива М.: «Просвещение», 2011
Словари, с которыми работали дети:
1.«Словарь фразеологизмов» Д. Э. Розенталя, В. В. Краснянского – М.: «Просвещение», 2015.
2. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль – М.: «Дрофа», 2011.
3.«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова – М: «АЗЪ», 2001.
Электронные ресурсы:
1.«Справочно-информационный портал» – Грамота.ру.
Предлагаемые справочно-информационным порталом материалы содержат словари русского языка online: энциклопедические издания; орфографические, толковые, терминологические и другие словари.
2. интернет ресурсы:
5. День словаря Российской Федерации. 

Приложения
I. Презентация, сопровождающая процесс урока (в электронном виде)
II. Раздаточный материал для работы в группах
III. Сопроводительные маршрутные карты
Раздаточный материал.
1 задание: соберите пословицы и поговорки.
1 группа: дана, жизнь, добрые, на, дела.
2 группа: платье, а, смолоду, береги, честь, снову.
3 группа: щепки, лес, летят, рубят.
2 задание: 1 группе – найти и объяснить смысл пословиц о животных;
2 группе – о временах года;
3 группе – о дружбе.
1.Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. 2. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.3. Дружбу помни, а зло забывай. 4. Дружные сороки гуся съедают.5. Март с водой, апрель с травой. 6. Кошки грызутся — мышам раздолье.7. Лето — припасиха, а зима — подбериха.8. Январь — году начало, зиме середина.9. Лиса и во сне кур считает.10. Не мил и свет, когда друга нет. 11.Старый друг, лучше новых двух. 12. Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Маршрутный лист урока.
Группа № ________________
Тема урока:________________________________________________________________________

Формулирование темы и целей урока Актуализация знаний.
Работа со словарем Ожегова С.И. Работа со словарем В.И. Даля Происхождение пословиц и поговорок (групповой проект) Работа с пословицами. Работа в группе.
Итог урока

Могу похвалить свою группу, за…..
Для меня было открытием….
Нам было трудно…..
Мы научились….


Категория: Блоги | Добавил: NaumovaOV
Просмотров: 831 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог