Сегодня: 17.10.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок литературы на тему: "В чем смысл жизни? Размышление над "Песней о Соколе" М. Горького"

СКАЧАТЬ (22.1 Kb) 28.08.2021, 11:52
Пыренкина Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №90" р.п. Чунский
Тема: «В чём смысл жизни? Размышление над «Песней о Соколе» М. Горького»

Цели:
1. Формировать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения.
2. Формировать умение оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.
3.Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:
1. Портрет М. Горького.
2. Иллюстрации к «Песне о Соколе».
3. Музыка Баха «Аппоассионата».

Эпиграфы:
1. Жить для себя – тлеть, жить тдля семьи – гореть, жить для людей – светить. (Народная мудрость)
2. Есть только две формы жизни – гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужесчтвенные и щедрые – вторую (М. Горький).
3. Не жалей себя – это самая гордая, самая красивая мудрость на земле (М. Горький).

Ход урока
I. Организационный этап
II. Вступительное слово
(обращение к портрету)
«Жизнь М. Горького можно назвать шествием к звездам – этими словами в старые времена обозначался большой человеческий подвиг» - так о писателе сказал Леонид Леонов.
- В чем же смысл его жизни?
«Всё в человеке, всё для человека», - эти слова стали девизом жизни М. Горького. Всю свою жизнь он с упорством и достоинством отвоевывал человека у страрого мира и носил в своем сердце всю красоту и боль родной земли.
- Приведите примеры, подтверждающие, что Горький жил для людей, а значит дарил людям свет (Обращение ко 2-ому эпиграфу, зачитать).

Сообщение учащегося 1:
Необычной была жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Безотцовское детство в мещанской семье деда Каширина, о котором с такой силой рассказал Горький впоследствии в повести «Детство».
Жизнь в людях, полная тяжелых испытаний; жадная тяга к книге; хождение по Руси, давшее ему такое знание жизни «низов», которым не обладал в то время ни один писатель, и, наконец, первый рассказ «Макар Чудра», открывший читателям России Горького-писателя.
Двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес Максиму Горькому широчайшую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель в темной косоворотке, подпоясанной тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов дышала призывом к борьбе против «свинцовых мерзостей жизни».

Сообщение учащегося 2:
Горький никогда не расставался с книгой. Первый известный его портрет: Горький над книгой.
Для творчества раннего Горького характерны напряженные поиски героического в жизни. Его идеал — герой, способный на высшее самопожертвование ради других: Данко («Старуха Изергиль»), Сокол («Песня о Соколе»), Буревестник («Песня о Буревестнике»), Человек (поэма «Человек»). Беспредельная и гордая вера в человека, в его способность наилучшим образом устроить жизнь составляет одно из важнейших свойств гуманизма Горького. «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и найдет, где это можно.

В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…» («Старуха Изергиль»). Восторженно повторяла революционная молодежь России эти гордые горьковские слова.

Слово учителя:
Творчество М. Горького было подвигом. После успеха первого рассказа его ждало разочарование, желание вообще никогда не писать и потом заслуженная литературная слава. Пожалуй, мы можем согласиться с Л. Леоновым, что жизнь этого писателя – шествие к звездам.

Постановка проблемы:
Прав ли М. Горький, утверждая, что смысл жизни в служении людям, а не только в себе?

Разработка проблемы:
1. Работа над содержанием:
- Почему песня открывается и завершается пейзажем, как будто не имеющим отношения к ее основному содержанию?
Природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. А люди – рассказчик и Рагим – готовы умом и сердцем проникнуть вневеденье. Душа человека рвется познать неразгаданное.
- Найдите пейзажи:
• Картины сырого ущелья.
• Панорама вольного моря. Какое это море? (Не спокойное, сначала бурное, а затем, после гибели Сокола, грозно-рвущее, сотрясающее своими ударами скалы).
- Можно ли считать 2 пейзажа антитезой? (Да, пейзаж еще более подчеркивает противопосчтавленность героев – Ужа и Сокола. Две среды, два пейзажа – своеобразная поэтическая характеристика героев).
- В песне много афоризмов. Давайте попробуем охарактеризовывать с помощью их смысл жизни и счастья Ужа и Сокола (это будет проверкой ДЗ).
- Что можно сказать об особенносмти речи Ужа и Сокола?
(РЕЧЬ УЖА самодовольно-рассудительная, протанная мещанской заботой о собственном благополучии.
РЕЧЬ СОКОЛА насыщена глубоким чувством. Она вся состоит из коротких восклицательных предложений, веражающих стремление к свободе, к свету, ненависть к врагу и счастье бытвы).
- Подберите пословицы характеризующие образ Ужа (Лишь бы шито крыто было. Моя хата с краю, ничего не знаю).

Слово учителя:
«Песня о Соколе» - это аллегорическое произведение и расскрытие этой аллегории, как раз гимн храбрости.
Чтение гимна на фоне музыки.

Заметьте, что в этой части гимна повторяется слово «безумство». «Безумству храбрых поем мы песнею».
- Почему в «Песне» прославлается безумство. Как вы это понимаете?
Себялюбивым обывателям и трусам – ужам подвиг Сокола представлляется безумством. Или отвечает «Песня» словами: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером».
- Припомним слова Горького (обращение к эпиграфу 3).
В середине 90-х годов, когда был написан первый вариант «Песни» о людях, подобных Соколу, можно только мечтать. Но они уже появились в жизни и с каждом поворотом истории их становилось больше.
- Каков смысл жизни нашего современника (выберите себе формулировку жизни из 1 эпиграфа-пословицы).

ВЫВОД:
В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Всё-таки смысл жизни - жить не только для себя и для своих близких, но и для людей. Поскольку у нас всех разные точки зрения дома вы напишите сочинение: «В чем смысл моей жизни?».

И закончить наш урок я хотела бы стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы нужно много работать над собой, над своей душой.
(Чтение стихотворения учителя под музыку).


Категория: Блоги | Добавил: ludmilapyrenkina
Просмотров: 65 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
XI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
V Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
V Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
II Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Шедевры из бумаги"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.10.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог