Предмет: обществознание.
Класс: 9
Тема: «Семейные правоотношения».
Тип: урок изучения нового материала.
Форма урока: лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической работой учащихся.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, работа с текстами, письменно-графический (составление схем).
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, Семейный кодекс РФ, компьютер, брачный договор, задачи по теме «Семейное право», вальс Мендельсона, презентация по теме: «Семейное право», iPad, репродукция «Неравный брак», видеоролик из фильма «Кавказская пленница», раздаточный материал с заданиями на закрепление.
Оформление кабинета: на доске тема урока, план урока, мысли о семье:
- «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». (Конфуций)
- Родительский дом – начало начал.
- «Жить в семье – значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга» (Б. Зигель).
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока:
- Обучающие: познакомить учащихся с основами семейного права, сформировать представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, конкретизировать имеющиеся представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового понимания семьи, и значимость правового регулирования семейных отношений.
- Развивающие: продолжить формирование умений учащихся при работе с источниками, формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, коммуникативные навыки общения при работе в группе, умение анализировать, делать выводы, работать со схемами.
- Воспитательные: воспитывать определенную позицию по отношению к семейной жизни, семейным отношениям, нравственное воспитание, уважительное отношение к нормам семейного права, формирование ответственного отношения к ценностям семьи, к роли и значению семьи в современном обществе.
Учащиеся должны знать:
- Основные аспекты семейной жизни с точки зрения права, ее регулирование Семейным кодексом РФ,
- Разбираться в основах правового регулирования семейных отношений,
- Понимать что такое семья, брак, брачный договор, условия вступления в брак, права и обязанности супругов, договорной режим имущества супругов.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять назначение семьи,
- Аргументировать свои ответы,
- Разрешать ситуации в семейных отношениях,
- Работать с источниками, схемами,
- Раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала по плану:
- Понятие семьи, правовая связь членов семьи,
- Условия вступления в брак, процедура регистрации брака,
- Права и обязанности супругов, брачный договор,
- Права и обязанности родителей и детей.
III. Итоги урока.
IV. Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. (1-2 минуты). Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку: наличие принадлежностей, организация внимания и внутренней готовности.
- Изучение нового материала в соответствии с планом.
Учитель: Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она важна и актуальна, никогда не устареет и не потеряет своего значения.
Записывают тему урока в тетради.
Учитель: ребята, давайте вместе сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Чем мы будем заниматься? Какие рассматривать вопросы? (Ответы и предположения детей).
Учитель подводит итог: мы познакомимся с Семейным кодексом РФ, который регулирует вопросы семьи и брака, вы действительно узнаете о порядке и условиях вступления в брак, изучите личные и имущественные права и обязанности супругов, родителей и детей. (2 минуты)
Учитель: итак, цели определены, они вам понятны? (ответ детей) Тогда начинаем.
Учитель: давайте произнесем вслух слово «СЕМЬЯ». Какие ассоциации оно у вас вызывает? (ответы детей, беседа). На чем основана семья? Для чего она человеку необходима? (2 минуты)
Учитель: человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни хорошая работа, ни друзья не смогут дать того, что дает семья. Где, как не в семье получает человек ощущение нужности близким, веру в то, что семья – это место, где тебя ждут и любят. Работа с мыслями мудрых, написанными на доске. (2 минуты).
Учитель: итак, что же такое семья с юридической точки зрения? Давайте поработаем в группах. 1-й ряд формулирует определение на основе проведенной только что беседы, 2-й ряд ищет определение в интернете с помощью iPad, 3-й ряд находит определение в тексте учебника. (1 минута). Затем идет выслушивание представителя каждого ряда. Учитель и дети формулируют одно более доступное определение. (2 минуты)
Идет работа с термином - дети проговаривают про себя определение, рассказывают соседу по парте, озвучивают в классе (2-3человека) (1 минута). Слайд из презентации в помощь учащимся.
Учитель: если существует семья и семейные отношения, значит, они должны регулироваться государством. Этим занимается такая отрасль права, как семейное право. Мы с вами учились давать определение разным отраслям. Сформулируйте его самостоятельно. (Ответы детей). (1 минута).
Учитель: что будет являться источником семейного права?
Ответ детей: Семейный кодекс РФ.
Учитель: Одним из главных понятий семейного права, является понятие «брак». Найдите используя iPad, что такое брак, что означает это слово. (1 минута) (Находят, брак, от слова «братичи» - выбирать лучшее).
Учитель: в соответствии с Семейным кодексом РФ существует определенный порядок и условия заключения брака. Давайте их разберем. Идет работа над составлением схемы: учитель у доски, дети в тетрадях. (5 минут)
Учитель: чтобы определить первое условие, давайте посмотрим ролик из фильма «Кавказская пленница» - похищение невесты. В чем суть ролика? Ответ – нарушена добровольность.
Учитель: Первое условие – добровольность. Далее идет демонстрация репродукции «Неравный брак».
Учитель: почему картина имеет такое название? Ответ – разница в возрасте.
Учитель: второе условие достижение определенного возраста. А три других условия вы определите самостоятельно, работая со статьями Семейного кодекса РФ 3 12, 13, 14. (Приложение 1)
Учитель: давайте обсудим как же происходит процедура регистрации брака. По ходу беседы дети заканчивают схему.
Полная информация во вложении.
|