Урок окружающего мира
(23.6 Kb)
| 08.12.2022, 09:26 |
Ортоюкова Лира Мироновна |
учитель начальных классов, МОБУ СОШ №12 |
Тема |
«Вода – залог жизни» |
Класс |
2 |
Цель: |
подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности |
Задачи |
- расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека;
- формировать ценностное отношение к воде;
- развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. |
Предметные результаты |
- понимать значение воды в жизни растений, животных, человека;
- называть источники загрязнения воды;
- иметь представление о мерах по охране воды |
Метапредметные результаты |
Регулятивные:
1.Планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
2.Принимать и сохранять учебную задачу;
3.Контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные:
1.Находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
2.Строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные:
1.Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
2.Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль. |
Личностные результаты |
1.Создание условий к мотивации обучения;
2.Повышение познавательных интересов посредством опыта с водой. |
Приемы |
Использование ИКТ, дидактического материала в виде карточек, сотрудничество. |
Методы обучения: |
частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный |
Оборудование |
Мультимедийное оборудование, рабочие листы для учащихся, памятки по охране воды, рисунки, карточки, глобус, стакан, тарелка, вода |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Функции и виды деятельности учащихся |
1 Преамбула. Организационный момент
|
Здравствуйте ребята!.
В перемену отдохнули,
Прозвенел опять урок.
Все готовы? Всё в порядке?
Начинаем наш урок с хорошего настроения!
Я желаю вам на этом уроке многому научиться. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
( нужно учить новое, не забывая старого)
|
Учащиеся настраиваются на работу.
|
2.Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи: |
- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.
Запись на доске: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.
Запись на доске: «Вода – залог жизни»
- Тема сегодняшнего урока «Вода – залог жизни». Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По-видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде. Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.
Плакат: «Вода!
Ты просто необходима для жизни,
ты и есть сама жизнь!»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
- 22 марта объявлен Международным днем воды. Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются достучаться до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает о нас, пока не получается.
- Что бы вы хотели узнать о воде? |
Определяют тему урока.
|
|
- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
- Нашу планету называют голубой. Почему?
Региональный компонент.
- Какие водоемы есть в нашем крае?
- Название знаете?
- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)
- Не слишком ли много на свете воды? |
Предположения учащихся.
озеро, река.
Лена, Алдан, Вилюй, Яна и другие.
Ответы, предположения детей. |
Работа над темой |
1. Постановка проблемной ситуации:
- Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
2. Прочитайте текст. Подчеркните карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.
Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают влагу из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – это их водопои. Каждый день вы тоже потребляете воду: едите суп, пьёте компот, чай.
Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, других продуктов питания. Без воды погибнут животные. |
Предположения детей, работа в парах. |
Физминутка |
«Вода – не вода».
Игра требует внимания. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, вы должны встать, поднять руки вверх. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде – руки в стороны, присели. Если предмет или явление не имеют никакого отношения к воде – хлопаете в ладоши.(Озеро, рыбка, река, облако, корабль, поезд, пустыня, ливень, стекло, айсберг, океан, гора, льдинка, лодка, сок, пар, песок. стол). |
|
Практическая работа №1 (проведение опыта) |
1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
Что можно сказать о цвете воды?
Какой вывод можно сделать? Напишите в тетрадях.
Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось?
Растворилась ли краска?
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана опустим ложку. В каком стакане мы видим
ложку?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
2). А какой у воды запах? Давайте узнаем. Надо провести опыт.
Наливаем воду в стакан и понюхаем: сначала вы, потом я.
Вы почувствовали?
- И я тоже не почувствовала никакого запаха.
- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?
Добавьте дольку лимона, изменился ли запах?
Вывод: Вы запаха у воды не почувствовали. Значит вода не имеет запаха.
3). А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?
Мы потребляем воду из пищи.
- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус. Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
4). Вода – растворитель.
Насыпьте в один стакан с водой сахара, в другой – насыпь соль. Попробуй воду.
Что можно заметить?
Насыпьте песок. Что можно заметить?
О чем говорит этот опыт?
Вывод: вода – растворяет не все вещества.
|
Ответы детей.
Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
вода изменила цвет
краска растворилась и изменила цвет воды.
Ответы детей.
«Вода без цвета прозрачная».
Ответы детей.
Ответы детей.
Вода стала сладкая.
Вода стала соленой и сладкой. Она растворила сахар и соль.
Вода не растворила песок. |
Практическая работа №2 (аквариум, рыбки) |
Сейчас закрепим наш урок.
В воде живут?
Молодцы! Сегодня будем делать из пластилина разные рыбки. И поместим их в наш красивый аквариум.
Задание 1: Возьмите пластилин.
Задание 2: В аквариуме рыбы прячутся в морских водорослях.
Какое другое название есть у морской водоросли «ламинария»? Можете воспользоваться подсказкой. (Работа с консультантами в сети Интернет)
Подсказка: салат из этой водоросли полезен и для взрослых, и для детей.
Задание 3: Для заселения рыб необходимо посадить водоросли. Вы их уже слепили. Расположите их равномерно по всей стене (банки) аквариума.
Дно аквариума выложено камнями. Выбери пластилиновые фигуры, подходящие для камней. Камней должно быть больше 5, но меньше 9.
Задание 4: Вам надо заселить аквариум рыбками. Эти рыбки будут только в вашем аквариуме. Вы будете фантазировать, моделировать, конструировать рыбок. Также можете оформить свой аквариум улитками, их можно прилепить к камушкам.
Вы хорошо поработали. Полюбуйтесь своей работой. |
Рыбки, акулы, осьминог и.т.д (предположения детей).
Самостоятельная работа детей. |
Рефлексия. Итог урока. |
Составление синквейна:
- Используя свои знания, давайте скажем о ней:
какая вода?(два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.
Вода
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Жизнь |
Составление синквейна.
|
|
Категория: Блоги | Добавил: Lirenok
|
Просмотров: 246 | Загрузок: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|