Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок окружающего мира 2 класс (программа Л.В. Занкова) "Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии"

СКАЧАТЬ (37.2 Kb) 28.03.2022, 21:14
Куликова Оксана Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №8" г.Сафоново, Смоленской области
Тип урока: урок усвоения новых знаний по теме:
«Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии»

Цели урока: расширять представление об окружающем мире.
- познакомить с профессией эколог,
- расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека;
- формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
- формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
- формировать творческую активность, дисциплину, внимание.
- продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
- продолжить обучение работе в сотрудничестве, развивать коммуникативные навыки через работу в группах,
- развивать логическое мышление, память, воображение,
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность.

Планируемые образовательные результаты
На предметном уровне
Сформулировать определение понятий: экология, экологические проблемы. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения. Оценивать свое поведение в природе, правильно вести себя в природном окружении.

На метапредметном уровне
Принимать и сохранять целевые установки урока (Р); выделять известные и неизвестные знания и умения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р). Понимать и толковать знаково-символические средства для решения учебных задач (П), овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям; строить рассуждения, моделировать объекты (П).
Взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий (К); формулировать ответы, выводы из изученного материала (К); признавать свои ошибки, поддерживать доброжелательное отношение друг к другу; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке (К).

На личностном уровне
Ценить разнообразие и красоту природы на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения эколога; способность к сотрудничеству со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Мотивация к творческому труду, бережное отношение к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Экология, экологические проблемы, эколог.
Межпредметные связи Экология, география, обществознание, русский язык, технология.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация в программе Power Point, учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. «Окружающий мир» для 2 кл., рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Технология построения урока Системно-деятельностный подход.
Формы организации учебной деятельности - фронтальная, в группах,индивидуальная.

Технологическая карта урока.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать и экспериментировать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать наша любознательность.
Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?

II Актуализация знаний
Демонстрационный материал
Презентация
Красота природы
Григ Э. «Утро»
Карточки с окружностью, фломастеры

- Мы с вами в течение всей четверти изучали гидросферу и атмосферу. Что означают эти термины? Изучали свойства воды и воздуха. Какие свойства можете назвать?А зачем нам нужно знать об атмосфере и о гидросфере?
Посмотрите на фотографии природы нашей планеты.
Какую вы природу сейчас увидели? Назовите объекты живой и неживой природы.
Какие эмоции у вас возникли, когда вы смотрели на картины природы? Изобразите свое настроение, эмоцию, которую у вас вызвали эти фотографии окружающей нас природы.
Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь. Без атмосферы и гидросферы не было бы жизни на Земле
Деятельность учащихся
Читает заранее подготовленный ребенок:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года,
Это всё вокруг природа.

Рисуют «смайлик», выражающий эмоцию

- Я наблюдал красивую, чистую природу. Живая и неживая природа
- А я хочу сказать, что она прекрасная.

III. Мотивация, создание проблемной ситуации Целеполагание
Демонстрационный материал
Слайды презентации, сигнал «SОS», глобус
-Какие эмоции вы испытали, наблюдая эти картины природы?
Что за сигнал звучал?
Земля как будто кричит нам: «Помогите! Спасите меня пока не поздно! Вы уничтожаете все мои богатства, загрязняете воздух и воду, сжигаете леса и луга, истребляете животных. Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!»
- Что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?
Деятельность учащихся
Наверняка, вы уже догадались, какая сегодня тема урока, о чём будем говорить? Рисуют «смайлик», выражающий эмоцию
-Тема сегодняшнего урока «Что такое экология»
-Будем обсуждать проблемы экологии

IV. Этап построение проекта. Первичное закрепление полученных знаний.
Демонстрационный материал
Карточки для магнитной доски (экология, эко, логос, дом, наука, οἶκος, λόγος), эколог)
Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Наши предки преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от нее. Но многое изменилось с тех пор. Вооруженный техникой, человек решил, что ему все на планете подвластно. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы – изменения в окружающей среде под влиянием человека.
Ребята, знаете ли вы, что такое экология?
- Слово "экология" происходит от греческих слов "эко" и "логос", которые в переводе означают "дом" и "наука".
Экология - наука о доме, о взаимоотношениях живого вещества с окружающей его средой. А люди, которые занимаются проблемами экологии, называются экологи.
Предлагаю сегодня вам познакомиться с нелегкой и очень важной профессию эколога, и самим попробовать предложить решение некоторых экологических проблем

Деятельность учащихся
Рассказывают заранее подготовленные учащиеся
Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они также изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.
Экологи исследуют влияние деятельности людей на природу, разрабатывают принципы её охраны, заносят сведения о редких и исчезающих видах растений и животных в Красные книги.
Неразрывно связаны понятия «экология» и «здоровье». Ведь загрязнённые выбросами атмосферный воздух или грунтовая вода часто становятся причиной различных заболеваний.
.: Работа эколога – не из лёгких, ведь не все граждане понимают, что будущее нашей планеты зависит от каждого жителя. Сегодня такой специалист, как эколог, необходим на каждом предприятии и в большинстве организаций. И обязательно есть эколог на нашем заводе пластмасс «Авангард».

V Этап самостоятельной работы в группах, с проверкой
Демонстрационный материал
Необходимый для работы по группам раздаточный дидактический материал,
канцелярские принадлежности

Одному человеку трудно решить экологические проблемы. Справиться можно только вместе. Поэтому и предлагаю вам работать сегодня в группах.
Вспомните правила работы в группе.

Работа в группах
1.Работать должны все вместе.
2.Один говорит, другие слушают.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4.Если не понял, переспроси, попроси помощи.

1. группа:
На карточках закрасить сигналы: зеленым, если предложенные мероприятия являются правильными с точки зрения эколога, красным, если они опасные для окружающей природы.
Не нужно сажать растения, делать лесопосадки.
Сбрасывать канализационные стоки в реку
Не делать заповедные зоны.
Вырубать леса для строительства новых городов
Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом, пылью, газом.
Вести борьбу с браконьерами
Заниматься очисткой водоемов
Сортировать и перерабатывать мусор
Совместная работа по охране природы с другими странами

2. группа:
Выбрать, что из деятельности человека приводит к загрязнению воды, а что к загрязнению воздуха.
Вырубка деревьев
Выхлопы машин.
Выбросы с промышленных предприятий
Аэрозоли
Пожары
Неэкономичное расходование
Мусор
Мытье машин
Сбросы с промышленных предприятий
Загрязнение нефтью

3 группа:
Составить из строчек полное стихотворение.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!

4 группа:
Из деталей создать аппликацию, изображающую красивую природу.

Деятельность учащихся
Работают в группах, представляют свои работы. Оценивают работу.

VI. Этап включения в систему знаний и повторения
Демонстрационный материал
Учебник, рабочая тетрадь
Изображения ящиков для сортировки мусора, предметы, являющиеся мусором.

1. Работа по учебнику стр. 38-39
Работа в Рабочей тетради №76

2. Сортировка мусора
В природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы.
Что же все-таки делать с мусором?
Давайте очистим нашу планету от мусора - рассортируем мусор и подумаем, что с ним можно сделать:
- пищевые отходы
- битое стекло
- металлолом
- полиэтилен и пластик,
- бумага,
- батарейки.
Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны. Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.

На ваш взгляд, профессия эколога важная для современного мира?
Сложная ли это профессия?
Нужно ли иметь хорошее образование, чтобы работать экологом?

Поднимите руки, кто согласен с такими утверждениями:
Я на уроке - работал с интересом.
Я узнал новые факты.
Я скучал и отвлекался.
Я радовался новым знаниям, удивлялся.
Я огорчился, узнав о проблемах экологии.
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы
Анализируют свою работу на уроке.

Читает заранее подготовленный ребенок:

Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек!
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставишь?
И чем себя ты здесь прославишь?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.

VII Этап. Домашнее задание
Учебник Стр. 38-39
Желающие могут выполнить поделки из пластиковой бутылки, коробки и т. п., дав им вторую жизнь.

Карточка с текстом, в котором нужно найти и подчеркнуть ошибки.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали - сам потухнет.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день!

Список использованных источников:
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 2 класс. – 2-е изд. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2016.- 208 с.
2. Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» 1-2 класс. – 3-е изд. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.- 48 с.
3. Материалы сайтов:

 


Категория: Блоги | Добавил: KulikovaOksana
Просмотров: 321 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог