Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по экономике в 11 классе на тему: "Потребитель в экономике"

СКАЧАТЬ (105.0 Kb) 06.01.2022, 08:31
Томаева Ирина Таймуразовна
учитель экономики, МБОУ "СОШ № 2 с.Чермен"
Цель урока:
Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.
Обеспечить усвоение учащимися  прав потребителя.
Научить  защищать права и интересы потребителя законным образом.

Образовательные задачи урока: узнать, кто такой потребитель, познакомиться с правами потребителя
Развивающие задачи урока:

развитие активной творческой деятельности, расширение кругозора по теме «Потребитель в экономике».
развивать знания, которые расширяют кругозор учащихся;
развивать интерес к предмету.
разобрать пирамиду человеческих потребностей по  А.Маслоу;
ответить на вопрос, кто же такие потребители;
познакомиться с правами потребителя
помочь учащимся разобраться, что такое потребность
 
Воспитательные задачи урока:
формировать и развивать нравственные, трудовые качества личности; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе;
формировать потребительскую грамотность.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.
Формы работы учащихся: индивидуальная,  групповая  фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.
Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель в экономике» плакат «Пирамида человеческих потребностей по  А.Маслоу;
                                             
ХОД УРОКА.
I. 
Организационный момент
II
. Актуализация знаний
            Б) Экономическая разминка
1. владелец акции(акционер)
2. временное владение  и пользование помещением(аренда)
3. Вещи, которые обладают ценностью, которые можно увидеть и потрогать (товары)
4.Цена, измеряемая через другую вещь(альт. ст-ть)
5. Право владеть и распоряжаться (частная собственность)
6. Выраженная в деньгах стоимость товара или услуги(цена)
7. Соперничество между продавцами или между покупателями(конкур)
8. Место, где встречаются продавцы и покупатели(рынок)
9.Нечто нематериальное, но обладающее ценностью(услуги)
10. Наука, изучающая выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей  человека(экономика)

III.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 
  • -Как вы думаете, для чего мы изучаем экономику
  • Правильно, в первую очередь, чтобы удовлетворить свои потребности
Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?
- О чем мы с вами будем сегодня говорить?
- О потребностях, потребителях, сформулируем тему нашего урока
-Тема нашего сегодняшнего урока : «Потребитель в экономике»
 
Целеполагание.  Определим цели нашего урока,
нашей деятельности на уроке
Мы должны ответить на вопрос, что такое потребность, кто же такие потребители; познакомиться с правами потребителя
Существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.
Что же такое потребности?
Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.
На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его

 

Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в два  этапа.
1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.
2 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.
2 слайд

 

Итак:
Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.(3 слайд)
Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем.
И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

И у продавца, и у потребителя есть свои экономические интересы, которые отличаются друг от друга. Какие же интересы у потребителя при приобретении товаров и услуг? (ответы детей).
Грамотность потребителя  - тема очень серьезного разговора. Для начала познакомимся  с визитной карточкой товара. Визитной карточкой товара является его штриховой код. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, такой код должны иметь обязательно. За пренебрежение этим правилом нарушитель платит штраф – до 15% стоимости всей партии.  Штрих-код несет в себе очень много информации. (слайд 4)

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18
2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+2+0+4+0+0=10
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64
5. Отбросить десятки: получим 4
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде,  это значит, что товар произведен незаконно.
Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия - четыре или пять. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств. 


Потренируемся в определении подлинности товара.
Далее о суверенитете потребителя.(слайд 5) Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем. (6 слайд)
В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

 
  1. Монополизм производителя
  2. Непрофессионализм потребителя
  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)
  4. Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.
Как потребителю обеспечить свой суверенитет? (7 слайд)

Главное он должен знать свои права.
Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

 
  •   «Права потребителя» (слайд 8)
  • - на информацию
  • - на выбор
  • - на консультацию
  • - на добросовестное, качественное обслуживание
  • - на качество товара
  • - на возврат товара
  • - на замену товара
  • - на возмещение убытков
  • - на апробацию
  • - на здоровье
  • - на защиту от агрессии
  • - на возмещение морального ущерба.
  • - на безопасность
Во всех цивилизованных странах существует закон, в котором прописаны права потребителя. Как в России называется этот документ? Как вы думаете, этот документ предназначен только для потребителей? (ответы детей)

Закон «О защите прав потребителей»(слайд 9) - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года  (слайд 10)   и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей.

Я приготовила для вас фрагмент известного мультфильма «Как старик корову продавал». Сейчас мы его внимательно посмотрим, а затем вы должны будете ответить на вопрос: если бы богач все-таки купил корову, какие права потребителя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».
Разобрать ситуации(12, 13 слайд)

Итог: Давайте подведем итог и вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.
- Кто такой потребитель?
-Какие он имеет права?
- Как называется закон, в тором указаны все эти права?

IV
. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учащимся предлагаются следующая задача:
У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  55  и 45 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у  обоих?

Ребята высказываются.
Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле колеблется от 10 до
500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 45 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  Требуются ли комментарии?

V. Рефлексия

 
  • на этом уроке мы освоили ...
  • сегодня мы научились ...
  • мне было сложно ...
  • я понял, что ...
  • я планирую     
             
VI.
 Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Я потребитель»                      


Категория: Блоги | Добавил: ИринаТТ
Просмотров: 529 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог