Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по экономике в 11 классе на тему: "Потребитель в экономике"

СКАЧАТЬ (105.0 Kb) 06.01.2022, 08:31
Томаева Ирина Таймуразовна
учитель экономики, МБОУ "СОШ № 2 с.Чермен"
Цель урока:
Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.
Обеспечить усвоение учащимися  прав потребителя.
Научить  защищать права и интересы потребителя законным образом.

Образовательные задачи урока: узнать, кто такой потребитель, познакомиться с правами потребителя
Развивающие задачи урока:

развитие активной творческой деятельности, расширение кругозора по теме «Потребитель в экономике».
развивать знания, которые расширяют кругозор учащихся;
развивать интерес к предмету.
разобрать пирамиду человеческих потребностей по  А.Маслоу;
ответить на вопрос, кто же такие потребители;
познакомиться с правами потребителя
помочь учащимся разобраться, что такое потребность
 
Воспитательные задачи урока:
формировать и развивать нравственные, трудовые качества личности; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе;
формировать потребительскую грамотность.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.
Формы работы учащихся: индивидуальная,  групповая  фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.
Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель в экономике» плакат «Пирамида человеческих потребностей по  А.Маслоу;
                                             
ХОД УРОКА.
I. 
Организационный момент
II
. Актуализация знаний
            Б) Экономическая разминка
1. владелец акции(акционер)
2. временное владение  и пользование помещением(аренда)
3. Вещи, которые обладают ценностью, которые можно увидеть и потрогать (товары)
4.Цена, измеряемая через другую вещь(альт. ст-ть)
5. Право владеть и распоряжаться (частная собственность)
6. Выраженная в деньгах стоимость товара или услуги(цена)
7. Соперничество между продавцами или между покупателями(конкур)
8. Место, где встречаются продавцы и покупатели(рынок)
9.Нечто нематериальное, но обладающее ценностью(услуги)
10. Наука, изучающая выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей  человека(экономика)

III.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 
  • -Как вы думаете, для чего мы изучаем экономику
  • Правильно, в первую очередь, чтобы удовлетворить свои потребности
Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?
- О чем мы с вами будем сегодня говорить?
- О потребностях, потребителях, сформулируем тему нашего урока
-Тема нашего сегодняшнего урока : «Потребитель в экономике»
 
Целеполагание.  Определим цели нашего урока,
нашей деятельности на уроке
Мы должны ответить на вопрос, что такое потребность, кто же такие потребители; познакомиться с правами потребителя
Существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.
Что же такое потребности?
Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.
На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его

 

Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в два  этапа.
1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.
2 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.
2 слайд

 

Итак:
Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.(3 слайд)
Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем.
И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

И у продавца, и у потребителя есть свои экономические интересы, которые отличаются друг от друга. Какие же интересы у потребителя при приобретении товаров и услуг? (ответы детей).
Грамотность потребителя  - тема очень серьезного разговора. Для начала познакомимся  с визитной карточкой товара. Визитной карточкой товара является его штриховой код. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, такой код должны иметь обязательно. За пренебрежение этим правилом нарушитель платит штраф – до 15% стоимости всей партии.  Штрих-код несет в себе очень много информации. (слайд 4)

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18
2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+2+0+4+0+0=10
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64
5. Отбросить десятки: получим 4
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде,  это значит, что товар произведен незаконно.
Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия - четыре или пять. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств. 


Потренируемся в определении подлинности товара.
Далее о суверенитете потребителя.(слайд 5) Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем. (6 слайд)
В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

 
  1. Монополизм производителя
  2. Непрофессионализм потребителя
  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)
  4. Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.
Как потребителю обеспечить свой суверенитет? (7 слайд)

Главное он должен знать свои права.
Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

 
  •   «Права потребителя» (слайд 8)
  • - на информацию
  • - на выбор
  • - на консультацию
  • - на добросовестное, качественное обслуживание
  • - на качество товара
  • - на возврат товара
  • - на замену товара
  • - на возмещение убытков
  • - на апробацию
  • - на здоровье
  • - на защиту от агрессии
  • - на возмещение морального ущерба.
  • - на безопасность
Во всех цивилизованных странах существует закон, в котором прописаны права потребителя. Как в России называется этот документ? Как вы думаете, этот документ предназначен только для потребителей? (ответы детей)

Закон «О защите прав потребителей»(слайд 9) - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года  (слайд 10)   и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей.

Я приготовила для вас фрагмент известного мультфильма «Как старик корову продавал». Сейчас мы его внимательно посмотрим, а затем вы должны будете ответить на вопрос: если бы богач все-таки купил корову, какие права потребителя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».
Разобрать ситуации(12, 13 слайд)

Итог: Давайте подведем итог и вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.
- Кто такой потребитель?
-Какие он имеет права?
- Как называется закон, в тором указаны все эти права?

IV
. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учащимся предлагаются следующая задача:
У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  55  и 45 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у  обоих?

Ребята высказываются.
Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле колеблется от 10 до
500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 45 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  Требуются ли комментарии?

V. Рефлексия

 
  • на этом уроке мы освоили ...
  • сегодня мы научились ...
  • мне было сложно ...
  • я понял, что ...
  • я планирую     
             
VI.
 Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Я потребитель»                      


Категория: Блоги | Добавил: ИринаТТ
Просмотров: 544 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог