Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по литературному чтению С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"

СКАЧАТЬ (291.5 Kb) 31.03.2023, 22:05
Васильева Карина Норатовна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа №7
Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс
 
Васильева Карина Норатовна, учитель начальных классов
Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 4
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям;
отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев;
делать выборочный пересказ.

Задачи:
Обучающие: познакомить с жизнью и творчеством Аксакова, учиться по плану передавать последовательность своего рассказа, отрабатывать навыки выразительного чтения, получать информацию о писателе, торговцах, купцах, раскрывать лексическое значение устаревших слов, отвечать на вопросы по ходу текста.

Развивающие: пополнять и развивать кругозор учащихся, словарный запас учеников, развивать точность и полноту выражения своих мыслей, развивать умение работать по плану.

Воспитывающие: уважение к Руси, к жителям, к истории нашей страны, уважение к семье, любовь к природе, терпимость к людям, умение видеть свои ошибки, умение сдерживать свои слова.

Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по ходу текста.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные:
Регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, к родным, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.

Оборудование: слайды – презентация, портрет С.Т.Аксакова, информация о купцах, слайды о них, слова с раскрытием их лексического значения, доклады учеников о творчестве С.Т. Аксакова.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока

– О ком сегодня пойдет речь? (Мы поговорим о писателе С.Т.Аксакове и его творчестве).
– Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Как она называется? («Аленький цветочек»)

III. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова.
Ребята по плану рассказывают о творчестве писателя. (Работа с тетрадью).

2. Аксаков писал о купце и его семье. Кто же такие купцы? (Рассказ учителя о купцах).
Рис.2

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец». Стальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
Рис.3

Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь, а та же моря, куда отправлялись купцы за чужеземным товаром и отвозили свои. Так происходил товарообмен. Именно на реках возникли самые ранние русские города — та же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли.
Рис. 4

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.

Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.
Рис. 5

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например, «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».

Рис.6

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги.

3. Название сказки.
Рис. 7

4. Словарная работа.
Рис.8

Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12

– Раскрываем лексические значения слов.

Пригорок мураватый – поросший мягкой и сочной травой.
Яства сахарные – яства – еда, кушанье.
Вся посуда золота червонного – червонный – красный, алый.
Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Опочивать легла – спать легла.
Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет.
Обо мне николи не услышишь – никогда не услышишь.
Напала на нее тоска неусыпная – не теряющий бдительности.
Челядь дворовая – слуги дворовые.
Рис. 13

IV. Чтение учителем текста из учебника литературное чтение для 4 класса
1. Для стр. 196.
Рис.14

2. Для с.197.
Рис.15

3. Для с.198.
Рис.16

Учитель задает вопросы по ходу чтения произведения.

V. Интрига текста
– Что могло произойти с купцом? Стр.198. Чтение учеников.
Рис.17

VI. Рефлексия
– Чем занимались на уроке?
– С какой сказкой познакомились?
– Что интересного узнали?
– Оцените свою работу на уроке. Что удалось выполнить?

VII. Подведение итога урока

VIII. Домашнее задание. Прочитать текст на с.193-204.


Категория: Блоги | Добавил: karina_vasileva_1973
Просмотров: 218 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог