| 
				
			 Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс
 Васильева Карина Норатовна, учитель начальных классовРазделы: Литература, Начальная школа
 Класс: 4
 Тип урока: урок изучения нового материала.
 Цели:
 познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
 обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям;
 отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев;
 делать выборочный пересказ.
 
 Задачи:
 Обучающие: познакомить с жизнью и творчеством Аксакова, учиться по плану передавать последовательность своего рассказа, отрабатывать навыки выразительного чтения, получать информацию о писателе, торговцах, купцах, раскрывать лексическое значение устаревших слов, отвечать на вопросы по ходу текста.
 
 Развивающие: пополнять и развивать кругозор учащихся, словарный запас учеников, развивать точность и полноту выражения своих мыслей, развивать умение работать по плану.
 
 Воспитывающие: уважение к Руси, к жителям, к истории нашей страны, уважение к семье, любовь к природе, терпимость к людям, умение видеть свои ошибки, умение сдерживать свои слова.
 
 Планируемые результаты:
 Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по ходу текста.
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 
 Метапредметные:
 Регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
 Познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
 
 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
 
 Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, к родным, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
 
 Оборудование: слайды – презентация, портрет С.Т.Аксакова, информация о купцах, слайды о них, слова с раскрытием их лексического значения, доклады учеников о творчестве С.Т. Аксакова.
 
 ХОД УРОКА
 I. Организационный момент
 
 II. Сообщение темы и постановка целей урока
 – О ком сегодня пойдет речь? (Мы поговорим о писателе С.Т.Аксакове и его творчестве).
 – Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Как она называется? («Аленький цветочек»)
 
 III. Работа по теме урока
 1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова.
 Ребята по плану рассказывают о творчестве писателя. (Работа с тетрадью).
 
 2. Аксаков писал о купце и его семье. Кто же такие купцы? (Рассказ учителя о купцах).
 Рис.2
 
 Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец». Стальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
 Рис.3
 
 Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь, а та же моря, куда отправлялись купцы за чужеземным товаром и отвозили свои. Так происходил товарообмен. Именно на реках возникли самые ранние русские города — та же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли.
 Рис. 4
 
 В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.
 
 Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.
 Рис. 5
 
 В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например, «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».
 
 Рис.6
 
 После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
 Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги.
 
 3. Название сказки.
 Рис. 7
 
 4. Словарная работа.
 Рис.8
 
 Рис.9
 Рис.10
 Рис.11
 Рис.12
 
 – Раскрываем лексические значения слов.
 
 Пригорок мураватый – поросший мягкой и сочной травой.
 Яства сахарные – яства – еда, кушанье.
 Вся посуда золота червонного – червонный – красный, алый.
 Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
 Опочивать легла – спать легла.
 Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет.
 Обо мне николи не услышишь – никогда не услышишь.
 Напала на нее тоска неусыпная – не теряющий бдительности.
 Челядь дворовая – слуги дворовые.
 Рис. 13
 
 IV. Чтение учителем текста из учебника литературное чтение для 4 класса
 1. Для стр. 196.
 Рис.14
 
 2. Для с.197.
 Рис.15
 
 3. Для с.198.
 Рис.16
 
 Учитель задает вопросы по ходу чтения произведения.
 
 V. Интрига текста
 – Что могло произойти с купцом? Стр.198. Чтение учеников.
 Рис.17
 
 VI. Рефлексия
 – Чем занимались на уроке?
 – С какой сказкой познакомились?
 – Что интересного узнали?
 – Оцените свою работу на уроке. Что удалось выполнить?
 
 VII. Подведение итога урока
 
 VIII. Домашнее задание. Прочитать текст на с.193-204.
 
 
 |