Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс
Васильева Карина Норатовна, учитель начальных классов
Разделы: Литература, Начальная школа
Класс: 4
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям;
отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев;
делать выборочный пересказ.
Задачи:
Обучающие: познакомить с жизнью и творчеством Аксакова, учиться по плану передавать последовательность своего рассказа, отрабатывать навыки выразительного чтения, получать информацию о писателе, торговцах, купцах, раскрывать лексическое значение устаревших слов, отвечать на вопросы по ходу текста.
Развивающие: пополнять и развивать кругозор учащихся, словарный запас учеников, развивать точность и полноту выражения своих мыслей, развивать умение работать по плану.
Воспитывающие: уважение к Руси, к жителям, к истории нашей страны, уважение к семье, любовь к природе, терпимость к людям, умение видеть свои ошибки, умение сдерживать свои слова.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по ходу текста.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные:
Регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, к родным, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: слайды – презентация, портрет С.Т.Аксакова, информация о купцах, слайды о них, слова с раскрытием их лексического значения, доклады учеников о творчестве С.Т. Аксакова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка целей урока
– О ком сегодня пойдет речь? (Мы поговорим о писателе С.Т.Аксакове и его творчестве).
– Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Как она называется? («Аленький цветочек»)
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова.
Ребята по плану рассказывают о творчестве писателя. (Работа с тетрадью).
2. Аксаков писал о купце и его семье. Кто же такие купцы? (Рассказ учителя о купцах).
Рис.2
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец». Стальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
Рис.3
Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь, а та же моря, куда отправлялись купцы за чужеземным товаром и отвозили свои. Так происходил товарообмен. Именно на реках возникли самые ранние русские города — та же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли.
Рис. 4
В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.
Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.
Рис. 5
В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например, «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».
Рис.6
После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги.
3. Название сказки.
Рис. 7
4. Словарная работа.
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
– Раскрываем лексические значения слов.
Пригорок мураватый – поросший мягкой и сочной травой.
Яства сахарные – яства – еда, кушанье.
Вся посуда золота червонного – червонный – красный, алый.
Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Опочивать легла – спать легла.
Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет.
Обо мне николи не услышишь – никогда не услышишь.
Напала на нее тоска неусыпная – не теряющий бдительности.
Челядь дворовая – слуги дворовые.
Рис. 13
IV. Чтение учителем текста из учебника литературное чтение для 4 класса
1. Для стр. 196.
Рис.14
2. Для с.197.
Рис.15
3. Для с.198.
Рис.16
Учитель задает вопросы по ходу чтения произведения.
V. Интрига текста
– Что могло произойти с купцом? Стр.198. Чтение учеников.
Рис.17
VI. Рефлексия
– Чем занимались на уроке?
– С какой сказкой познакомились?
– Что интересного узнали?
– Оцените свою работу на уроке. Что удалось выполнить?
VII. Подведение итога урока
VIII. Домашнее задание. Прочитать текст на с.193-204.
|