Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по окружающему миру

СКАЧАТЬ (26.8 Kb) 23.10.2021, 18:31
Комаха Наталья Иннокентьевна
учитель начальных классов, МОУСОШ №16 г.Магнитогорска
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе:
«Кто такие рыбы?»
 
(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)
 
Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

Болотина Марина Константиновна

МБОУ «Школа № 54» г. Курска

Предмет: окружающий мир
Класс:1
Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:
Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные

Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.
Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)
- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)
- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то показываем знак согласия, если нет – запрещающий знак.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4 Бабочки питаются нектаром цветов?(Да)
5. Паук – это насекомое? (нет)
6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?
- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация
Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,
Полетела, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась. – Стрекоза это насекомое? (Да)

2. Введение в тему урока.
- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает?

А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба) (Слайд 1)

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте цели, которые нам ставит Муравей-Вопросик .Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 2)
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?
- Кто согласен? Муравьишка сомневается.
- Давайте продолжим исследование окружающего мира в учебнике и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 3)

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.
- Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа.
Загадка.
- Муравьишка приготовил загадку:
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)
- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

4. Работа по учебнику в парах.
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

1. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.) (Слайд 5)

2.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает
(Щука) (Слайд 6)

Щука речная рыба, больших и средних размеров.Окраска туловища пятнистая,с темными полосками.

3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 7)

У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

4. 3. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(карась) (Слайд 8)

5. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (ёрш) (Слайд 9)
У ерша колючие плавники.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
- Какие реки протекают в Курской обл.(Сейм, Кур, Тускарь)
- Какие рыбы в них живут?(Сом, карась, щука, карп, лещ,белый Амур, плотва и др.)

ФИЗМИНУТКА

Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)

1. Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд 11)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска) (Слайд 12)

3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула) (Слайд 13)

Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.

В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы

4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,
Я – в море, без тельняшки.
Мой красный цвет пугает всех.
Я - хищник настоящий! (Морской Окунь) (Слайд 14)

5. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд 15)

У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)
- Значит, это - морские рыбы. Постараемся и их запомнить.

VI Работа в рабочей тетради с.24

Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19).

Силуэт –это . Oдноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.
Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)

VII Работа в парах. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 - 23 )

План описания рыбы
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
5. Окраска туловища, плавников.

VIII Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
- А где рыбки могут жить дома?
- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.


Категория: Блоги | Добавил: nata260292
Просмотров: 327 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог