Работа с текстом рассказа Наринэ Абгарян « Бегония» 9 класс
Цели урока
1. Предметные: Познакомить с рассказом, формировать базовые навыки анализа текста: определения темы, главной мысли, проблемы; умения давать характеристику героям.
2. Метапредметные: развивать умение извлекать информацию из прочитанного; развивать умение строить развернутое высказывание, выражать свою точку зрения; обогащать словарный запас.
3. Личностные: совершенствование нравственных качеств личности, укрепление самооценки, самоуважения.
I. Настрой
- Скажите, давно ли вы плакали? (Можете вслух не отвечать на мой вопрос).
- Почему или когда человек плачет?
В рассказе, который мы начали читать на прошлом уроке, главный герой, пожилой мужчина, неожиданно для себя заплачет. Давайте узнаем: КАК и ПОЧЕМУ это случилось.
II. Работа с рассказом
1. Чтобы всем присутствующим в кабинете была известна новогодняя история, которую написала писательница Наринэ Абгарян, я прошу воспроизвести начало рассказа. Помогут ребята, что уже начали её читать.
Итак, новогоднее утро Максима Георгиевича…
2. ЧТЕНИЕ (раздаю тексты на столы)
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО
- Озвучьте ваши первые впечатления. Что зацепило?
- Вами прочитан рассказ, этот жанр подразумевает небольшое количество героев. Назовите их.
3. «Цепочка» По очереди характеризуем героя/рассказываем о нем. Каждый – одно предложение.
- Почему Максим Георгиевич и мы, читатели, с первого описания Маши и Артемки доверяем этим героям?
(Пятилетний мальчик достаточно самостоятелен без мамы, уже читает, у них тёплые отношения; у Маши «располагающее к себе открытое лицо и ямочки на щеках».)
- Расскажите, что вспоминает герой о своей умершей жене, как называет её?
- Как вы думаете, с какой целью в рассказе упоминается об уже умершей жене Максима Георгиевича? (Показать степень его отчаянного одиночества после счастливого брака)
- Таким образом, мы выведем тему и проблему (какой вопрос волнует автора?) рассказа.
О чем рассказ: О встрече Нового года.
Проблема: Одиночества человека в мире.
- Вы обратили внимание на слайд с фотографией цветка, названием которого автор озаглавила рассказ. А вы задумались над тем, почему рассказ так называется? Выскажите предположения, вспомнив, когда в тексте «появляется» бегония? (В самом начале рассказа упоминается о расцветшей некстати бегонии, она не радовала героя, хотя и напоминала о любимой жене. Маше Максим Георгиевич отвечает, что он не один, с ним Тузик и бегония. И в гости он отправляется с ней. И возвращается она назад утром уже с Машей и Артемкой).
- Значит, мы не всех героев рассказа указали в начале урока. Цветущая бегония как символ (чего?)…ожидания чуда, счастья.
ЧТЕНИЕ КУЛЬМИНАЦИИ РАССКАЗА
- Чем заканчивается непростая, эмоционально затратная, новогодняя ночь этого одинокого человека?
- Теперь нам легко вывести главную идею рассказы. Сформулируйте её.
Идея: Одиночество не приговор. Всегда найдутся люди, которым ты будешь нужен. Не стоит замыкаться и отчаиваться. Надо верить в чудо.
4. Продолжите предложение… (Начало итоговых фраз по рассказу)
5. «Найдите ошибку»
Раздаются карточки с отрывками из произведения с ошибками. Внимательно прочитать, исправить. Объяснить, какие коррективы внесены.
III. Письменная работа: Рецепт от одиночества
Напишите ваш рецепт от одиночества. Что нужно делать человеку, который по каким-то причинам остался один? Как вести себя людям, рядом с которыми обнаруживается одинокий человек. Можно ли спастись в современном мире от этой беды?
IV. Завершение урока. Сегодня состоялось знакомство с рассказом особым. Он относится к жанру так называемых рождественских рассказов. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения в них оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется в рассказе не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение. Примерами таких рассказов могут служить следующие: В. А. Жуковский баллада «Светлана», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, Людмила Петрушевская «Чёрное пальто», Людмила Улицкая «Капустное чудо». Почитайте.
Можно предложить рисующим детям создать иллюстрацию к рассказу. Например, образ одиночества. Дать комментарий к изображенному.
|